Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Драйвер с симптомами коронавируса

Фото: Алексей Смагин/Коммерсантъ
Фото: Алексей Смагин/Коммерсантъ
Пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на ряд промышленных отраслей и глобальную экономику в целом. Однако для рынка средств индивидуальной защиты коронавирус сыграл роль катализатора развития.

По данным отчета «Объем рынка средств индивидуальной защиты: анализ, тенденции, прогнозы на 2020–2027 годы», представленного в октябре аналитической компанией Grand View Research, объем мирового рынка средств индивидуальной защиты (СИЗ) в 2019 году оценивался в $59,1 млрд, а по итогам 2020-го ожидается рост до $77,12 млрд. До 2027 года объем рынка СИЗ в мире будет расти в среднем на 9,6% в год, прогнозируют эксперты.

В последнее десятилетие рынок СИЗ рос динамично. Одной из главных причин считается усиление внимания компаний и корпораций к технике безопасности на рабочих местах. Увеличение объемов наземного и морского бурения в сочетании с ростом добычи сланцевого газа в США, рост числа производственных и строительных проектов на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока — все это подстегивало спрос на СИЗ для защиты здоровья сотрудников на рабочих местах.

Лидером по потреблению СИЗ в 2019 году из-за растущего спроса на многофункциональное защитное оборудование в нескольких основных отраслях, таких как производство металлов, добыча нефти и газа, автомобилестроение и нефтепереработка, по данным экспертов Grand View Research, оставался Евросоюз — его доля на мировом рынке превысила треть мирового потребления. В лидерах также Северная Америка с быстрорастущими отраслями конечного потребления, включая нефть и газ, здравоохранение, химическую промышленность, а также страны Азии, особенно Китай и Индия с их динамично развивающимися экономиками и многочисленным населением.

В начале 2020 года пандемия COVID-19 создала беспрецедентный спрос на средства индивидуальной защиты в Европе, особенно в сфере здравоохранения. Результатом стал их дефицит. По словам генерального секретаря Европейской федерации безопасности (ESF) Хенка Ванхаутте, в начале пандемии в европейских странах критически не хватало защитных масок FFP2/FFP3, поскольку значительная часть мирового производства этой продукции находилась в Китае, где в то время действовали экспортные ограничения на эти виды продукции. На рынке также не было достаточного количества защитной одежды, перчаток и защитных масок и очков, которые использовались в сфере здравоохранения. Поэтому европейским производителям потребовалось время на увеличение доступности всей требуемой продукции: ключевые игроки глобального рынка, включая 3M, DuPont и Honeywell, вынуждены были значительно увеличить мощности своих производств. «Чтобы увеличить предложение СИЗ как на национальном, так и на европейском уровне, власти ЕС поддержали компании, переводящие производство на выпуск необходимых СИЗ, — говорит Хенк Ванхаутте. — Это распространялось не только на конечный продукт, но и на сырье. Таким образом, несколько компаний начали производство средств индивидуальной защиты или материалов для СИЗ в Европе».

В период пандемии наибольшую потребность в СИЗ показал сегмент здравоохранения, и, как считают эксперты Grand View Research, с 2020 по 2027 год он будет развиваться самыми быстрыми темпами, около 21,3% в год. Прежде всего из-за растущего спроса на средства защиты органов дыхания, защитную одежду и защиту рук для обеспечения безопасности сотрудников.

Российский сценарий 

По данным экспертов Grand View Research, в последние пять лет Россия занимает четвертое место по объему потребления СИЗ ($2,57 млрд) после США ($14 млрд), Китая ($3,2 млрд) и Германии ($3,01 млрд).

По подсчетам российской Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (АСИЗ), объем потребления средств индивидуальной защиты в России в 2019 году составил около 170 млрд руб. без учета НДС и затрат на силовые структуры (закрытые данные); в ближайшие несколько лет рынок имеет неплохие тенденции к росту за счет реализации программ импортозамещения, наличия у российских компаний достаточных производственных мощностей и активно проводимой ими модернизации.

