— Распространение коронавирусной инфекции повлияло практически на все сферы жизни и, безусловно, отразилось на исполнении бюджетов регионов. С какими проблемами столкнулся край?
— Исполнение бюджета в Красноярском крае, как и в других регионах, происходило в достаточно сложных социально-экономических условиях. Ситуация с эпидемией коронавируса и сопутствующие изменения отразились на параметрах краевого бюджета. Его исполнение в текущем году от квартала к кварталу сильно менялось. Если первый квартал мы завершили при сбалансированных показателях, то уже по итогам следующих трех месяцев превышение расходов над доходами составило 8,7 млрд руб.
Конъюнктурные изменения на валютных и сырьевых рынках, в том числе падение ниже прогнозных величин цен на нефть Urals и отдельные бюджетообразующие металлы (никель, медь, алюминий), общий спад экономической активности и замедление инвестиционной деятельности привели к снижению поступлений в региональный бюджет. Плюс добавились расходы на реализацию мер поддержки пострадавших от пандемии отраслей экономики и малого и среднего бизнеса.
По предварительным расчетам, к концу года объем выпадающих доходов в части налоговых и неналоговых поступлений может составить около 10 млрд руб. по отношению к первоначальным планам на 2020 год. Хотя, как я уже сказал, ситуация из месяца в месяц меняется, и итоговая цифра может быть как больше, так и меньше.
— Насколько бюджет региона учитывает текущее развитие ситуации с COVID-19, предусмотрены ли дополнительные мероприятия по поддержке граждан и бизнеса? Какие конкретно меры запланированы?
— В условиях непростого, как я уже отметил, исполнения бюджета по доходам, в крае в дополнение к федеральным мерам было разработано два пакета антикризисных мер. В числе первоочередных — приняты краевые законы, существенно снижающие налоговую нагрузку для малого и среднего бизнеса. Документы касаются упрощенной системы налогообложения, патентов, налога на имущество организаций по наиболее пострадавшим видам деятельности. При этом региональный перечень видов деятельности, нуждающихся в господдержке, расширен в три раза по сравнению с федеральным списком.
Второй пакет антикризисных мер разрабатывался на основании майского указа губернатора Красноярского края и предусматривал прямую поддержку отдельных отраслей экономики: в сфере транспорта, ЖКХ, туризма и гостиничных услуг. Уже сегодня общий пакет мер поддержки отраслей экономики в крае оценивается почти в 4,5 млрд руб.
Также за счет средств краевого бюджета на поддержку граждан и реализацию иных мероприятий, сдерживающих распространение новой коронавирусной инфекции, направлено около 4 млрд руб. Значительные средства выделены на выплаты медработникам, на ежемесячные выплаты на детей, а также на увеличение размера материальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Итого дополнительная нагрузка на краевой бюджет в 2020 году, по предварительным оценкам, — более 8 млрд руб.
При этом большая часть дополнительных расходов обеспечивается за счет перераспределения существующих бюджетных ресурсов. Ведь в течение довольно длительного времени у нас по объективным причинам, как и везде в стране, не проводились культурно-массовые и другие мероприятия, не было летней оздоровительной кампании.
Также в целях поддержки регионов федеральный центр принял решение о реструктуризации бюджетных кредитов, разрешив освободившиеся средства направить в этом году на мероприятия, связанные с профилактикой и устранением последствий эпидемии, а также на компенсацию выпадающих доходов по отношению к 2019 году. Для края это сумма составила 2,3 млрд руб.
— Сегодня многие регионы получают серьезную финансовую помощь от федерального правительства. На Красноярский край она распространяется?
— Действительно, наряду с мерами поддержки, которую центр оказывает населению и отраслям экономики, существенно увеличен объем средств, направляемых в регионы. Так, в краевом бюджете на 2020 год были предусмотрены федеральные средства в размере 33,2 млрд руб. В осенней корректировке мы отразили дополнительно поступившие средства в сумме 20,5 млрд руб., из них почти половина — 10,2 млрд — на мероприятия, связанные с распространением эпидемии коронавируса. Предоставлена также нецелевая финансовая помощь в размере 5,5 млрд руб., которая частично компенсирует выпадающие доходы краевого бюджета, возникшие в условиях пандемии.
