Проценты вне игры
Материалы выпуска
Проверка на непрочность Рынок Движение присоединения Инструменты «Игроки, выживающие сегодня на рынке, становятся опытнее, эффективнее» Компетенция Проценты вне игры Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Проценты вне игры

На ставки по микрокредитам не сильно повлияли как коронакризис, так и удешевление фондирования в связи со снижением ключевой ставки ЦБ. При этом ужесточились требования МФО к клиентам, выросло число отказов в займах.
Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

Цена вопроса 

По данным Банка России, ставки в сегменте PDL (payday loan, займы до зарплаты, на срок не более 30 дней на сумму не более 30 тыс. руб.) во втором квартале 2020-го в среднем составляли 348,0% годовых против 352,4% в первом. По сравнению со вторым кварталом прошлого года падение значительное (тогда было 505,6% годовых), но оно связано не с экономическими, а с регуляторными причинами — было введено законодательное ограничение на значение полной стоимости кредита (ПСК): не более 1% в день. Собственно, вблизи этого максимума и находятся реальные ставки. «Пандемия и вызванные ею ограничения не оказали сколько-нибудь заметного влияния на уровень процентных ставок на рынке МФО. Учитывая, что ставки размещения — это ставки ПСК, которые никак не зависят от ключевой ставки, то и действия Банка России не затронули напрямую ни компании, ни заемщиков», — объясняет такую стабильность гендиректор МФК «МигКредит» Олег Гришин.

В сегменте IL (installments, среднесрочные потребительские микрозаймы на срок более 30 дней либо на сумму свыше 30 тыс. руб.) изменения значительные лишь в части займов на срок от двух месяцев до полугода на сумму до 30 тыс. руб., они за квартал подорожали с 275,1 до 295,85% годовых (во втором квартале 2019-го было 250,1%). В ЦБ связывают это с перетоком в данный сегмент клиентов из более «дорогого» сегмента PDL. Кроме того, резко упали ставки по кредитам той же срочности на сумму свыше 100 тыс. руб. — за квартал они рухнули с 69,5 до 46,5% годовых. Это, вполне вероятно, связано с перетоком качественных клиентов из банков — например, тех бизнесменов и сотрудников малых предприятий, кто в кризис лишился «белых» доходов.

«Ограничение ставок уровнем 1% в день привело к падению рентабельности самых востребованных у населения продуктов, в частности — до зарплаты, — рассказывает гендиректор ГК «TWINO» (бренды «Монеза» и «Езаем») Ашот Торосян. И вынудило компании разнообразить свои продуктовые линейки. Так, в нашей группе активно начали развиваться займы installment».

В остальных сегментах ставки менялись не слишком сильно. Например, короткие кредиты на сумму свыше 30 тыс. руб. подорожали с 108,5 до 113,2% годовых (во втором квартале 2019-го было 108,9%), кредиты на срок свыше года на сумму до 100 тыс. руб. остаются в диапазоне 43–55% годовых, POS-кредиты стоят 24–32% годовых в зависимости от суммы и срочности.

Клиентский отбор 

При этом, оставив ставки на прежних уровнях, МФО стали тщательнее подходить к отбору клиентов. «Компании значительно ужесточили свои требования к заемщикам, — рассказывает генеральный директор IDF Eurasia в России (бренд Moneyman) Ирина Хорошко. — Можно говорить о том, что новыми клиентами МФО могли стать только те пользователи, которые по своим показателям максимально приближались к банковским пользователям. В разы сократился уровень одобрения. По нашим оценкам, несколько миллионов пользователей микрофинансовых компаний больше не смогли воспользоваться услугами альтернативного банковскому кредитования». При этом, по ее словам, уже в начале этого года стало понятно, что «коронакризис» не обойдет стороной и Россию. Компании стали заблаговременно вносить изменения в свои бизнес-процессы, в том числе в скоринговые модели.

«Снижение рентабельности вынудило нас пересматривать в сторону ужесточения свои критерии оценки заемщиков», — говорит Ашот Торосян. При этом, по его словам, коронакризис заставил многие компании вновь сделать фокус на более краткосрочные продукты — PDL, которые в этот период стали наиболее интересны для граждан, столкнувшихся с финансовыми трудностями. Кроме того, период неопределенностей вынуждает МФО делать ставку на работу с более надежными заемщиками, чтобы обеспечить качественный кредитный портфель.

В период первой волны пандемии, в апреле—мае, требования к заемщикам ужесточились у всех кредитных организаций, МФО в этом плане не стали исключением, отмечает Олег Гришин. «Мы также закрутили воронку продаж и стали заметно меньше одобрять заявки рисковых групп клиентов, отсекалась худшая категория заемщиков, — поясняет финансист. — И стали более детально делать акцент на особенностях тех отраслей, в которых работают клиенты. Конечно, в первую волну пандемии, в условиях неопределенности количество отказов по заявкам клиентов заметно выросло. Если взять за 100% объем заявок, которые мы готовы были удовлетворять до кризиса, то в период пандемии этот показатель снизился на 30%».

Ашот Торосян также обращает внимание на то, что на рост числа отказов оказывает влияние количество «фродстеров» и мошенников, которых в последнее время стало больше на рынке, особенно в период пандемии.

Перспективы рынка 

Если говорить о будущей динамике ставок и жесткости подхода к заемщикам, то здесь оценки участников рынка расходятся.

Ашот Торосян считает, что текущий размер максимальных ставок не будет снижаться в среднесрочной перспективе: многие компании не смогли адаптироваться к новым условиям, рынок стал укрупняться за счет выхода некоторых игроков из реестра ЦБ, и этот тренд сохраняется. При этом спрос на услуги со стороны граждан остается очень востребованным, и дальнейшее резкое ограничение ставок способно активизировать работу серых и черных кредиторов, с которыми давно идет борьба.

Ирина Хорошко обращает внимание на то, что коронакризис существенным образом отразился на секторе, произошло снижение спроса как со стороны новых, так и со стороны повторных клиентов. «Мы наблюдаем большую конкурентную борьбу за клиентов среди компаний сектора. Игроки улучшают свои продукты, мобильные приложения активно развивают программы лояльности, мы, например, активно продвигаем продукт под 0% в день до 15 дней, который рассчитан для новых клиентов. Можно ожидать, что в ближайшем будущем процентные ставки будут снижаться», — полагает она.

«В среднесрочной перспективе мы в любом случае увидим снижение ставок. Если взять за ориентир год, то снижение, по моим оценкам, составит порядка 10 п.п.», — соглашается Олег Гришин. Также он считает, что на сегодня рынок микрозаймов уже вернулся в доковидный период по объему выдач, это же касается и количества отказов клиентам, и пока нет оснований для нового ужесточения скоринга.