«Цифра» помогла показать людям пенсионную систему в деталях»
Материалы выпуска
Финансовый конструктор: что заставит россиян копить вдолгую Инструменты «Цифра» помогла показать людям пенсионную систему в деталях» Компетенция Плодотворный кризис Рыночный расклад
Компетенция
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Цифра» помогла показать людям пенсионную систему в деталях»

О ключевых трендах и роли цифровых технологий на пенсионном рынке РБК+ рассказал генеральный директор НПФ Сбербанка Александр Зарецкий.
Фото: Игнат Козлов для РБК+

— Как в целом можно оценить уровень развития негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в России, какова динамика?

— Рынок восстанавливается после кризисного периода. В 2014 году было принято законодательство об акционировании НПФ. На мой взгляд, это была точка бифуркации. Отрасли был дан понятный сигнал. Правительство и законодатели хотят видеть фонды не только как пенсионные подразделения корпораций, а скорее как сильных рыночных игроков, конкурирующих с другими финансовыми институтами и предоставляющих высококачественные услуги всем гражданам и организациям в стране.

Одновременно ЦБ РФ принял меры по расчистке рынка от недобросовестных игроков. Если на пике роста пенсионной отрасли в России насчитывалось более 200 фондов, то уже сегодня их количество уменьшилось до 43, и процесс консолидации продолжается. В этом нет ничего страшного. Аналогичные процессы мы видим в смежных индустриях — банковской, страховой. Важно, чтобы в результате на рынке остались надежные компании, ориентированные на долгосрочное развитие.

Однако пока восстановление идет достаточно медленно. В этой связи индустрии необходимо консолидироваться вокруг наиболее важных задач, стоящих перед рынком, заручиться поддержкой регуляторов, чтобы дать отрасли новый импульс к развитию.

— Какие задачи вы считаете наиболее важными?

— Я вижу сегодня три стратегические задачи, стоящие перед отраслью. Первая — ускоренное развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Вторая задача — трансформация пенсионных накоплений граждан в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) в их личные пенсионные сбережения. Отчисления в накопительную часть ОПС были заморожены в 2014-м, при этом объем таких накоплений очень существенный для экономики. И наконец, последняя задача — повышение финансовой грамотности наших граждан в отношении того, как устроена пенсионная система РФ.

В части развития НПО наше профсообщество определило перечень инициатив, которые бы помогли в решении этого вопроса. Во-первых, чтобы люди были готовы откладывать часть своих доходов вдлинную, нужны стимулы. Во всем мире для этого используется механизм налоговых вычетов либо государственное софинансирование. В России сегодня эффективные налоговые стимулы для пенсий отсутствуют. В то же время есть хороший опыт инвестиционного налогового вычета, который дается при открытии индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). За пять лет этой услугой воспользовались уже около 4 млн россиян. Мы предлагаем создать аналогичный вычет для долгосрочных пенсионных сбережений.

Во-вторых, мы говорим о «либерализации» НПО. Сегодня НПФ являются коммерческими компаниями, работающими на открытом рынке, предлагающими добровольные финансовые услуги. При этом регулируемся мы по-прежнему законом, в котором сохранились ограничения с тех времен, когда НПФ имели некоммерческий статус и занимались исключительно администрированием пенсионных программ для сотрудников своих материнских компаний. Это нужно менять. Речь идет о том, чтобы сделать пенсионные программы более разнообразными и привлекательными для клиентов с одной стороны, а с другой — убрать устаревшие ограничения, чтобы фонды могли предлагать такие программы на рынке.

— О каких ограничениях идет речь?

— Первое ограничение связано с горизонтом инвестирования. Сегодня мы обязаны гарантировать сохранность взносов клиента по добровольным пенсионным программам на горизонте одного года. Это накладывает существенные ограничения на наши инвестиционные стратегии и вынуждает большую часть резервов размещать в гособлигации. Это снижает ожидаемую доходность и ограничивает нас в предложении разнообразных инвестстратегий. При этом в отношении пенсионных накоплений горизонт «безубыточности» составляет пять лет. Нам представляется, что аналогичный подход целесообразно распространить и на НПО.

