— Как пандемия повлияла на японские инвестиции в российскую экономику?
— Согласно статистическим данным Японской организации по развитию внешней торговли (JETRO), в 2020 году поток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из Японии в Россию составил $488 млн, объем накопленных инвестиций — $2,4 млрд. По сравнению с предшествующей пятилеткой оба показателя выросли. Несмотря на коронакризис, японский бизнес не снизил интереса к России.
Японский капитал сосредоточен преимущественно в автопроме и энергетическом секторе экономики РФ. Задача двух стран — диверсифицировать поток ПИИ. Перспективными отраслями являются, в частности, здравоохранение, информационные технологии, сельское хозяйство и рыбная промышленность. В этих сферах уже развиваются новые совместные проекты.
РОТОБО с фондом «Сколково» и новосибирским Академгородком организует питчи российских ИТ-стартапов для японских инвесторов. Как результат, на японский рынок выходит все больше российских ИТ-компаний, особенно разработчиков софта для образования.
— Как вы оцениваете инвестиционный климат в России?
— Деловой климат страны за последние годы значительно улучшился. С начала 2000-х годов на российский рынок вышло большое количество иностранных компаний.
В рейтинге Doing Business в 2020 году Россия поднялась на 28-е место с 120-го в 2011 году. Страна обгоняет Японию (29-е место) и Китай (31-е место). Однако на практике инвестиционная активность в Китае и Юго-Восточной Азии по-прежнему выше.
России необходимо повышать качество административных услуг и регуляторных мер, предпринимать больше усилий по борьбе с коррупцией и созданию одинаково комфортных условий для всех игроков рынка.
Ключевыми факторами для инвесторов являются потенциал роста страны-партнера, а также политическая и социальная стабильность государства. Не менее важно для японских инвесторов наличие четкой стратегии развития страны.
— Примерно треть предприятий с полным или частичным японским участием, работающих в России, размещаются в индустриальных парках и особых экономических зонах (ОЭЗ). Инфраструктура и условия соответствуют ожиданиям инвесторов?
— Большинство ОЭЗ в момент предоставления компании статуса резидента обеспечивают комплексные услуги по системе одного окна. Однако необходимо улучшать систему оперативной поддержки уже действующих резидентов в случае возникновения у них проблем. Важно также, чтобы подготовка инфраструктуры ОЭЗ выполнялась в установленные сроки.
— Во многих странах под влиянием пандемии усилился тренд на локализацию производств, и в первую очередь в сфере здравоохранения. Японский бизнес готов к локализации в РФ?
— Пандемия требует международного медицинского сотрудничества. Для России и Японии здравоохранение является одним из приоритетов с 2016 года, когда главами государств был подписан План двустороннего экономического сотрудничества из восьми пунктов.
Например, в Хабаровске японская компания в сотрудничестве с ОАО «РЖД» строит российско-японский центр превентивной медицины и диагностики, его открытие намечено на 2022 год. В 2020 году российско-японское предприятие на основе совместно разработанных технологий выпустило экспресс-тесты на коронавирус COVID-19.
Многие фармкомпании, в том числе японские, диверсифицируют свои производственные базы. Местный бизнес, заключая контракты на совместное производство, способен удовлетворить потребности такого сотрудничества.
При этом разработка медтехнологий требует защиты патентов и прав передачи технологий. Развитие такой системы является важным фактором для дальнейшего углубления локального производства.