В 2020 году объем мирового рынка ИТ сократился не столь значительно, как ожидалось по итогам первого квартала, в самый разгар пандемии COVID-19. Рыночные результаты в третьем и четвертом кварталах оказались выше прогнозируемых. В частности, в странах Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA), а также Азиатско-Тихоокеанского региона позитивное влияние оказали государственные проекты в сфере цифровых технологий, говорят данные международной аналитической компании IDC. Объем глобального ИТ-рынка по итогам года, по оценкам аналитического агентства Gartner, уменьшился на 3%, до $2,2 трлн. Коронакризис подтолкнул организации и потребителей к более активной цифровизации, что продолжит оказывать влияние на динамику рынка и в долгосрочной перспективе, а по итогам 2021 года аналитики компании прогнозируют рост мирового ИТ-рынка на 6%.
Российский сегмент ИТ справился с ситуацией лучше — за 2020 год он вырос на 14% в рублевых показателях, предварительно до 1,833 трлн руб., отмечают в IDC. В первую очередь такую динамику обусловил высокий уровень расходов российского правительства на цифровые технологии в течение всего года. На контрасте с европейскими странами благотворное влияние оказала и деловая активность во многих отраслях, сохраняемая большую часть года. «В первые месяцы пандемии никто не понимал масштабов ее влияния, было сложно прогнозировать модель поведения общества и рынка, но важно было не остановить работающие процессы, производственные конвейеры, поставки продукции, разработки, администрирования систем», — комментирует директор по развитию информационных систем компании «Ростелеком» Дарий Халитов.
Сильные позиции
В IDC ожидают, что взятые российским ИТ-рынком темпы роста будут сохраняться и в 2021 году. По текущим наблюдениям, многие крупные ИТ-компании уже показывают впечатляющие результаты в первом квартале 2021 года, при этом просматривается аналогичная ситуация и в перспективе второго квартала.
По данным IDC, по итогам 2020 года большинство крупных российских ИТ-компаний зафиксировали позитивные результаты деятельности (по предварительным результатам). В частности, сегменты ПК и корпоративной инфраструктуры (серверы, системы хранения данных и корпоративные сетевые продукты) демонстрировали рост в рублевом выражении на 31 и 27% соответственно. Также устойчиво росли и рынки программного обеспечения и ИТ-услуг — каждый на 16%.
В результате, по оценке российского офиса PwC, кардинальной смены расстановки сил среди основных игроков отечественного рынка в связи с пандемией не наблюдалось. Однако, как отмечает главный редактор издания TAdviser Александр Левашов, на фоне повышенного спроса на инфраструктуру и сервисы для удаленной работы гораздо более заметными в общей картине стали отечественные бигтех-компании — «Яндекс», Mail.ru Group, «Сбер», до 2020 года делавшие робкие шаги в качестве поставщиков ИТ-услуг.
Смещение приоритетов
ИТ — неоднородная отрасль, и в зависимости от своей специализации компании чувствовали себя в коронакризис по-разному, отмечает генеральный директор группы Т1 Сергей Соловьев: «Стремительный рост запросов на цифровизацию уравновешивал временное снижение активности в реализации запланированных ИТ-проектов». Его поддерживает партнер практики технологического консалтинга PwC в России Тимофей Хорошев, отмечая, что наблюдался высокий спрос в секторе информационной безопасности, а также на решения в области управления непрерывностью бизнеса.
Наиболее быстро за первое полугодие 2020 года выросло потребление инструментов для удаленной работы. По всему миру количество подключений к онлайн-сервисам видеосвязи, по данным портала Statista, выросло в 5–10 раз. В разы увеличилась стоимость акций таких разработчиков, как Zoom Video Communications, а в России параллельно усиливались позиции аналогичного импортозамещенного софта. «В силу санкционных рисков и вопросов национальной безопасности реальный импульс получили многие российские решения, необходимые в режиме удаленной работы, — в области веб-видеоконференций TrueConf, IVA или Webinar», — рассказывает Дарий Халитов. На апрель 2021 года единый реестр российских программ включает уже свыше 10 тыс. наименований ПО. Для сравнения: в декабре 2020 года их было около 8 тыс.
