В 2020 году, по данным международной Global Market Insights, объем мирового рынка мобильных технологий в области здравоохранения — mHealth достиг $56 млрд и до 2030 года будет расти на 30% ежегодно. К 2027 году он превысит $300 млрд, прогнозирует американская Reports and Data. Пандемия COVID-19 будет способствовать росту спроса на возможность мониторить основные жизненные показатели, говорится в отчете компании.
Доля России на рынке mHealth на его ранней стадии развития — в 2017 году оценивалась примерно в 3% от мирового. По некоторым прогнозам, к 2019-му объем рынка должен был достичь $950 млн.
Многие потребители, в том числе в нашей стране, стали следить за тем, как они себя чувствуют, как спят, достаточна ли их физическая активность, говорит декан факультета технологического менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского национального исследовательского университета (ИТМО) Антон Гопка.
По результатам опроса, проведенного международной Ipsos осенью 2020 года среди более 22 тыс. респондентов в 30 странах, включая Россию, на фоне пандемии более половины опрошенных (52%) собираются заняться спортом и перейти на здоровое питание, 44% намерены принять серьезные меры для снижения веса.
Кроме того, в ряде стран технологии mHealth сыграли значительную роль в борьбе с распространением инфекции. Например, в Сингапуре специальное мобильное приложение Trace Together позволяет министерству здравоохранения без учета личности пользователя и перемещений отслеживать тесные контакты с подтвержденными случаями COVID-19 на основе анализа близости устройств по данным протокола Bluetooth, говорится в обзоре Школы общественного здравоохранения Университета Джонса Хопкинса.
Дальнейший динамичный рост рынка mHealth аналитики связывают с ростом числа активных пользователей смартфонов и мобильного интернета, дальнейшим стремлением населения к здоровому образу жизни, а также переориентацией систем здравоохранения на профилактику серьезных заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых и сахарного диабета.
Здоровая привычка
К mHealth относят носимые устройства и мобильные приложения как для пациентов, так и для здоровых людей. Причем до недавнего времени цифровые устройства для ведения здорового образа жизни развивались динамичнее, чем медицинские приложения, отмечают авторы исследования рынка и технологических трендов по направлению «Спорт и здоровье» Центра инновационного консалтинга на базе Научного парка МГУ. Гаджеты и приложения сегмента «Здоровье для здоровых», в частности, не требуют сертификации.
Направленность современных приложений для здоровья разнообразна: от фитнеса и правильного питания до психологической помощи. Довольно большая группа трекеров физической активности (шагомеры, приложения для бега и велосипедных прогулок) существуют как сами по себе, в том числе Nike, Strava, DocDoc, так и являются дополнениями к фитнес-гаджетам.
Некоторые приложения синхронизируются еще и со спортивными тренажерами, что позволяет осуществлять внешний контроль тренировок. Профессиональные спортсмены пользуются мобильными приложениями для контроля состояния во время тренировок и профилактики травматизма, рассказал главный врач сборной России по пляжному волейболу Илья Карлицкий.
Из более 97 тыс. доступных для скачивания приложений для здоровья 70% посвящены спорту и здоровью, 30% предназначены для профессионального медицинского мониторинга, отмечает СЕО компании AppCraft Александр Мурзанаев.
Россия, например, входит в пятерку стран — наиболее активных пользователей приложения Samsung Health после Германии, Южной Кореи, Испании и Великобритании. Общее число пользователей приложения, измеряющего количество пройденных шагов и сожженных килокалорий, в 2020 году превысило 200 млн человек.
В России отсутствует специальное регулирование приложений для здоровья, отмечает Антон Гопка. В США, например, с 2015 года подобными мобильными приложениями, по его словам, можно пользоваться на основе рецепта врача после доказательства клинической ценности в результате соответствующих исследований. Такое регулирование позволяет получать страховые выплаты за пользование приложениями.
Порог входа на рынок мобильных приложений для удаленного сопровождения здоровья достаточно низкий, дивидендный поток подобных сервисов базируется на небольшом объеме микроплатежей, отмечает Антон Гопка. Монетизация основывается на предоставлении онлайн-консультаций, составлении индивидуальных планов, продаже встроенной рекламы или реализации товаров через приложение, а также на различных вариантах платной подписки, говорит президент «Мединвестклуба» Дмитрий Ахтуба.
