#14 Образование, 18 декабря 2020
Инновации ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Зумерам нужны бизнес-навыки

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
70% подростков в мире уже занимаются предпринимательской деятельностью.

В России 4,2 млн реальных предпринимателей, или в среднем 2,9% на тысячу человек трудоспособного населения, такие данные приводят авторы исследования «Развитие малого и среднего бизнеса» (апрель 2019 года) Сбербанка со ссылкой на результаты анализа big data о движении средств по счетам. Этот показатель близок к среднему медианному по миру — 3,2% на 1000 человек, но значительно меньше, чем в развитых странах. В США предпринимательская активность втрое выше (9%). В Китае — почти вдвое (4,5%).

Отставание страны по числу представителей малого и среднего предпринимательства (МСП)  — результат низкой склонности россиян к началу собственного бизнеса, полагают авторы исследования: «Но это и значительный потенциал для развития». В 11 регионах страны плотность проникновения МСП уже выше среднемирового: в Санкт-Петербурге на 1000 трудоспособного населения приходится 3,9% предпринимателей, в столичном регионе — 3,7%.

Москва, по данным «РИА Рейтинг», замыкает шестерку регионов, где доля занятых в секторе МСП превышает 20%. По данным департамента  предпринимательства и инновационного развития Москвы, в Едином реестре субъектов МСП столицы числится 697 тыс. малых предприятий и ИП, общее число малого и среднего бизнеса в столице достигает 13% от общего числа по стране, а число занятых в секторе — 2,8 млн. Кроме того, в столице более 400 тыс. самозанятых.

Ценные навыки 

Предпринимательская активность и уверенность россиян в возможности открыть и вести бизнес растет, отмечают авторы «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM) Высшей школы менеджмента СПбГУ и Сбербанка. В прошлом году в России было зарегистрировано рекордное количество людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями. Индекс раннего предпринимательства ТЕА (Total Entrepreneurship Activity Index) достиг 9,3% взрослого трудоспособного населения, общий уровень предпринимательской активности — 14,4%.

В начале 2000-х годов в создание нового бизнеса был вовлечен лишь каждый двадцатый житель страны, сегодня к ранним предпринимателям относится уже каждый десятый, отмечает доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, соавтор GEM Дмитрий Кнатько. Российские ранние и устоявшиеся предприниматели относятся к числу самых высокообразованных в мире, отмечает он. Традиционно большую предпринимательскую активность демонстрируют люди с высшим и неоконченным высшим образованием. Но уверенность в наличии предпринимательских знаний и навыков остается достаточно низкой, отмечает Дмитрий Кнатько: «Потребность в профильном образовании остается актуальной для бизнеса».

Развитые бизнес-навыки — один из факторов, который влияет на решение о старте бизнеса, уверены аналитики GEM: «Среди людей, обладающих предпринимательскими знаниями и навыками, доля тех, кто не видит проблем в создании бизнеса, выше».

Умение ориентироваться на рынке, изучать конкурентов и потребителей, понимать особенности маркетинга и правовые аспекты ведения бизнеса российские предприниматели считают наиболее важными навыками для успешного запуска и ведения бизнеса (данные опроса GEM).

Кризисы увеличивают спрос на образование, связанное с предпринимательской деятельностью, отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал: «Спрос растет как на дополнительные образовательные курсы для новичков, так и для опытных предпринимателей, которых интересует вопрос повышения эффективности в сложных экономических условиях».

Студенческий билет в большой бизнес 

За последние десять лет оценка россиянами достаточности своих знаний, опыта и навыков для ведения бизнеса достигла наивысшего значения, и в 2019 году составила 35,6% (данные GEM). Но в сравнении с другими странами по этому показателю Россия устойчиво занимает одно из самых низких мест. Хуже свои предпринимательские способности оценили только респонденты в Норвегии (31,5%) и Японии (14%). В таких странах, как США, Великобритания, Австралия, Испания, Швеция, Польша, Канада, этот показатель составляет около 50%.

Как считает сооснователь CarPrice.ru и венчурный инвестор Эдуард Гуринович, «вряд ли можно научить предпринимательству на уровне государственного образования». По его мнению, для развития позитивного образа предпринимателя системе образования следует плотнее работать с реальным бизнесом, частными предпринимателями, а не только представителями корпораций.

Конкурентоспособность, умение презентовать свою идею, себя, развитие предпринимательских навыков — очень важные компетенции в современном мире, говорит генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС Алексей Комиссаров.

По его словам, появляющиеся в последние годы проекты, конкурсы, программы, курсы и бизнес-акселераторы будут способствовать росту предпринимательской инициативы среди молодежи. В частности, в этом году конкурс для начинающих предпринимателей «Мой первый бизнес», который проводит платформа «Россия — страна возможностей», ориентирован как на школьников, так и на студентов колледжей и вузов до 23 лет.

