Два маршрута Московских центральных диаметров (МЦД) — МЦД-1 от Одинцово до Лобни и МЦД-2 от Нахабино до Подольска — были запущены в работу в ноябре прошлого года. Сейчас протяженность сети МЦД — 132 км, она включает 60 станций, с 20 из которых пассажиры могут пересесть на метро. Планировалось, что за год работы этих двух введенных в эксплуатацию линий — Белорусско-Савеловской и Курско-Рижской — ими воспользуются 200 млн пассажиров. Статистику подпортила пандемия коронавируса. Как сообщил на своей официальной странице во «ВКонтакте» мэр Москвы Сергей Собянин, с 21 ноября 2019 года по 21 ноября 2020-го эта цифра превысила 130 млн поездок: 61 млн пришелся на МЦД-1, 69 млн — на МЦД-2.
Тем не менее год — достаточный срок, чтобы понять, насколько новый вид транспорта вписался в транспортную схему столицы. Высокая скорость реализации проектов по вводу в работу МЦД-1 и МЦД-2 объясняется тем, что они были запущены на уже существующих железнодорожных магистралях, по которым ранее курсировали электрички. Но в отличие от электричек, которые относятся к пригородному транспорту, при запуске диаметров особое внимание было обращено на поездки по Москве: диаметры стали новым форматом наземного метро. И при этом охватывают ближнее Подмосковье, имеют больше удобных точек пересечения со станциями метрополитена, единую билетную систему и тарифы.
Наземное метро
«Руководство Москвы направляет немалые усилия на реализацию бесшовного сообщения, — говорит руководитель практики по работе с инфраструктурными предприятиями международной аудиторской компании КПМГ в России и СНГ Максим Самарин. — Строительство Московского центрального кольца (МЦК) и МЦД, подключение новых транспортных потоков к уже существующим артериям (метрополитен, вокзалы) являются также хорошим примером реализации программ бесшовного сообщения: запущенные МЦД стали неотъемлемой частью современной транспортной системы города. Однако сам город развивается значительно быстрее, а новые транспортные системы только догоняют стремительное развитие мегаполиса».
С первых недель работы МЦД логика поездок пассажиров начала меняться, они получили возможность выбирать наиболее удобные маршруты, а не исходить из стоимости проезда. Для ежедневных поездок москвичи начали все чаще выбирать новый транспорт, и в первые месяцы работы МЦД загрузка метро, по данным департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, снизилась на 12%, пригородных магистралей — на 5%.
Не менее важной чертой диаметров стало сочетание стоимости проезда и удобства оплаты: она равняется цене проезда на метро, а заплатить можно привычной для большинства пассажиров транспортной картой «Тройка». В приложении «Метро Москвы» на карту метрополитена нанесены линии МЦД-1 и МЦД-2. Онлайн пассажиры могут удаленно приобретать билеты на транспорт и управлять балансом карты, не пользуясь кассами. Со дня запуска диаметров в приложении «Метро Москвы» пассажиры построили более 7,5 млн маршрутов по МЦД, сообщили в департаменте транспорта столицы.
В качестве приятного бонуса пассажиры получили возможность бесплатно пересаживаться на метро и МЦК по карте «Тройка». В итоге, по подсчетам департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, благодаря ценовой политике и интеграции диаметров с метро и МЦК за год пассажиры диаметров сэкономили более 1,5 млрд руб. и совершили более 16,5 млн бесплатных пересадок на метро. А ежедневная экономия москвичей и жителей Подмосковья оценивается в 50 и 75% соответственно.
Инфраструктурное развитие
Запуск новых столичных железнодорожных маршрутов имеет и другой экономический эффект. Для МЦД потребовался принципиально новый подвижной состав. На линии были поставлены современные поезда «Иволга». В транспортном департаменте Москвы подсчитали, что с запуском диаметров объем движения по сравнению с периодом, когда ходили обычные электрички, увеличился на МЦД-1 и МЦД-2 на 73 и 69% соответственно. А тактовое движение в часы пик было организовано с интервалом пять—семь минут.
«Проектирование и разработка специального поезда под требования городской электрички — в тренде, — говорит заместитель генерального директора, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. — Среди параметров, которые отличают ее от традиционного пригородного поезда, — соотношение сидячих и стоячих мест, ширина и количество входных дверей, тепловые завесы, увеличение оконных проемов, повышение показателей ускорения поезда, автоматизирование в управлении, самодиагностика и предиктивные системы обслуживания поездов и т.д.».
Обновляется не только подвижной состав, но и инфраструктура: строятся новые станции, реконструируются действующие, модернизируются участки железнодорожного полотна. За 2020 год были завершены строительство и реконструкция 15 станций как на запущенных, так и на перспективных диаметрах.
Если до реконструкции эти станции были обычными пригородными платформами, то теперь они являются современными мини-вокзалами. Например, согласно опросу пассажиров в социальных сетях, среди новых станций, открытых в этом году, самой красивой была признана станция «Славянский бульвар». Здесь построили купольный навес, который накрывает сразу две платформы и железнодорожные пути, создавая единое светлое пространство. На станции просторные вестибюли с турникетами, туалетные комнаты и, главное, теплый подземный переход в метро.
«Современные подходы к планированию интеграции различных транспортных систем подразумевают максимально короткие расстояния пересадок между видами транспорта. В Москве это частично удалось сделать в некоторых пересадочных узлах, часть пересадок находится не в комфортной зоне, когда необходимы относительно длительные переходы по улице между станциями. При ухудшении погодных условий метро становится приоритетом», — отмечает Владимир Савчук.
Открытие новых станций и вокзалов увеличило транспортную доступность районов Москвы и Московской области. Пассажиропоток на открытых после реконструкции станциях МЦД-1 и МЦД-2 (Опалиха, Сетунь, Новодачная, Нахабино и Долгопрудная) вырос от 9 до 25%.
МЦД ощутимо влияют на экономику города. Они стали драйвером развития малолюдных районов столицы — вблизи некоторых станций стали строиться жилые или деловые кварталы.
«Влияние на экономику разностороннее, — утверждает Максим Самарин. — Есть осязаемые затраты и доходы: стоимость строительства путей и станций, приобретение подвижного состава, содержание и эксплуатация инфраструктуры, электричество, доходы от продажи и аренды коммерческих объектов на ТПУ и на близлежащих территориях, занятость населения на объектах». По мнению эксперта, есть и нематериальная выгода: сокращение времени в пути, положительное влияние электропоездов на экологию — часть людей отказываются от использования личных автомобилей.
Развитие существующих и строительство новых диаметров ведется постоянно. Маршруты МЦД-3, МЦД-4 и МЦД-5 находятся на этапе проектирования.
Планируется, что МЦД-3 Ленинградско-Казанский запустят в конце 2022 — начале 2023 года, МЦД-4 Киевско-Горьковский — до 2024 года, а МЦД-5 Ярославско-Павелецкий — до 2025 года. Таким образом, все пять диаметров могут быть запущены до 2025 года. Это, согласно нынешнему проекту развития МЦД, в общей сложности 375 км путей, 182 станции, организация движения по которым улучшит транспортное обслуживание 6,9 млн москвичей и 5,5 млн жителей Московской области.
«Идея развития МЦД соответствует мировым трендам транспортных систем, особенно для агломераций с большим трафиком пассажиров», — говорит Владимир Савчук. По мнению эксперта, дальнейшее развитие уже запущенных диаметров целесообразно продолжать, сокращая интервалы движения и расширяя доступ к услуге для пассажиров дальнего Подмосковья.