Решения , Весь мир ,  
0 

«Приоритетами краевого бюджета остаются нацпроекты и поддержка граждан»

Фото: пресс-служба правительства Красноярского края
Фото: пресс-служба правительства Красноярского края
О бюджетной политике Красноярского края в условиях пандемии РБК+ рассказал заместитель председателя правительства, министр финансов региона Владимир Бахарь.

— Распространение коронавирусной инфекции повлияло практически на все сферы жизни и, безусловно, отразилось на исполнении бюджетов регионов. С какими проблемами столкнулся край?

— Исполнение бюджета в Красноярском крае, как и в других регионах, происходило в достаточно сложных социально-экономических условиях. Ситуация с эпидемией коронавируса и сопутствующие изменения отразились на параметрах краевого бюджета. Его исполнение в текущем году от квартала к кварталу сильно менялось. Если первый квартал мы завершили при сбалансированных показателях, то уже по итогам следующих трех месяцев превышение расходов над доходами составило 8,7 млрд руб.

Конъюнктурные изменения на валютных и сырьевых рынках, в том числе падение ниже прогнозных величин цен на нефть Urals и отдельные бюджетообразующие металлы (никель, медь, алюминий), общий спад экономической активности и замедление инвестиционной деятельности привели к снижению поступлений в региональный бюджет. Плюс добавились расходы на реализацию мер поддержки пострадавших от пандемии отраслей экономики и малого и среднего бизнеса.

По предварительным расчетам, к концу года объем выпадающих доходов в части налоговых и неналоговых поступлений может составить около 10 млрд руб. по отношению к первоначальным планам на 2020 год. Хотя, как я уже сказал, ситуация из месяца в месяц меняется, и итоговая цифра может быть как больше, так и меньше.

— Насколько бюджет региона учитывает текущее развитие ситуации с COVID-19, предусмотрены ли дополнительные мероприятия по поддержке граждан и бизнеса? Какие конкретно меры запланированы?

— В условиях непростого, как я уже отметил, исполнения бюджета по доходам, в крае в дополнение к федеральным мерам было разработано два пакета антикризисных мер. В числе первоочередных — приняты краевые законы, существенно снижающие налоговую нагрузку для малого и среднего бизнеса. Документы касаются упрощенной системы налогообложения, патентов, налога на имущество организаций по наиболее пострадавшим видам деятельности. При этом региональный перечень видов деятельности, нуждающихся в господдержке, расширен в три раза по сравнению с федеральным списком.

Второй пакет антикризисных мер разрабатывался на основании майского указа губернатора Красноярского края и предусматривал прямую поддержку отдельных отраслей экономики: в сфере транспорта, ЖКХ, туризма и гостиничных услуг. Уже сегодня общий пакет мер поддержки отраслей экономики в крае оценивается почти в 4,5 млрд руб.

Также за счет средств краевого бюджета на поддержку граждан и реализацию иных мероприятий, сдерживающих распространение новой коронавирусной инфекции, направлено около 4 млрд руб. Значительные средства выделены на выплаты медработникам, на ежемесячные выплаты на детей, а также на увеличение размера материальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Итого дополнительная нагрузка на краевой бюджет в 2020 году, по предварительным оценкам, — более 8 млрд руб.

При этом большая часть дополнительных расходов обеспечивается за счет перераспределения существующих бюджетных ресурсов. Ведь в течение довольно длительного времени у нас по объективным причинам, как и везде в стране, не проводились культурно-массовые и другие мероприятия, не было летней оздоровительной кампании.

Также в целях поддержки регионов федеральный центр принял решение о реструктуризации бюджетных кредитов, разрешив освободившиеся средства направить в этом году на мероприятия, связанные с профилактикой и устранением последствий эпидемии, а также на компенсацию выпадающих доходов по отношению к 2019 году. Для края это сумма составила 2,3 млрд руб.

— Сегодня многие регионы получают серьезную финансовую помощь от федерального правительства. На Красноярский край она распространяется?

— Действительно, наряду с мерами поддержки, которую центр оказывает населению и отраслям экономики, существенно увеличен объем средств, направляемых в регионы. Так, в краевом бюджете на 2020 год были предусмотрены федеральные средства в размере 33,2 млрд руб. В осенней корректировке мы отразили дополнительно поступившие средства в сумме 20,5 млрд руб., из них почти половина — 10,2 млрд — на мероприятия, связанные с распространением эпидемии коронавируса. Предоставлена также нецелевая финансовая помощь в размере 5,5 млрд руб., которая частично компенсирует выпадающие доходы краевого бюджета, возникшие в условиях пандемии.