Широкое применение форматов удаленной работы способствовало появлению возможности «приблизить» регионы и использовать их трудовые ресурсы, отмечает Тимофей Хорошев: «Продуктовые команды стали распределенными, появилась задача по проведению оценки их эффективности. Исчерпав ресурсные возможности своих регионов, сегодня компании чаще привлекают фрилансеров, налаживают работу со стартапами, учебными заведениями и внешними поставщиками».
Партнер и руководитель группы технологической интеграции департамента консалтинга компании «Делойт» в СНГ Александр Ильин соглашается, что коронакризис позволил ИТ-компаниям демонстрировать большую гибкость за счет расширения использования распределенных команд. По его словам, ранее многие заказчики требовали присутствия команд подрядчиков в своих офисах, на что тратились дополнительные ресурсы: затраты на командировки, офисные площади и т.п. «Когда нахождение офлайн стало невозможным, к удивлению многих, качество и скорость реализации проектов не упали, а бюджеты оптимизировались за счет сокращения накладных расходов», — говорит Александр Ильин. В итоге средняя цена проекта для клиента снижается.
Сегодня многие компании возвращаются в офисы, но уже с учетом новой реальности — в модели гибридной удаленки отдельный импульс получают коворкинги как зоны для общения, брейнсторминга, совместного решения сложных задач, дополняет Дарий Халитов.
Зоны внимания
Ключевые тренды ИТ-рынка в новых реалиях, по данным Gartner, остались прежними — сбор и анализ данных с различных устройств, разработка технологий искусственного интеллекта (AI), использование роботизированной автоматизации процессов (RPA) и облачных сервисов. В то же время пандемия несколько скорректировала распределение инвестиций в пользу определенных технологий.
В Т1 отмечают актуальность технологий, которые решают задачи цифровой трансформации в любом аспекте: от базовых потребностей в высокопроизводительных вычислительных архитектурах, хранилищах для больших данных и распределенных высоконагруженных виртуальных средах или в использовании облачных технологий — до более высокоуровневых потребностей в корпоративных информационных системах, роботизации бизнес-процессов (RPA), применении Process Mining и инструментов больших данных, обеспечении информационной безопасности.
В «Делойт» считают, что цифровизация — это получение новых бизнес-возможностей за счет использования новых решений. Среди таких возможностей ключевые — развитие облачных вычислений и перевод инфраструктуры в Cloud, расширение взаимодействия с клиентами за счет новых возможностей изучения клиентского опыта, а также возможности обработки и анализа больших данных с использованием вычислительных мощностей, растущих в геометрической прогрессии.
Основные направления развития связаны с цифровизацией сложившихся бизнес-процессов во всех отраслях с применением таких технологий, как AI, RPA, блокчейн, big data, отмечает Дарий Халитов: «Пандемия просто усилила и многократно ускорила эти тренды». Речь, в частности, идет о максимальном выводе бизнес-процессов в режим удаленного выполнения, а также развитии каналов самообслуживания в виде мобильных приложений.
Основной задачей и одновременно сложностью для ИТ-компаний Дарий Халитов считает поддержку темпов изменений на фоне роста скорости социальных изменений — ежегодного появления новых технологий, обновления компьютеров, мобильных устройств, медицинского оборудования, новых протоколов передачи данных. Появление новых технологий будет стимулировать изменения в подходах к развитию инфраструктуры — в части оборудования, программного обеспечения, процессов, а людям потребуется гибко перестраиваться и развиваться.
По мнению Сергея Соловьева, одной из ключевых тенденций на ИТ-рынке станут консолидация и партнерства. Возрастающая сложность и комплексность ИТ-продуктов, по его словам, ограничивают компании в возможности органического наращивания компетенций, поэтому развитие будет реализовываться в том числе через стратегические партнерства и покупку нишевых игроков.