В «РБК Исследования рынков» прогнозировали возможный рост рынка коммерческих грузоперевозок до 4,4 трлн руб. в 2020 году, но коррективы внесла пандемия. Как отметили в PwC, вспышка COVID-19 «привела к сбоям по ряду направлений», в частности, к ограничениям или задержкам в транспортировке товаров между разными странами, финансовым затруднениям у операторов индустрии и «повседневным сложностям», связанным с дефицитом поставок, удаленной работой и невыходом сотрудников в офисы. В PwC опасались дестабилизации и подрыва «способности сектора обеспечивать поставки жизненно необходимых» товаров и медикаментов. Директор по развитию ИТ-компании «Умная логистика» Ольга Бабаева отмечает перераспределение грузопотоков в сторону FMCG-сектора и товаров первой необходимости. «Если у кого-то начали падать отгрузки в другом сегменте, то в FMCG, наоборот, в пандемию они выросли, так как многие семьи стали больше закупать в продуктовых магазинах», — поясняет она.
Перенаправление потоков
В апреле 2020 года Международный союз дорожного транспорта IRU даже был вынужден обращаться к правительствам разных стран с призывом поддержать отрасль из-за дисбаланса грузопотоков, указывая, например, на нарушение всех видов перевозок из Китая и необходимость находить новые пути для логистических компаний. По оценке агентства InfraOne Research, в России потери транспортной индустрии достигли 230 млрд руб. лишь по итогам первого квартала 2020 года. В InfraOne предрекали, что наибольшие потери понесут авиакомпании, тогда как железнодорожный транспорт мог лишиться до 30 млрд руб. «Произошел процесс приоритизации доставки грузов наземным транспортом — автомобилями и по железной дороге», — рассуждает Ольга Бабаева, которая связывает это с закрытием границ между странами из-за пандемии.
Директор по управлению цепями поставок «САФ-НЕВА» (российское подразделение французской пищевой корпорации Lesaffre) Александр Одинцов успокаивает, что многие опасения остались на уровне «страшилок», тогда как в логистике изменилось немногое. Действительно, исследования показали, что наиболее драматичных изменений на рынке удалось избежать. По данным Росстата, за восемь месяцев этого года компании перевезли 4,99 млрд т грузов, что лишь на 5,9% меньше прошлогодних показателей. Автоперевозки сократились при этом на 5,6%, воздушные — на 3,1%, транспортировка морским и водным транспортом — на 10,8% и 7,2% соответственно. Однако некоторые в индустрии смогли нарастить обороты: так, в ОАО «РЖД» сообщали о 15-процентом росте контейнерных перевозок (и достижении 4,23 млн TEU, двадцатифутовых контейнеров). В исследовании Pony Express отмечается почти 30-процентный рост рынка складской логистики из-за увеличения спроса со стороны интернет-магазинов. Трендом года в Pony Express считают и усиление влияния крупных финансово-промышленных групп, которые активно обзаводятся службами собственной логистики — к примеру, «Сбермаркет», «Яндекс.Доставка» и Delivery Club.
Рынок уходит в «цифру»
В этой ситуации компании стали активнее внедрять цифровые сервисы. «Наши заявки на транспорт в диапазоне от грузовладельца до транспортной компании и водителя — конечного исполнителя перевозки — сейчас обрабатываются через единую цифровую экосистему. В результате, у нас значительно сократилось число звонков по телефону», — говорит директор по логистике одного из крупнейших производителей инженерных систем в России — компании «Стандартпарк» Юлиан Шумский. «В пандемию экономия стала первоочередной задачей. В связи с переходом на удаленку также встали вопросы оптимизации процессов и предоставления логистам технических средств управления. Для руководства компаний стали актуальными контроль происходящего в режиме реального времени и отчетность под рукой», — перечисляет Ольга Бабаева.
Юлиан Шумский считает преимуществом новых цифровых сервисов сосредоточенность грузовладельцев и поставщиков транспорта в одной экосистеме. «Я в режиме реального времени вижу процесс обработки заявок транспортными компаниями в каждом из российских регионов и качество отработки заказов, включая соблюдение графика поставок», — говорит он. Александру Одинцову, чье предприятие, также как и «Стандартпарк», подключилось к экосистеме «Умная логистика», нравится прозрачность и контроль принятия решения «на одном экране». «Перевозчики видят всю информацию об объемах перевозок и условиях доставки, могут быстро назначить свою цену. Для нас это значительная экономия и времени, и, конечно же, денег, так как торги позволяют снижать ставки на перевозки. Раньше каждый из наших филиалов работал с местными перевозчиками, а сейчас заявки видят тысячи перевозчиков «Умной логистики». Если у компаний есть машины в городе, они начинают конкурировать», — говорит он. Юлиан Шумский рассказывает о планах использования big data — технологий обработки больших данных. «Раньше для любого нового направления логисты искали перевозчиков с низкими ставками. Теперь в системе можно найти компании с нужным количеством отработанных рейсов, средние ставки и другую статистику по интересующим нас направлениям, просто задав нужный тоннаж машины», — рассказывает представитель «Стандартпарка». Ольга Бабаева подчеркивает, что цифровыми сервисами в отрасли заинтересовались прежде всего акционеры и гендиректоры предприятий, а не менеджеры среднего звена. «Логистика — отрасль с традиционно непрозрачным механизмом принятия решений. А руководству сейчас как никогда нужна прозрачность для понимания эффективности работы персонала, правильности выбора транспортной компании — делается ли это по рыночной ставке», — добавляет она.
Александр Одинцов из российского подразделения Lesaffre говорит об опыте использования цифровых тендеров. «Раньше транспортные компании диктовали в регионах цены, говорили о подорожании топлива, а нам приходилось искать аргументы. Сейчас все просто: вот тендер, пожелания изложите в виде ставки», — говорит Одинцов, который уточняет, что к системе «Умной логистики» подключены более 10 тыс. перевозчиков, а тендеры могут сэкономить компании более 10% от бюджета на логистику. Ольга Бабаева говорит, что сервисы способны сэкономить от 5% до 30% на грузоперевозках. «Раньше поступала масса звонков от компаний с предложениями работать. Я перестал подходить к телефону из-за однотипности диалогов. Если бы отвечал на все, нужен был бы еще один я. Сейчас всех приглашаю на тендерную площадку. Это экономия и времени, и издержек для компании», — говорит Александр Одинцов.
В «Умной логистике» также уверяют, что роботизация способна сократить грузоотправителям затраты на персонал: на логистов, специалистов по закупкам и снабжению, кладовщиков и специалистов по документообороту. Можно организовать электронный документооборот, с помощью которого можно находить нужные документы по интересующей перевозке и формировать обоснования возврата НДС для налоговых инспекций. Еще одним преимуществом сервисов, подчеркивают в компании, выступает учет показателей своевременности и качества доставки. Если компании-производители начнут управлять логистикой только с помощью профессиональных решений, то это выведет весь рынок логистических услуг на качественно новый уровень.