— Оптимизация производственных и бизнес-процессов — один из глобальных трендов. А какие направления оптимизации видны на рынке логистики?
— Прежде всего, это необходимость управлять основными информационными потоками. Ведь управление цепями поставок включает в себя процесс планирования поставок сырья и вывоза готовой продукции. Для оптимизации всей цепи любой компании сегодня нужно оцифровать свои процессы и управлять ими автоматически по всей цепочке.
— Объем грузоперевозок в период пандемии упал, но вырос спрос на логистические онлайн-сервисы. Почему это произошло?
— Во время пандемии перевозки сместились в сторону наземного транспорта, а в FMCG-секторе потоки с марта 2020 года не снижались, а увеличивались. В нашей системе происходит более 1 млн сделок в год, и падения объемов автомобильных перевозок мы не наблюдаем.
Что касается интереса к платформам в целом, то автоматизация оказалась очень актуальной темой с распространением удаленки. В вопросах цифровизации вообще начался переход от слов к делу. Мы в «Умной логистике», в свою очередь, старались решить как можно больше бизнес-задач пользователей. Так, внедрили технологию автоматического распределения транспорта для квалифицированных поставщиков, дали возможность управлять тарифами, сроками и объемами доставки грузов, реализовали систему проведения аукционов и тендеров, определения выбора перевозчика по соотношению цены и качества. У грузовладельцев также появилась возможность в реальном времени отслеживать закрытие рейсов. Наконец, наиболее гибкая идея для рынка в пандемию — мобильное приложение «Умный водитель». Оно позволило клиентам контролировать транспортировку груза с момента подтверждения водителем рейса до полной выгрузки машины с передачей документов напрямую от водителя, а службам безопасности быстрее проводить проверки водителей.
Большой спрос на TMS-системы и онлайн-платформы произошел и потому, что крупный грузовладелец может допустить к перевозкам непроверенную транспортную компанию, а без специальной системы и в условиях удаленной работы сотрудникам проверять контрагентов становится труднее. В нашей системе у логистов есть возможность за несколько секунд получать полное досье на контрагента и в режиме реального времени — документы перевозчика — например, водительские удостоверения, доверенности и бухгалтерские документы. Важно, чтобы эти документы не терялись и хранились в электронном архиве с привязкой к конкретным перевозкам.
— Насколько актуально для крупных предприятий использование своих логистических платформ? Выгодно ли им самостоятельно заниматься их разработкой или проще воспользоваться готовым профессиональным решением?
— Есть разные подходы. Крупные предприятия ранее создавали свои системы — с личными кабинетами для перевозчиков. Но чтобы платформа соответствовала потребностям транспортной логистики, необходимы очень серьезные ресурсы и инвестиции в разработку, поддержание и обучение персонала. Чтобы построить специальную платформу, нужна соответствующая экспертиза, которой обладают далеко не все.
Соответственно, многие предприятия поняли, что им лучше заниматься основной деятельностью, например, производством стирального порошка — и стали отказываться от собственных платформ в пользу готовых профессиональных решений. В «Умной логистике» клиентам нравится не только продукт, но и логистическая экспертиза команды бизнес-аналитиков, архитекторов, инженеров и программистов. С точки зрения экономической эффективности пользователям проще работать с системой, поддерживающей единый сервис для грузовладельцев и перевозчиков — это дешевле, так как инфраструктура находится в одном месте, функционал постоянно обновляется, а защита информации и отказоустойчивость обеспечиваются по международным стандартам.
Наконец, мы внедряем индивидуальные решения под нужды каждого клиента, и это всегда выгоднее, чем содержать собственную ИТ-команду.
— Как крупные компании интегрируют «Умную логистику» с уже работающими системами?
Очень просто. У нас есть готовый API, то есть реализована возможность двусторонней интеграции с любыми сервисами. Так, можно настроить интеграцию «Умной логистики» с системами, которые сотрудники и владельцы компании используют в повседневной работе: SAP, Oracle, продукты «1С», PowerBI, CRM- и BPM-системы.
— Какие технологии позволяют контролировать каждый этап грузоперевозок?
