— Как складываются российско-японские отношения в бизнесе?
— К сожалению, бизнес-возможностей больше, чем активных участников бизнес-диалога. Пока в России преимущественно присутствуют японские автоконцерны, которые локализовали свои заводы, а также корпорации, участвующие в добыче сжиженного газа.
Однако конкретных бизнес-проектов с участием японских малых и средних предприятий можно ожидать уже в ближайшие полтора года. Для этого российский бизнес должен выступить инициатором привлечения японских инвестиций, нужны прозрачные механизмы сотрудничества. Рецепт прост: доверие, открытость и перспективы — тогда все останутся в выигрыше.
— Какая роль в этом процессе у SBI Банка?
— Мы готовы стать амбассадором российско-японского бизнес-диалога. Несмотря на то что наш материнский холдинг — международная японская группа SBI Holdings, практически 99% нашей клиентской базы в корпоративном сегменте — резиденты РФ. Это отличает нас от других иностранных банков на российском рынке. Мы знаем, какие вопросы нужно решать при формировании здесь юридического лица.
Долгосрочная миссия банка — стать для японских компаний проводником на российский рынок.
У нас уже есть успешный опыт в консультировании японских партнеров. В 2020 году банк выступил в роли модератора при запуске японского развлекательного центра Round1 в ТРЦ «Европейский» в Москве: помимо оказания банковских услуг мы помогли инвестору найти бизнес-партнера, контрагентов, в том числе из ряда наших российских клиентов, определить формат развития бизнеса, клиентскую аудиторию. Уже в следующем году подобных проектов с нашим участием будет значительно больше.
— В начале 2021 года в капитал банка вошел Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Какова цель сделки?
— Инвестиции РФПИ демонстрируют, что экономические отношения между Россией и Японией имеют большой нереализованный потенциал. Участие такого акционера в капитале нашего банка — еще один месседж рынку, что мы являемся надежным партнером, имеющим долгосрочные планы. Рейтинговое агентство АКРА, в частности, в этом году повысило рейтинг SBI Банка до ВВВ с прогнозом «стабильный». Это связано как с поддержкой акционеров, так и с положительной динамикой в финансовых показателях.
— Расскажите подробнее о показателях.
— Прошлый год мы закончили с убытком больше 1 млрд руб. Но уже за неполные семь месяцев 2021 года прибыль составила 120 млн руб. По итогам года она должна увеличиться на 223 млн руб. Так что даже с поправкой на возможные внешние риски мы экономически чувствуем себя достаточно уверенно.
Наш кредитный портфель в корпоративном сегменте превысил 14,5 млрд руб. Причем это портфель, сформированный с 2018 года, когда японский акционер стал стопроцентным владельцем банка.
Мы с нуля создали платформу для онлайн-обслуживания клиентов, работающих с госзаказом. Это позволяет нам выдавать банковскую гарантию за 20 минут и оперативно открывать кредитную линию для исполнения контракта. Наш портфель на рынке банковских электронных гарантий — 6,5 млрд руб.
На розничном направлении мы выбрали концепцию семейного банка. В частности, упростили ведение общего бюджета с помощью программы лояльности, новых для рынка категорий кешбэка, мобильных приложений и современных гаджетов: брелоки бесконтактной оплаты включают функционал и банковской карты, и игрового кошелька Round1, и карты «Тройка». Реализация концепции семейного банка уже приносит свои плоды — более 10 тыс. новых клиентов-физлиц за неполный год, прошедший после запуска продукта, что для нишевой концепции очень многообещающий результат.
Самое главное для нас — учитывать меняющиеся в новой реальности потребности клиентов, чтобы всегда оставаться для них опорой.