Знаковым проектом эксперты считают запущенный в середине ноября по инициативе департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы образовательный курс Sprint UP — интенсивная онлайн-программа по предпринимательству для студентов столичных вузов и колледжей.

13 ноября на пресс-конференции с участием ректоров ведущих московских вузов и представителями бизнес-сообщества руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин объявил старт проекта.

Четыре потока курса рассчитаны на участие до 10 тыс. студентов и 30 высших и средних учебных заведений. На первый поток уже зарегистрировалось более 3 тыс. участников

Спринт-курс направлен на вовлечение молодежи в бизнес и на развитие у нее предпринимательских компетенций, отмечает Алексей Фурсин: «Важно, чтобы молодой человек знал, что нужно делать, чтобы заняться бизнесом, с какими рисками можно столкнуться и какая на предпринимателе лежит ответственность». По его словам, такая информированность может способствовать росту числа успешного старта бизнеса и сокращению преждевременных закрытий новых компаний.

Помимо обучения молодых людей основам предпринимательства проект поддержит развитие в университетах столицы специализированных программ дополнительного образования, будет способствовать формированию инструментов их поддержки. На основе результатов участников спринт-курса, а также активности участия вузов в других инициативах департамента будет сформирован рейтинг предпринимательской активности вузов.

Ведущие столичные университеты уже поддержали проект. Sprint UP станет своеобразным дополнением к основной программе в вузе или колледже и поможет студентам раскрыть свой потенциал, полагает ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский.

Развивать предпринимательские навыки необходимо со студенческих лет, говорит ректор РУДН Олег Ястребов: «В эти годы молодые люди определяют для себя направление и путь, по которому будут идти дальше, в том числе к открытию собственного дела».

Междисциплинарные знания, которые получат студенты, развитие необходимых soft skills, раскрытие личностного потенциала будут способствовать конкурентоспособности выпускников, помогут им выстроить траекторию карьеры, независимо от того, станут они предпринимателями, инженерами, управленцами или учеными, полагает первый проректор НИТУ «МИСиС» Сергей Салихов.

В целом, по словам представителей вузов, сегодня университеты крайне заинтересованы в развитии студенческой предпринимательской инициативы. Это позволяет существенно расширить возможности профессиональной самореализации выпускников, снижает зависимость от состояния рынка труда, а также позволяет достаточно быстро начать самостоятельную финансово независимую от родителей жизнь, говорит ректор МГТУ «Станкин» Елена Катаева.

По ее словам, университет намерен внедрять образовательные программы, которые позволят выпускникам рассматривать предпринимательскую карьеру как достойную альтернативу трудоустройству. В рамках системной трансформации в вузе будет создана единая экосистема науки, образования и бизнеса, позволяющая развивать у обучающихся компетенции инноватора, аналитика, технологического и социального предпринимателя.

В РЭУ имени Г.В. Плеханова предпринимательство как дисциплина будет преподаваться на всех образовательных программах, говорит врио ректора Иван Лобанов. В университет уже создан специальный факультет бизнеса «Капитаны» — на инновационной образовательной площадке студенты могут реализовать идею в конечный продукт. В образовательный процесс внедрены проектные технологии, бизнес-симуляторы, акселерационные программы, сервисы наставничества и менторства. В РЭУ есть бизнес-инкубатор, планируется также создать несколько бизнес-акселераторов по различным направлениям.

Ставка на зумеров 

Молодежь выбирает карьеру предпринимателя, говорит руководитель Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Михаил Эрман: «Среди предпринимателей чаще всего встречаются студенты и выпускники вузов. Они не всегда имеют профильное образование, но идеи их стартапов обычно связаны именно с образовательным профилем или личными увлечениями».

В Москве более 13 тыс. бизнесов создано предпринимателями в возрасте до 25 лет, отмечает Алексей Фурсин. Учредителями бизнеса в возрасте до 25 лет являются 50 тыс. жителей столицы, такое же количество молодых людей занимает руководящие позиции в небольших компаниях.

В 2019 году вовлеченность в частный бизнес возрастной группы людей 18–24 лет выросла более чем в два раза, до 14,5% (данные GEM).

Причем это общемировая тенденция, связанная с выходом на рынок труда нового поколения — зумеров (zoomer). По данным американской консалтинговой компании Sparks & Honey, представители поколения Z (родившиеся в 2000-х) уже в юном возрасте при первой возможности создают собственное дело вместо традиционных подработок. 70% подростков уже занимаются предпринимательской деятельностью, например преподают уроки игры на фортепиано или продают товары на eBay, ссылаются консалтеры на данные Harvard Business Review. 72% выпускников вузов заявляют о том, что начнут собственный бизнес, 40% при этом хотят создать что-то, что изменит мир.

Решения Вузы поддержат курс на предпринимательство
Содержание
Закрыть