— Сейчас время инвестировать в телемедицину?
— Напомню, что первым годом больших сделок на российском рынке телемедицины стал 2017-й: накануне принятия профильного закона в отрасль пришли крупные инвесторы, в том числе из ИТ-сферы, финансового рынка, телеком-бизнеса.
В период с 2017 по 2019 год объем телемедицинского рынка страны, по оценке инвестиционного фонда VEB Ventures, вырос в несколько раз.
Пандемия дала дополнительный толчок развитию телемедицины в России. В целом в отрасли здравоохранения в прошлом году состоялось 19 сделок, а в том же VEB Ventures прогнозируют рост рынка в 60 раз в ближайшие четыре года, к 2025 году его объем составит 96 млрд руб.
Пользователи телемедицины — абсолютно все население страны. Ситуация, сложившаяся из-за распространения коронавируса, показала эффективность телемедицинских услуг. С помощью этих технологий наблюдали в том числе больных COVID-19. Это позволило развеять сомнения потребителей.
Такая трансформация спроса будет поддержана бизнесом, причем в том числе как потребителя телемедицинских услуг. Ведь с пандемией на первый план вышли задачи обеспечения здоровья и благополучия персонала.
— Какие возможности телемедицина дает для обеспечения безопасности и охраны труда в транспортной отрасли?
— Предрейсовый медосмотр водителей — обязательная процедура для работодателей. Во время пандемии, когда в отдельных отраслях выросла нагрузка на перевозки, вопрос контроля состояния водителей и минимизации риска распространения инфекции встал остро. Ряд работодателей столкнулся с тем, что не все фельдшеры, проводящие очные осмотры, готовы были выходить и выпускать 50–100 водителей в день.
Работодатели поняли, что более перспективен удаленный, цифровой способ оказания услуги предрейсового осмотра.
Наш проект организует транспортным компаниям возможность принятия решения о допуске водителя на линию, при котором осмотр и контакт с фельдшером осуществляется удаленно. Мы предоставляем компаниям диагностический комплекс, который измеряет основные показатели — температуру, давление, наличие алкоголя в крови и др. Данные передаются в лицензированный фельдшерский центр, где врач принимает решение о допуске водителя на рейс, подписывает свое решение персональной электронной цифровой подписью, и водитель получает соответствующую отметку для вклейки в путевой лист.
Во время пандемии интерес к удаленной услуге вырос. В этом году мы ожидаем рост спроса в два-три раза. Кроме того, работодатель стал более комплексно подходить к охране здоровья сотрудников: стали востребованы услуги, позволяющие управлять здоровьем водителя, оказывать персоналу, который проводит достаточно много времени в рейсе, медицинскую поддержку удаленно.
Конечно, телемедицина не заменит полностью функцию очного осмотра фельдшером на предприятии. Но сама возможность удаленного оказания услуг предрейсового осмотра добавляет компании гибкости и объективности.
— Насколько сегодня телемедицина внедрена в практику транспортных предприятий? Каковы перспективы развития рынка?
— Водитель — одна из самых распространенных профессий в стране. По данным Росстата, у нас 7 млн водителей. Для сравнения: работников торговли — 2 млн. Так вот, из этих 7 млн водителей 5 млн, по нашим расчетам, должны выходить на линию каждый день.
С использованием телемедицинских технологий по итогам 2020 года ежесуточно проводилось от 50 тыс. до 70 тыс. предрейсовых осмотров. Несмотря на то, что услугами пользуются крупные компании, в том числе лидеры в своих секторах, в масштабах всего транспортного комплекса это пока капля в море. Но вместе с тем, если представить, что в 2017 году таких осмотров делалось сотни, можно понять, что рынок за четыре года вырос более чем в 100 раз.
Дальнейшему росту проникновения услуги на рынок будет способствовать опыт, полученный во время пандемии: узнаваемость технологии выросла, и уже никто не сомневается в ее эффективности.
