Сектор цифровых технологий представлял в 2019 году наибольшую привлекательность для прямых иностранных инвестиций (ПИИ), по данным доклада «Исследование инвестиционной привлекательности стран Европы» компании E&Y. На долю сектора пришлось 19% всех проектов и 15% новых рабочих мест.
Объемы ПИИ в Россию в 2018 году, по данным Всемирного банка, составили $8,78 млрд. А общий объем ИТ-отрасли в России два года назад оценивался в 2,4% ВВП, или в $39,9 млрд в денежном выражении, согласно исследованию «Инвестиции в инфраструктуру. Информационные технологии», опубликованному в марте 2020 года российской инвестиционной компанией InfraOne. Это сопоставимо с половиной всех инвестиций государства и бизнеса в инфраструктуру, что подчеркивает важность информационных технологий в экономике, отмечают авторы исследования. Сектор ИТ в целом уже давно является по своей сути инфраструктурной основой для большинства отраслей экономики, говорит партнер «Deloitte, СНГ», руководитель группы по работе с технологическими и медийными компаниями Антон Шульга.
Инвестиции в ИТ в стране на начало 2020 года были на подъеме, говорит директор практики ИТ-консалтинга PwC в России Дмитрий Шепелявый: «Поток инвестиций в ИТ в принципе не уменьшается последние несколько лет. Вложения становятся только более осознанными с точки зрения бизнес-моделей и доказательства работоспособности технологий».
Стимулы для инвесторов
В первом полугодии 2020-го в регионе Евразия наблюдалось снижение всей деловой активности, говорит директор по цифровой трансформации Huawei Enterprise Денис Сереченко: «Инвесторы заняли выжидательную позицию». К середине года стало понятно, что пандемия надолго, нужно продолжать жить и работать в новых условиях, а для этого необходимо максимально переводить бизнес в онлайн. Во втором полугодии наблюдался всплеск интереса к ИТ и возобновление инвестиций, отмечает эксперт.
В целом ИТ — достаточно устойчивая отрасль, поэтому интерес к ней в текущей обстановке снизился минимально, считает Денис Сереченко: «Если в каких-то отдельных направлениях есть снижение, то, скорее всего, лишь для того, чтобы перераспределить ресурсы туда, где они сейчас нужнее».
Обновленные прогнозы рынка международной IDC действительно гораздо оптимистичнее, чем полгода назад: в глобальном масштабе аналитики ожидают снижения ИТ-отрасли по итогам года на 1% против ожидаемого ранее падения на 3%. В России, по данным IDC, вместо падения на 30%, которое прогнозировалось весной, к ноябрю оценка изменилась на снижение в размере 8,2%.
В частности, пандемия подстегнула компании к ускоренной миграции в облака, которые позволяют проще наладить удаленную работу сотрудников и при этом провести нужное бизнесу снижение затрат на ИТ-инфраструктуру (за счет моделей гибкого потребления, которые могут быть реализованы в облаке). Это, в свою очередь, вселяет оптимизм и инвесторам, говорит Антон Шульга. Только за первые четыре месяца 2020 года, по данным Deloitte, объем сделок в этом секторе превысил $7,5 млрд, что больше, чем за весь 2019 год. С ростом активности в облачной инфраструктуре, как и стоило ожидать, неплохо себя показали также и производители микрочипов — крупнейшие из них отчитались о росте 30–50% в сегменте чипов для дата-центров.
Однако в условиях повышенной неопределенности, новых рисков, а также учитывая вероятный долгосрочной спад потребительской активности, частные инвесторы стали гораздо осторожнее вкладывать в длинные и высокорискованные проекты, говорит управляющий директор Skolkovo Ventures Павел Морозов: «Они предпочитают «посидеть на деньгах» либо вкладывать только в высоколиквидные активы».
По его словам, наблюдается некоторый спад по закрытым сделкам на рынке альтернативных инвестиций в целом. ИТ-сектор при этом по сравнению с другими отраслями для инвестиций выглядит явно более предпочтительно.
Инвестиционная активность в секторе ИТ в результате пандемии поменяла фокус, отмечает Дмитрий Шепелявый. По его словам, инвесторы присматриваются к перспективным стартапам, которым не хватило операционной устойчивости в условиях пандемии: «Наблюдался рост слияний и поглощений». Но крепкие венчурные проекты, по словам Павла Морозова, не готовы сейчас даже обсуждать продажу по оценкам, сниженным относительно, скажем, конца 2019 года.
Теплица для инвестиций
До пандемии инвестиции в отрасль отчасти стимулировала господдержка, отмечает Дмитрий Шепелявый. В рамках программы «Цифровая экономика» государство возвращало инвесторам часть затрат в виде субсидий на внедрение передовых технологий. Данная мера была введена постановлением правительства от 30 апреля 2019 года, субсидии покрывают до 50% затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов в целях создания и развития производства высокотехнологичной продукции.
В рамках поддержки отрасли отечественные ИТ-компании получили от государства еще и весомые налоговые льготы, напоминает эксперт. Летом Госдума приняла закон о так называемом налоговом маневре для отрасли, согласно которому с 2021 года налог на прибыль российских технологических компаний будет снижен с 20 до 3%, а ставка страховых взносов — с 14 до 7,6%. В Пенсионный фонд будет отчисляться 6%, в соцстрах — 1,5% и 0,1% — в бюджет ОМС. Причем льгота по страховым взносам будет бессрочной.
Кроме того, подспорьем для отрасли станет программа импортозамещения программного обеспечения, считает Дмитрий Шепелявый. Но ее эффективность будет зависеть от настойчивости в стимулировании госкорпораций к переходу на отечественное ПО. «Если переход на отечественное программное обеспечение будет реальным, а не «бумажным», инвесторы поддержат спрос госкорпораций инвестициями», — говорит эксперт.
2021-й
В целом, как отмечается в исследовании InfraOne, расходы национальной программы «Цифровая экономика» к 2024 году должны вырасти до 5,1% ВВП. Авторы исследования полагают, что это реалистичный уровень, однако только за счет бюджетных расходов его не достичь, рост возможен в основном за счет частных компаний.
Дмитрий Шепелявый прогнозирует рост инвестиций в ИТ на 10–15% по сравнению с 2019 годом: «Стимулом станут проблемы, связанные с недостаточным уровнем автоматизации отдельных отраслей, которые выявил коронакризис».
Основные инвестиции в ИТ в 2021 году будут связаны c переводом в онлайн-формат предприятий малого и среднего бизнеса и сферы развлечений, считает Денис Сереченко: «Крупный бизнес по большей части уже имеет необходимую ИТ-инфраструктуру».
Ускорение получат технологии и проекты, связанные с дистанционными технологиями, говорит Павел Морозов. Также импульс к росту получили электронная коммерция и всевозможные сервисы доставки и цифровой логистики. Здесь также будут востребованы новые решения и, соответственно, можно ожидать притока инвестиций.
Однако в более долгосрочной перспективе рынок ждет снижение покупательной способности населения, опасается Павел Морозов. Оценить взаимное влияние всех факторов на горизонте трех—семи лет (стандартный период для венчурной сделки) сложно, говорит он: «По многим проектам в нашем портфеле мы видим, насколько многофакторным влиянием на бизнес обладает коронакризис. Все будет зависеть от того, когда удастся переломить ход пандемии в развитых странах».