Российский рынок онлайн-образования по итогам 2019 года достиг 45–50 млрд руб., а в 2020 году составит 55–60 млрд руб., рост — 20–25% в год, говорится в исследовании «Интерфакс Академии». «Если до пандемии на дистанционные курсы приходилось 10–15% продаж тренинговых компаний, то теперь — 80–90%, — отмечает гендиректор консалтинговой компании HR-UP Иван Канардов. — Кураторы одного из ведущих институтов коучинга убеждали меня, что никогда не будут обучать своих клиентов удаленно. Но появился коронавирус — и те в числе первых внедрили этот формат».
Перейти на дистанционное обучение пандемия заставила также школьных учителей и преподавателей вузов. Они осваивали такие платформы, как Microsoft Teams, Zoom, Cisco Webex. Российские вузы участвовали в разработке программ дистанционного обучения — правда, во многих из них эта работа шла из рук вон плохо, отмечает Иван Канардов.
Преподаватели, с которыми довелось пообщаться, не хотели делать материалы для удаленного формата, ссылаясь на то, что их «уникальные» лекции украдут, продолжает эксперт. «А если и предоставляли какие-то презентации, то, как правило, это были тексты без картинок, таблиц и графиков, перенесенные на слайды в Power Point. Методологам дистанционного обучения было сложно заставить преподавателей сделать курсы, хотя эта работа отдельно оплачивалась», — констатирует Иван Канардов.
Непривычный формат
В пандемию «вырос в разы» спрос на среднее зарубежное образование, говорит основатель компании Educate Online Александр Желтов. В 2018 году предприниматель запустил платформу, которая позволяет детям поступать в иностранные школы. В этом году он полностью перевел бизнес в онлайн. Если раньше через Educate Online люди могли выбрать одну из средних школ США, Великобритании и других стран и отправить ребенка туда учиться, то в пандемию компания начала подписывать договоры о сотрудничестве с онлайн-школами, которые готовы брать учеников из-за границы. «Родители почувствовали все преимущества от такого обучения — во-первых, это в десятки раз дешевле обычного обучения за рубежом, которое порой обходится в $50–60 тыс. в год, а во-вторых, так спокойнее: ребенок живет дома, ходит в обычную российскую школу, а параллельно удаленно получает образование в иностранной», — поясняет Александр Желтов.
«Важно, чтобы новые образовательные программы разрабатывались с учетом особенностей дистанционного формата, а не были переформатированы наспех, так как других возможностей проводить обучение нет, — рассуждает руководитель отдела обучения компании IBS Валентина Маркова. — Когда мы три года назад перестраивали свои программы на удаленный режим, далеко не все эксперты готовы были с нами работать. Это сложно — нужны другие навыки и инструменты».
Предстоит решить много вопросов, которые возникают при общении в онлайне, замечает Иван Канардов: «Когда на обычном тренинге несколько людей говорят хором, то в целом можно разобрать их речь. Но когда двое и более людей одновременно что-то произносят в онлайне, понять их почти невозможно. Это техническая особенность, которую никак сейчас не преодолеть. К тому же у людей еще не сформировался этикет делать паузы и слушать других». Он также обращает внимание на проблему контроля при дистанционном обучении: «Это и в очном формате было сложно, а теперь тем более. Слишком просто списать правильный ответ».
С одной стороны, сложились идеальные условия для роста рынка онлайн-обучения, а с другой — возникла масса трудностей, отмечает Валентина Маркова: «Удобный, гибкий и безопасный формат, но на качество обучения влияют самодисциплина, концентрация на тренинге без переключения на другие задачи. А таких соблазнов много — почта, социальные сети, домашние дела». По ее мнению, фоновое обучение непродуктивно. Важно вовлекать учащихся в процесс, создавать дискуссии, решать кейсы, давать обратную связь, считает эксперт.
Не готовы к удаленному формату и многие педагоги. В большинстве случаев они показывают типовые презентации и проводят стандартные лекции, делится мнением консультант. Формат онлайн-обучения до конца не отработан, мы не умеем вовлекать, мотивировать, работать с аудиторией больше пяти-шести человек, говорит Иван Канардов. По его мнению, решить проблему отчасти помогут виртуальная реальность и геймификация учебного процесса. Через два года, прогнозирует консультант, возникнут уже хорошо работающие форматы онлайн-обучения, через пять лет в практику войдут виртуальные тренажеры, а через семь лет начнет меняться функция вузов — произойдет их «уберизация»: «Возникнут полностью цифровые вузы — без кампусов, аудиторий, лабораторий и прочего. Учебные заведения будут собирать преподавателей со всего мира и формировать программы обучения».
Обучение как отдых
Разработчики некоторых образовательных платформ при этом оценивают общий тренд перехода на дистанционное обучение позитивно. «Сейчас все больше компаний понимают, что удаленка — это надолго и старые методы обучения просто перестают работать», — говорит основатель платформы — конструктора интерактивных подсказок для софта HintEd Артем Таганов. Его платформу в пандемию компании начали активно использовать не только для обучения различным процессам в ПО компании (CRM-, ERP- и HR-системах, корпоративных порталах, системах документооборота и т.д.), но также для подсказок по скриптам продаж для менеджеров.
«Обучение на удаленке — отличный способ переключить внимание с работы, которой во время пандемии, кажется, у всех стало намного больше», — считает Артем Таганов. Вот почему некоторые работодатели дают возможность осваивать не только навыки, которые нужны для работы, но и те, что могут оказаться полезными в повседневной жизни, — например, организуют курсы сомелье, добавляет он.