Сдерживающим фактором при этом является отсутствие в законодательстве однозначно определенного порядка прохождения процедуры. Нормативные акты предусматривают, что осмотр проходить надо, но нигде не описано, каким способом. Собственно, это причина, почему многие транспортные компании точечно экспериментируют с телемедицинскими сервисами, но массово на них не переходят.
— В прошлом году законодатели выступили с инициативой, де-юре позволяющей проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей с применением телемедицинских технологий.
— Было уже несколько подобных инициатив. Мы все их приветствуем. Крайне важно, что государство предметно заинтересовалось вопросом. В частности, в середине апреля мы участвовали в работе круглого стола, на котором Минздрав РФ представил поправки в Трудовой кодекс, предусматривающие проведение в дистанционном формате обязательных предрейсовых медосмотров водителей такси и общественного транспорта. Ранее ведомство предлагало поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», предусматривающий проведение пред- и послесменных медицинских осмотров водителей предприятий с использованием медизделий, осуществляющих автоматизированную дистанционную передачу данных о состоянии здоровья.
Наш опыт показывает, что автоматизация и цифровизация услуги предрейсового осмотра дает более объективные показатели. Их нельзя исказить и всегда можно проверить. Вы знаете, работодатели часто удивляются, что, начав после очных 100-процентных выпусков внедрять нашу систему, они сталкиваются с недопусками из-за, например, повышенного давления. На некоторых предприятиях по этому показателю недопуски в первый день могут доходить до десятков процентов! Однако мы оперативно помогаем работодателю определить группы риска, отправить попавших в них на консультацию к кардиологу и отслеживать лечение. Как правило, такой подход позволяет водителям узнать, что не всем можно пить кофе по утрам, что у них гипертония, что нужно пить таблетки, а работодателю — за несколько недель в буквальном смысле «оздоровить» водительский состав с минимальными заменами. Мы выводим на рейсы более 25 тыс. водителей, а в базе у нас их уже несколько сотен тысяч, и значительная их часть улучшили благодаря этим мерам свое профессиональное здоровье. Лично меня в этом бизнесе вдохновила именно возможность обратить внимание людей на свое здоровье. Кроме того, объективный контроль снижает риски как для самих водителей, так и для всех участников дорожного движения и минимизирует аварийность, что особенно важно для участников движения на крупнотоннажном транспорте.
— Каков экономический эффект от ведения удаленных предрейсовых осмотров?
— Сегодня многие транспортные компании работают фактически круглосуточно; соответственно, бизнесу, чтобы обеспечить оперативный предрейсовый осмотр, необходимо иметь в штате целую группу фельдшеров. Если речь о большом водительском штате, о большом количестве рейсов, которые нужно выпустить, то потеря времени на осмотр водителя становится критической. Фельдшер, по нашим подсчетам, тратит на это пять-семь минут. Мы гарантируем нашим клиентам, что осмотр будет длиться не более трех минут.
Кроме того, дистанционный формат позволяет осуществлять осмотр там, где просто нецелесообразно держать дополнительный штат людей, — на нефтепромыслах, трубопроводах и просто в отдаленных районах страны.
— Какие технологии вам интересны как предпринимателю?
— Цифровизация отрасли здравоохранения уже запущена. Новый качественный рывок в развитии медицины позволят сделать технологии искусственного интеллекта (ИИ), решения с элементами которого уже внедряются в медицинскую практику, в том числе в нашей стране. ИИ, в частности, используется для расшифровки рентгеновских снимков, его возможности тестируют в помощи врачам с постановкой диагнозов. У технологии ИИ, безусловно, огромный потенциал в здравоохранении, и мы только в начале пути его освоения.
Если говорить о нашем непосредственном участии, то мы сосредоточимся на прикладных областях применения технологий в медицине, а именно на развитии сервисов, позволяющих работодателю управлять здоровьем сотрудников, а также обеспечить хорошее самочувствие и позитивный настрой, ведь они напрямую способствуют повышению производительности труда.