— Из чего складывается инвестиционная привлекательность Московской области?
— Один из основных факторов — географическая близость к крупнейшим рынкам сбыта страны, главный из которых — Москва. Удобная локация региона позволяет инвесторам без особых проблем выходить на экспорт. Надеюсь, что другим значимым фактором является работа нашей команды: каждого инвестора в Подмосковье сопровождают буквально от проекта до завода. Речь идет и о персональных инвестиционных менеджерах, которые от нашего министерства сопровождают каждую крупную заявку. Много «на земле» делают инвестиционные команды муниципалитетов Подмосковья.
Новый бизнес — это очень часто строительство, реконструкция или модернизация. Здесь важна роль Центра содействия строительству (ЦСС). С его помощью все исходные документы — от разрешений на строительство, на ввод в эксплуатацию, подключение к сетям — готовятся в «едином окне». Инвестору, таким образом, мы гарантируем удобный клиентский сервис.
Прошлый год был непростым для бизнеса, однако нам удалось сохранить объемы инвестиций в основной капитал, это около 1 трлн руб. В 2020-м было открыто 416 крупных производственных площадок различного назначения. Сейчас планируем запустить еще 577 новых крупных производств.
— Что власти Подмосковья предлагают малому и среднему бизнесу?
— Тот же клиентоориентированный подход, кроме того — меры поддержки, которые мы оперативно обновляем в зависимости от экономической ситуации. Например, с 1 июля запустили полностью электронную программу, предполагающую выдачу четырех субсидий, две из которых совершенно новые. Из бюджета на них уже выделено совокупно порядка 1 млрд руб. Подать заявку можно на портале госуслуг Московской области, а также на региональном инвестпортале.
Одна из субсидий предполагает 50-процентную компенсацию стоимости оборудования, приобретаемого бизнесом для производственных нужд. Другая — возмещение 70% стоимости первого лизингового платежа. В рамках третьей подмосковным предпринимателям будет доступна компенсация ключевой ставки Центробанка РФ на день заключения кредитного договора от суммы уплаченных процентов по кредитам на развитие бизнеса от 5 млн до 100 млн руб. Четвертая — возврат половины комиссии, уплачиваемой за выход на маркетплейсы. Это как раз пример реакции на изменившиеся условия работы МСП, которые из-за пандемии стали массово уходить в электронную торговлю.
— Как на инвестиционном климате региона отразилась пандемия COVID-19?
— Коронакризис изначально поставил перед нами две задачи. Первая — не дать бизнесу закрыться. Собственные доходы подмосковного бюджета около 800 млрд руб. Конечно, ограничительные меры привели к определенным снижениям поступлений, а также к незапланированным бюджетным расходам на борьбу с ковидом, в общей сложности эта сумма составила около 120 млрд руб. Несмотря на все санитарные ограничения, мы старались сделать так, чтобы бизнес работал, используя понятные для себя условия и новые алгоритмы.
Второй задачей было помочь предпринимателям получить меры поддержки. Их, на наш взгляд, было достаточно — и федеральных, и местных. За счет бюджета области докапитализировали гарантийный фонд, фонд развития промышленности, фонд микрофинансирования. Ввели дополнительные субсидии, к примеру, на производство средств индивидуальной защиты. Была создана оперативная группа для работы с банками, для получения предприятиями льготных кредитов под 0–2%. В каждом из банков топ-10 находился специалист, отвечавший за работу с Московской областью, был организован сбор онлайн-заявок. Нашей задачей была в каждом случае не просто отработка любого обращения в течение одних суток, но и его удовлетворение.
В итоге число областных субъектов малого бизнеса в прошлом году не сократилось, их было и осталось 345 тыс. При этом число занятых в них на конец 2020 года составило 1,41 млн человек, это на 5% больше, чем годом ранее.
— Чем объясните рост этого показателя?
— Меры поддержки были нацелены в том числе на сохранение занятости. Получать субсидии, не оформляя должным образом сотрудников, невозможно. Поддержка отражается и на показателях текущего года. В Подмосковье по состоянию на июль работает 370 тыс. субъектов малого бизнеса с числом занятых 1,44 млн человек. Также в регионе зарегистрировано 243 тыс. самозанятых.
— Что сейчас беспокоит подмосковного предпринимателя?
— Многие участники наших бизнес-опросов сетуют на высокую долговую нагрузку. Немало обращений по вопросам землепользования и связанных с инфраструктурой — подключению к воде, теплу, газу, свету, получению вводно-разрешительной документации, оформлению земельных участков. При общем высоком уровне ЦСС мы понимаем, что есть процедуры, которые можно оптимизировать.
— В чем суть соглашений, подписанных властями Подмосковья с бизнесом на недавно завершившемся Петербургском экономическом форуме?
— Было заключено около 40 инвестконтрактов на общую сумму 240 млрд руб., которые предполагают создание 50 тыс. новых рабочих мест. В частности, в Московской области планируется возвести несколько крупных центров обработки данных (ЦОД). В России сегодня вообще не так много ЦОДов, поэтому вскоре именно Подмосковье может стать базовой площадкой фактически для новой отрасли.
На форуме мы также договорились о комплексном взаимодействии в том числе с иностранными инвесторами. Например, по одному из них ООО «ПСК Фарма» получит возможность практически вдвое расширить собственное производство онкологических препаратов и активных фармацевтических субстанций в Дубне. По другому — австрийская компания Lasselsberger GmbH в Луховицах будет строить завод сухих смесей и керамической плитки. Проект хорош тем, что Луховицы — отдаленная территория, а новый проект позволит развивать муниципалитет более динамично. Выделю также проект строительства совместного фармацевтического производства компаний «Гранд капитал» и «Авексима», он запланирован в индустриальном парке «Есипово» в Солнечногорском районе.