Далее, в соответствии с законодательством ОПС и НПО сегодня являются исключительным видом деятельности для НПФ. Вместе с тем взрывное развитие экосистем дает компаниям уникальные возможности «обогащать» свои продуктовые решения смежными сервисами, которые делают их более привлекательными и удобными для клиентов. В нашем случае это могло бы быть страхование на случай инвалидности, медицинские сервисы и т.д.

И наконец, нужны изменения в систему ценообразования пенсионной услуги, с использованием аналогичных моделей из смежных финансовых индустрий.

— Вы упомянули проблему управления замороженными пенсионными накоплениями по ОПС. Как, на взгляд профсообщества, нужно поступить с ними?

— Сегодня пенсионные накопления — государственная собственность. При этом они фактически заморожены, новые взносы в систему не поступают. Мы предлагаем предоставить гражданам возможность трансформировать эти пенсионные накопления в собственные. Эти деньги могли бы, скажем, стать первым взносом для человека в его, уже личную, пенсионную программу. Идея уже нашла свое отражение в концепции гарантийного пенсионного плана (ГПП), разработанной Минфином и ЦБ. Предполагается, что там будет действовать система гарантирования, предусмотрен налоговый вычет и более длинный горизонт инвестирования.

Являясь, по сути, личным пенсионным планом, ГПП предполагает возможность софинансирования взносов со стороны работодателя с существенными налоговыми стимулами для последнего. Внедрение ГПП позволит среднему и малому бизнесу, не готовым внедрять полноценные пенсионные программы, включать в свои компенсационные пакеты опцию софинансирования.

Таким образом, ГПП может стать триггером поступления новых взносов как от граждан, так и от работодателей в пенсионную систему уже на добровольной основе. Концепция пока находится в процессе обсуждения и доработки в правительстве. Мы надеемся, что осенью ей будет дан зеленый свет.

— Каков сегодня уровень пенсионной грамотности граждан и что делается в этом направлении?

— Пока мы можем констатировать, что уровень понимания россиянами того, как устроена пенсионная система, невысок. Согласно исследованиям НПФ Сбербанка, пенсионная тематика важна для россиян, тема «дохода после завершения работы» интересует 89% опрошенных. Только 8% подтвердили, что они понимают, как формируются их пенсионные права. Но если нет понимания, то нет и доверия. И если мы хотим развивать рынок добровольных пенсий, а это важнейшая часть стратегии НПФ Сбербанка, мы должны прежде всего решить проблему «понимания». Здесь нам на помощь пришли цифровые технологии. В прошлом году мы поставили перед собой амбициозную задачу: просто, наглядно и в режиме онлайн показать россиянам, что происходит с их личной пенсионной ситуацией. В мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» мы запустили «Пенсионную витрину». Зайдя в раздел «Инвестиции и пенсии» на главном экране приложения «Сбербанк Онлайн», вы можете в несколько кликов подгрузить выписку из Пенсионного Фонда РФ и сразу же увидеть в доступной форме актуальные значения страховой и накопительной части вашей будущей пенсии, количество накопленных пенсионных баллов, стаж работы и т.д. В ближайшие месяцы мы добавим на витрину информацию о личных и корпоративных программах клиентов, если они оформлены в НПФ Сбербанка. Таким образом, наши пользователи будут видеть на экране весь свой «пенсионный кошелек», смогут анализировать его и вносить в свои долгосрочные финансовые планы необходимые коррективы.

Недавно «Пенсионная витрина» стала доступна любому пользователю «Сбербанк Онлайн», а до этого три месяца работала в тестовом режиме. Мы можем констатировать, что интерес к ней значительный: еженедельно ее посещает более 300 тыс. человек. Этот интерес уже трансформируется в конкретные действия. В 2020 году мы дали возможность нашим клиентам оформлять индивидуальные пенсионные планы (ИПП) в «Сбербанк Онлайн». Первые результаты нас очень вдохновили. Средний размер взносов и регулярность их уплаты превысила ожидания. После запуска пенсионной витрины мы видим, что количество клиентов, оформляющих в течение месяца ИПП, удвоилось. Это говорит о том, что мы идем правильным путем. Благодаря нашему сервису у граждан появился простой и доступный инструмент управления будущей пенсией.