Рост производства отчасти обеспечивает и российское законодательство. Так, согласно Трудовому кодексу РФ российские компании обязаны обновлять спецодежду на производстве ежегодно. По данным Росстата и Минпромторга, спецодежда составляет около 45% рынка СИЗ и порядка 50% спроса на нее обеспечивают госкомпании и крупные частные корпорации, среди которых «Роснефть», «Газпром нефть», «Башнефть», «Росатом», «Транснефть», ЛУКОЙЛ, «Норникель» и др. Поэтому отечественный рынок спецодежды и СИЗ вполне можно назвать рынком стабильного спроса в ближайшие годы, несмотря на негативные тенденции в российской экономике, считает президент АСИЗ Владимир Котов.

По данным АСИЗ, рост потребления средств защиты в 2020 году составит 12%, рынок вырастет до 182 млрд руб. А среднегодовой прирост в ближайшие пять лет прогнозируется в размере 10%, до уровня 300 млрд руб. в 2025 году.

Однако коронавирус выявил как сильные, так и слабые стороны российских производителей спецодежды и СИЗ. В весеннюю волну пандемии в стране возник ажиотажный спрос на средства индивидуальной защиты, потребность в медицинских масках, перчатках, респираторах, защитных костюмах и т.д. в некоторых случаях превышала обычные объемы российских производителей СИЗ на порядок. Это привело к существенному дефициту на рынке, а компании — производители средств защиты вынуждены были менять бизнес-подход и добавлять в свои технологические процессы производство новой востребованной продукции.

Дисбаланс поставок 

Во многих случаях рвались или оказывались на грани разрыва технологические цепочки между производителями, находящимися в разных регионах. Владимир Котов приводит пример, когда производитель пластмассовых клапанов для респираторов — поставщик комплектующих для предприятия, выпускающего непосредственно респираторы, — оказался под губернаторским запретом работать в период пандемии. «Для решения таких вопросов приходилось прибегать к обращению в федеральные органы исполнительной власти страны. И на это уходило определенное время. Но должен сказать, что в России эти вопросы решались быстрее, чем у наших европейских коллег», — делится оценками глава АСИЗ.

Не упрощала ситуацию и сертификация средств индивидуальной защиты в Росздравнадзоре. Согласно законодательству РФ, без регистрационного удостоверения Росздравнадзора производитель не имеет права поставлять свою продукцию в медицинские учреждения. Но сама процедура регистрации изделий, например средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), достаточно сложная и длительная — на подготовку необходимых документов и получение регистрационного удостоверения, по словам Владимира Котова, в доковидное время уходило до шести месяцев, а в отдельных случаях и больше. Все дело, как считает он, в том, что раньше в медучреждения СИЗОД, в частности респираторы, не поставлялись. Получение регистрационного удостоверения от Росздравнадзора, по мнению Владимира Котова, мера необходимая, но АСИЗ предлагает выдавать регистрационное удостоверение по максимально упрощенной схеме тем средствам индивидуальной защиты, которые прошли обязательную сертификацию на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза 019/2011. «Наша продукция проходит обязательную сертификацию на соответствие техническому регламенту Таможенного союза. А если говорить о СИЗОД, то там более 50 показателей, по которым проверяется эта продукция. То есть требований техрегламента гораздо больше и по некоторым параметрам они выше тех, которые требует Росздравнадзор. Дублирование просто не нужно», — добавляет Владимир Котов.

По мнению главы АСИЗ, сейчас для развития отрасли средств индивидуальной защиты требуется государственная поддержка. Однако это должны быть не точечные меры — субсидии или отсрочки по налогам конкретным предприятиям, — как это происходит сегодня, а системные решения: стратегия развития отрасли и согласование нормативно-технической документации. Это снизило бы разногласия между госструктурами и производителями СИЗ, уверен Владимир Котов.

Решения «Кадровую проблему в отрасли не решить без государства»
Скачать Содержание
Закрыть