После принятия осенней корректировки нашему региону дополнительно выделено из федерального бюджета порядка 1,7 млрд руб., из которых 1,4 млрд руб. — на социальные выплаты для поддержки безработных граждан, а еще 0,3 млрд руб. — на здравоохранение.

— В середине октября в региональное законодательное собрание был внесен проект бюджета на 2021–2023 годы. Каковы приоритеты бюджетной политики региона на этот период?

— Отвечая на этот вопрос, отмечу, что подготовка проекта нового бюджета проходила в непростых условиях. На фоне напряженной ситуации, связанной с COVID-19, буквально на завершающем этапе формирования проекта краевого бюджета на федеральном уровне был внесен ряд изменений в налоговое и бюджетное законодательство, которые мобилизуют доходы федерального бюджета, но, к сожалению, не способствуют повышению финансовой устойчивости бюджета края. Речь идет об изменении подходов к исчислению налога на добычу полезных ископаемых, а также о перераспределении нормативов по данному виду налога. В результате указанных решений платежи в региональный бюджет по НДПИ в целом останутся на прежнем уровне. Однако могут сократиться поступления по налогу на прибыль от металлургической и нефтяной отраслей края.

Однако, несмотря на изменение условий формирования бюджета, в целом мы сохранили преемственность бюджетной политики и подготовили сбалансированный проект бюджета, в рамках которого намерены решить целый ряд важных для края вопросов.

Абсолютным приоритетом на предстоящий период для нас остается финансирование национальных проектов. На их реализацию в 2021 году, с учетом федеральных средств, предусмотрено 23,1 млрд руб. Вторым главным направлением является социальная поддержка граждан, в том числе в рамках январского послания президента РФ к Федеральному собранию. Повышенное внимание будет уделяться прежде всего семьям с детьми.

Отмечу, что за последний год сумма средств, направляемых на выполнение социальных обязательств перед населением, значительно увеличилась. Если в 2019 году она составляла 32,2 млрд руб. (с учетом федеральных средств), то в 2020 году — уже 49,4 млрд руб. В 2021 году общий объем социальной поддержки граждан в крае составит 53,5 млрд руб.

Также с учетом федеральных подходов и решений проект бюджета предусматривает рост расходов на повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в сумме 4,7 млрд руб.

Помимо общегосударственных задач мы ставим перед собой и решаем задачи на уровне края. Главной среди них является содействие устойчивому развитию муниципальных образований края и совершенствование межбюджетных отношений. Так, в целях укрепления финансовой основы местного самоуправления, с учетом отмены с 2021 года единого налога на вмененный доход, муниципалитетам края будут переданы дополнительные нормативы по упрощенной системе налогообложения.

В рамках территориального развития и развития локальной экономики планируется реализация и финансирование муниципальных комплексных проектов развития, благоустройство административных центров, а также разработка проектно-сметной документации и строительство порядка ста социальных объектов на трехлетний период. В проект бюджета заложены также средства на развитие инфраструктуры, поддержку отраслей экономики, на укрепление материально-технической базы учреждений соцсферы, а также на развитие дорожной сети в нашем крае.

Таким образом, подготовленный законопроект, с одной стороны, обеспечивает все принятые обязательства и гарантии, с другой — увеличивает расходы на реализацию нацпроектов, соцподдержку граждан, а также на развитие наших территорий и является социально ориентированным.

— Учитывая, что бюджет предполагается дефицитным, с помощью каких инструментов будет осуществляться его финансирование?

— Действительно, параметры проекта краевого бюджета на 2021 год, сформированные с учетом федеральных средств, предусматривают поступление доходов в размере 259,2 млрд руб., осуществление расходов в сумме 273,9 млрд руб. и, соответственно, дефицит бюджета — 14,7 млрд руб. При этом в плановом периоде прогнозируются его снижение до 7 млрд руб. в 2022 году и выход на бездефицитный бюджет в 2023 году.

По вопросу об источниках финансирования дефицита бюджета скажу, что в период 2021–2022 годов это преимущественно эмиссия ценных бумаг. Кроме того, будут учитываться остатки средств, сформированные на счетах бюджета на начало 2021 года.

Решения Как врачи Красноярского края добираются до пациентов
Содержание
Закрыть