После принятия осенней корректировки нашему региону дополнительно выделено из федерального бюджета порядка 1,7 млрд руб., из которых 1,4 млрд руб. — на социальные выплаты для поддержки безработных граждан, а еще 0,3 млрд руб. — на здравоохранение.
— В середине октября в региональное законодательное собрание был внесен проект бюджета на 2021–2023 годы. Каковы приоритеты бюджетной политики региона на этот период?
— Отвечая на этот вопрос, отмечу, что подготовка проекта нового бюджета проходила в непростых условиях. На фоне напряженной ситуации, связанной с COVID-19, буквально на завершающем этапе формирования проекта краевого бюджета на федеральном уровне был внесен ряд изменений в налоговое и бюджетное законодательство, которые мобилизуют доходы федерального бюджета, но, к сожалению, не способствуют повышению финансовой устойчивости бюджета края. Речь идет об изменении подходов к исчислению налога на добычу полезных ископаемых, а также о перераспределении нормативов по данному виду налога. В результате указанных решений платежи в региональный бюджет по НДПИ в целом останутся на прежнем уровне. Однако могут сократиться поступления по налогу на прибыль от металлургической и нефтяной отраслей края.
Однако, несмотря на изменение условий формирования бюджета, в целом мы сохранили преемственность бюджетной политики и подготовили сбалансированный проект бюджета, в рамках которого намерены решить целый ряд важных для края вопросов.
Абсолютным приоритетом на предстоящий период для нас остается финансирование национальных проектов. На их реализацию в 2021 году, с учетом федеральных средств, предусмотрено 23,1 млрд руб. Вторым главным направлением является социальная поддержка граждан, в том числе в рамках январского послания президента РФ к Федеральному собранию. Повышенное внимание будет уделяться прежде всего семьям с детьми.
Отмечу, что за последний год сумма средств, направляемых на выполнение социальных обязательств перед населением, значительно увеличилась. Если в 2019 году она составляла 32,2 млрд руб. (с учетом федеральных средств), то в 2020 году — уже 49,4 млрд руб. В 2021 году общий объем социальной поддержки граждан в крае составит 53,5 млрд руб.
Также с учетом федеральных подходов и решений проект бюджета предусматривает рост расходов на повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в сумме 4,7 млрд руб.
Помимо общегосударственных задач мы ставим перед собой и решаем задачи на уровне края. Главной среди них является содействие устойчивому развитию муниципальных образований края и совершенствование межбюджетных отношений. Так, в целях укрепления финансовой основы местного самоуправления, с учетом отмены с 2021 года единого налога на вмененный доход, муниципалитетам края будут переданы дополнительные нормативы по упрощенной системе налогообложения.
В рамках территориального развития и развития локальной экономики планируется реализация и финансирование муниципальных комплексных проектов развития, благоустройство административных центров, а также разработка проектно-сметной документации и строительство порядка ста социальных объектов на трехлетний период. В проект бюджета заложены также средства на развитие инфраструктуры, поддержку отраслей экономики, на укрепление материально-технической базы учреждений соцсферы, а также на развитие дорожной сети в нашем крае.
Таким образом, подготовленный законопроект, с одной стороны, обеспечивает все принятые обязательства и гарантии, с другой — увеличивает расходы на реализацию нацпроектов, соцподдержку граждан, а также на развитие наших территорий и является социально ориентированным.
— Учитывая, что бюджет предполагается дефицитным, с помощью каких инструментов будет осуществляться его финансирование?
— Действительно, параметры проекта краевого бюджета на 2021 год, сформированные с учетом федеральных средств, предусматривают поступление доходов в размере 259,2 млрд руб., осуществление расходов в сумме 273,9 млрд руб. и, соответственно, дефицит бюджета — 14,7 млрд руб. При этом в плановом периоде прогнозируются его снижение до 7 млрд руб. в 2022 году и выход на бездефицитный бюджет в 2023 году.
По вопросу об источниках финансирования дефицита бюджета скажу, что в период 2021–2022 годов это преимущественно эмиссия ценных бумаг. Кроме того, будут учитываться остатки средств, сформированные на счетах бюджета на начало 2021 года.