Сервисы для занятий спортом, йогой, медитацией, контроля объема потребляемой жидкости или отслеживания циклов часто работают по модели Freemium (free + premium), предоставляя часть контента бесплатно, а другую — за дополнительную плату.
Примечательно, что до пандемии, по данным Аналитического центра НАФИ, россияне в целом проявляли больше доверия «умным» браслетам, чем, например, консультациям с врачом по видеосвязи. Почти две трети опрошенных в 2018 году в рамках мониторинга цифровой грамотности жителей страны были заинтересованы в «умном» гаджете. К дистанционным консультациям с врачом готовы были только 42% респондентов.
Медицина в кармане
Однако в дальнейшем рынок mHealth будет развиваться в том числе за счет специализированных медицинских устройств и приложений, полагают эксперты.
По мере удешевления технологий будет становиться более массовой, например, одежда с встроенными датчиками, которые снимают ЭКГ, говорит заместитель директора Института онкологии Европейского медицинского центра, врач-онколог Павел Копосов, будут развиваться и сопутствующие приложения.
MHealth — это часть телемедицины, напрямую зависящая от развития и регулирования отрасли. Напомним, что в России закон о телемедицине был принят в 2018 году. И несмотря на то, что законодательство пока не позволяет ставить первичный диагноз по итогам онлайн-консультации, а виртуальные приемы пока подходят скорее для повторных приемов или получения «второго мнения», цифровое здравоохранение получило серьезный импульс для развития. Телемедицинские консультации, в частности, были включены в систему добровольного медицинского страхованием (ДМС), напоминает директор департамента аудита компании Deloitte в СНГ Дамир Хусаинов: «Каждая крупная страховая компания в России, работающая в этом сегменте, имеет свое телемедицинское приложение либо работает в партнерстве с имеющимися». С развитием рынка доля физических лиц — пациентов, оплачивающих виртуальные приемы самостоятельно, будет возрастать.
С 2020 года некоторые регионы совместно с сервисом «Доктор рядом» (портфельная компания инвестиционного фонда VEB Ventures госкорпорации ВЭБ.РФ) пилотируют оказание телемедицинских услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС). По данным VEB Ventures, за предшествующие три года популярность телемедицинских сервисов выросла в 29 раз, и в 2020 году число пациентов, воспользовавшихся услугой, достигло 5 млн.
По данным технологической компании «К-Скай», инвестиции в российское цифровое здравоохранение выросли с $7,5 млн в 2016 году до $46,9 млн в 2020-м. При этом 44% вложений приходится на телемедицинские проекты, а 27% — на развитие сервисов для пациентов.
Если три-пять лет назад приложения для здоровья занимали узкую нишу, то сегодня в гонку за конечным пользователем включились многие крупные операторы, говорит сотрудник медицинского департамента холдинга «СМ-Клиника» Илья Чугункин. Интерес к разработке медицинских приложений проявляют компании из разных секторов экономики, отмечает Дамир Хусаинов. Так, продовольственная сеть «Азбука вкуса» в прошлом году инвестировала в стартап Biolink.Tech, разработчика системы персонализации питания на основе анализов крови и искусственного интеллекта Otri.
Развитию в России рынка mHealth будет способствовать цифровизация государственной системы здравоохранения. Более 9 млн москвичей, например, уже пользуются городским приложением для взаимодействия с Единой медицинской информационно-аналитической системой — ЕМИАС.ИНФО. Для всех жителей страны приложение «Мое здоровье» Минздрав РФ планирует запустить до конца этого года. Сервис позволит в том числе управлять полисами ОМС и ДМС, вести дистанционный мониторинг здоровья и дневник самонаблюдения, а также получать дистанционные консультации врачей с помощью смартфона.
Кроме того, в рамках модернизации первичного звена здравоохранения с 2022 года в систему ОМС включен дистанционный мониторинг пациентов с риском сердечно-сосудистых осложнений. Пилотный проект показал, что удаленный мониторинг позволяет на 70% сократить число вызовов скорой и на 50% — госпитализаций. Затраты на одного пациента, включая выдачу прибора для измерения артериального давления и передачи данных врачу, ранее оценивались в 4 тыс. руб., общий бюджет программы — в 10 млрд руб. Разработку автоматизированной системы дистанционного мониторинга артериального давления ведет холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех».