В ситуации, когда в городе человек может выбирать между личным и общественным транспортом, а при путешествиях на дальние расстояния — между самолетом и поездом, важнейшими критериями выбора становятся безопасность и комфортабельность транспорта.
Причем во время пандемии речь идет не только об обеспечении безаварийного движения, но и минимизации риска распространения вируса. Современные вагоны, например, оборудованы системами обеззараживания воздуха на основе амальгамных бактерицидных ультрафиолетовых ламп, надежно спрятанных под крышей вагона. Такие инженерные решения производитель вагонов «Трансмашхолдинг» (ТМХ) начал применять около десяти лет назад, и сегодня они используются во всех типах пассажирского подвижного состава.
Схожим способом обеззараживается и питьевая вода в системе водоснабжения, а также вода, которой моют руки пассажиры. Обеззараживающие установки прошли испытания во Всероссийском НИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора.
Если говорить о комфорте передвижения по железной дороге, то главное направление работы вагоностроителей здесь — индивидуализация личного пространства пассажира. Осенью этого года ТМХ представил два концепта новых пассажирских вагонов — некупейного модульного и некупейного капсульного вагонов.
Дом на рельсах
Главная особенность новых вагонов дальнего следования — их исполнение в габарите «Т», который был ранее стандартом только для пригородных поездов. В результате пассажирский вагон стал шире на 28 см и длиннее на 73 см. При этом за счет перекомпоновки внутреннего пространства длина пассажирского салона увеличилась на 2,9 м. Длина спального места тоже выросла на 12–15 см, до 187 см на боковых и до 188 см — на полках открытого купе. В обеих концепциях новых вагонов максимум внимания был уделен персональному пространству. В ТМХ этот подход называют «Все под рукой».
«Внимание к дизайну подвижного состава — это и мировой тренд, и необходимость одновременно, — считает генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Дарья Топильская. — Эмоции, эргономика и сценарии пользования — то, чему промышленные дизайнеры уделяют особое внимание. Ведь в современном мире человек хочет не просто попасть из точки А в точку Б, а провести время в пути с комфортом, получив при этом позитивные эмоции. Дизайн — это инструмент, с помощью которого разработчики выполняют требования пассажиров к комфорту, функциональности, эстетике пассажирского подвижного состава».
В декабре 2020 года компания ТМХ стала обладателем международной премии в области промышленного и графического дизайна Good Design 2020 в номинации «Транспорт». В числе других победителей этой номинации такие бренды, как Ferrari, Hyundai, Nissan.
В модульном вагоне места располагаются так же, как в привычном плацкарте. Тем не менее столики здесь есть даже для пассажиров верхних полок. И для того чтобы поесть, им теперь совсем не обязательно спускаться. На каждом пассажирском месте есть индивидуальное освещение, которое можно регулировать, — так же как и воздушный поток. Предусмотрены персональная шторка, USB-розетки, отдельные места для багажа, одежды и обуви.
Своя капсула
Еще один тип вагонов — капсульный, в котором каждый пассажир имеет индивидуальное пространство. В них удлиненные полки — 190 см, специальные места для хранения личного багажа, одежды. Здесь также есть индивидуальные столики, светильники, USB-розетки и т.д. Предполагается, что такой вагон скорее будет использоваться для ночных экспрессов — до 12 часов пути, поскольку в нем нет возможности ехать вместе с семьей в одном помещении. Личные вещи пассажир может расположить в своей капсуле, а багаж — в специальном отсеке, в котором могут поместиться также и негабаритные грузы вплоть до велосипеда. Капсульный вагон тоже выполнен в более широком габарите «Т», но все места здесь располагаются в шахматном порядке вдоль прохода. Здесь могут с комфортом ехать 56 человек.
«Все это реализовано по итогам изучения обратной связи от пассажиров: мы регулярно проводим соответствующие исследования, изучаем мнения людей, их представления о комфортном поезде», — говорит заместитель генерального директора «Трансмашхолдинга» по развитию пассажирского транспорта Александр Лошманов.
По мнению гендиректора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, концепты, примененные в вагонах для дальних поездок, — потребность российского рынка пассажирских перевозок, который ориентируется на большие расстояния: «Тренд точно не европейский, поскольку там в основном ориентация на короткие пассажироперевозки. Купированные вагоны строят в основном Россия и Китай. По сути, это предложение пассажиру новых, более высоких стандартов. Которые не должны вызвать увеличение стоимости проезда, поскольку строительство такого вагона не предполагает внедрения дорогих инновационных технологий».