— Почему российский рынок производства СИЗ оказался не готов к взрывному спросу в пандемию? Как производители исправили ситуацию?
— Пандемия коронавируса поставила перед всеми производителями непростые задачи: наладить поставки сырья для производства и нарастить выпуск продукции в короткие сроки. Самое сложное заключалось в том, что на рынке спрос на сырье превысил предложение и цены на него выросли. Потребность в нашем товаре увеличилась в 100–150 раз. Поэтому к проблеме нехватки мощностей добавился дефицит материалов, время ожидания которого достигало четырех месяцев.
Выйти из трудной ситуации помогла работа участников всего бизнес-сообщества, в том числе Ассоциации СИЗ в плотном контакте с госорганами. Благодаря их поддержке наша компания ни на один день не останавливала свою работу по выпуску необходимой продукции.
— Пришлось ли вам что-то менять в бизнес-модели компании для бесперебойного обеспечения заказчиков вашей продукцией?
— В первую очередь мы направили наши силы на производство костюмов для инфекционистов. По заказу Минпромторга мы не только произвели около 90 тыс. штук этого изделия, но и в кратчайшие сроки разработали техдокументацию и передали ее всем производителям, которые работали на министерство. Нам также пришлось изменить свой график выпуска продукции, чтобы, с одной стороны, не подвести клиентов с непрерывным циклом производства, с другой — выполнить заказ Минпромторга, ставший для нас одним из приоритетных.
Также внутри компании для более эффективного распределения, например, средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) мы приняли решение разделить клиентов на группы по приоритетам: А — клиенты с долгосрочными контрактами и обязательствами; Б — тендерные контракты с обязательствами по обеспечению в течение года; В — по возможности и наличию свободного остатка (клиенты, которые ранее с нами не работали). Благодаря такому ранжированию базы клиентов мы смогли выполнить взятые на себя обязательства без серьезных срывов. При этом мы продолжали обеспечивать и наших розничных покупателей посредством онлайн-продаж.
— Какие категории СИЗ сейчас пользуются наибольшим спросом в стране? Насколько сегодня актуально внедрение новейших технологий при производстве средств защиты?
— Сегодня наибольший спрос — на СИЗОД и антисептики. Но мы должны понимать, что такая потребность носит временный характер, возможно, до середины 2021 года. Поэтому в этом сложном году мы не останавливали разработки и внедрение новых технологий. Мы первыми в стране выводим на рынок СИЗ технологию Gore-Tex (мембранная ткань со свойствами водонепроницаемости и паровыводимости. — РБК+) в защитной спецодежде и спецобуви, получив лицензию на выпуск продукции от компании-производителя W. L. Gore.
В этом году мы также ставили себе задачу вывести на рынок одежду с комплексной защитой: от влаги, ветра, огня, антистатики, от химрастворов, нефтепродуктов, еще и сигнальную, которую хотели предложить нефтегазовой отрасли. Эту задачу мы успешно выполнили, хотя время для внедрения инноваций сейчас не самое хорошее — рынок стагнирует. Из-за курсовой разницы потребители начинают сокращать свои затраты или пытаются остаться в тех же бюджетах, которые были в 2019 году.
В этой ситуации реальной поддержкой со стороны государства стало бы включение в приказ Минтруда дополнения о расширении возможностей промпредприятий приобретать высокотехнологичные СИЗ, изготовленные из импортных материалов, не имеющих аналогов в России.