— Во-первых, это трекинг транспорта и отслеживание сроков доставки. Нашим пользователям эта технология дает целый ряд преимуществ: позволяет нивелировать риски и сокращать убытки от штрафов и претензий клиентов за опоздания и срывы перевозок. Речь идет о существенной экономии, ведь, скажем, в торговых сетях средний размер штрафа за опоздание на разгрузку составляет от 500 тыс. руб. за каждую перевозку. Кроме того, технологии позволяют повысить показатель сервиса доставки минимум до 98%.
— Агрегация предложений — один из главных трендов развития цифровых платформ. Как это работает в логистике?
— С помощью внедрения сразу нескольких технологий. Во-первых, тендеров, на которых участники смогут найти не менее десяти надежных альтернативных поставщиков транспорта по результатам лишь одного проведенного тендера. Во-вторых, с помощью аукционов и прямых заказов. Эти технологии позволяют снизить затраты на транспортную логистику на суммы начиная с 300 тыс. руб. в месяц и до более чем 15 млн руб. в год. Важна также технология электронного документооборота в логистике. Цифровой обмен документами и их подписание между заказчиком и поставщиками транспорта дает возможность сократить до 70% трудозатрат специалистов по логистике на операционные процессы, снизить затраты на ФОТ на величину до 20%, а налоговую нагрузку — на величину до 9%.
Кроме того, технология поиска заказчиков и перевозчиков по конкретным направлениям и технология с функционалом аккредитации дают пользователю TMS-систем возможность увеличить скорость поиска и качество привлекаемых поставщиков, которые подходят точно под критерии компании. Кроме того, стоит иметь в виду, что трудозатраты на переговоры, проверку и заключение договора сократятся минимум в три раза. Новые возможности бизнесу также дают расчет, анализ и прогнозирование тарифов на перевозки с помощью технологий обработки больших данных. Речь о построениях отчетов любой сложности на основе рыночных данных буквально за минуту. Поскольку вся аналитика находится под рукой, трудозатраты на ее подготовку снижаются с трех часов до упомянутой минуты. Технология обработки больших данных также обеспечивает прозрачность, контроль и принятие правильных решений в онлайн-режиме.
— Если воспринимать логистические онлайн-сервисы как единую экосистему, то из каких элементов она должна состоять?
— Эти элементы — заказчики груза, грузовладельцы, экспедиторы как поставщики транспорта, владельцы автомобилей и водители. В такой экосистеме важно, чтобы все участники были в едином информационном поле. Экосистема «Умной логистики» позволяет быстро реагировать, получать обратную связь в режиме реального времени и принимать управленческие решения на каждом этапе, если что-то в логистике начинает сбоить. Помимо этих внешних «этажей», есть еще внутренние, где логистические сервисы позволяют повысить эффективность взаимодействия подразделений внутри компании. Скажем, на производстве есть рейсы как по отгрузке товаров, так и по поставке сырья. В «Умной логистике» можно увидеть момент заказа сырья, его поступления на производство, планы по отгрузке партии готовой продукции и заказам на ближайшие недели.
— Как происходящие процессы во внешней среде, на ваш взгляд, изменят логистический рынок в будущем?
— Поставщики транспорта за рамками экосистем будут не столь востребованы, так как не смогут быстро реагировать. Весной многие компании перешли на удаленку, и тренд продолжится переводом сотрудников на постоянную дистанционную работу. Это позволит сокращать затраты на офисы и повлечет дальнейшую автоматизацию грузоотправителей и поставщиков транспорта. Мы этот тренд поддерживаем, давая возможность общаться участникам рынка в специальных внутренних мессенджерах. Все мировые логистические мероприятия — конференции, круглые столы и переговоры — переходят в онлайн-формат, и мы также стараемся следовать этой тенденции. Например, проводим собственные отраслевые ивенты, запускаем образовательные проекты. Кроме того, каждый сотрудник сейчас должен быть мобилен, и заказ перевозок тоже начнет перетекать в мобильные устройства. Наша компания по этому поводу разрабатывает отдельное приложение для смартфонов и планшетов «Умный логист».
Если говорить глобально, то все процессы с ручным трудом вскоре заменят роботы, а человеку останется их только контролировать. За счет этого руководство компаний сможет минимизировать число человеческих ошибок, снизить затраты и уменьшить налоговую нагрузку.