Российские представители малого и среднего предпринимательства (МСП) вопреки трудным временам, связанным с пандемией, смотрят в будущее с оптимизмом: около 90% предпринимателей полагают, что к концу 2021 года объем продаж будет сопоставим или превысит показатели 2020 года. Такие данные в начале сентября в исследовании «Индекс предпринимательского оптимизма» представили AliExpress Россия и сообщество поставщиков маркетплейсов MPGO. «Пандемия повлияла на большую часть предприятий малого и среднего бизнеса: для 22% предпринимателей ситуация стала толчком к созданию своего дела, 18% выиграли от пандемии, а 37% понесли потери», — отмечается в материалах компаний.
Чем меньше, тем сложнее
Российский сегмент малого и среднего бизнеса довольно болезненно воспринял начавшийся весной прошлого года коронакризис. Особенно сильно досталось «самым маленьким». Микро и малый бизнес сильнее всего пострадали от коронавируса и связанных с ним ограничений, рассказывает гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич: «Предприниматели конечно же устали. Те предприятия, где был возможен перевод в онлайн худо-бедно смогли выстоять, а такие сферы, как детские развлечения, салоны красоты, фитнес и другие, где невозможно оказать услугу дистанционно, серьезно пострадали».
Сильнее всего коронакризис затронул микробизнес: выручка в этом сегменте по итогам прошлого года снизилась на 19%, в то время как у малого бизнеса — на 8%, а у средних предприятий выручка даже выросла на 2%, констатирует президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. В отраслевом разрезе, по его мнению, больше всего от кризиса пострадали туризм, досуг, общепит, непродуктовый ретейл, перевозки, сфера красоты и фитнес-индустрия. Потери общепита составили 20% по официальным данным, а по опросам предпринимателей — 30–50%, приводит пример Александр Калинин.
Как работала поддержка
При этом сегмент МСП сильнее крупных корпораций пострадал из-за нехватки финансовых резервов. В середине 2020 года около 80% компаний МСП говорили о снижении спроса, а в некоторых нишах (туризм, культура) падение выручки по итогам года превысило 70%. По оценкам Национального рейтингового агентства, в прошлом году малые предприятия, зарегистрированные как юридические лица, снизили оборот примерно на 2,8 трлн руб.
Значительную роль в поддержке малого и среднего бизнеса в этих условиях сыграли меры государственной поддержки, полагают эксперты; самой привлекательной мерой были субсидии на выплату зарплаты за апрель—май 2020 года (в размере МРОТ на сотрудника). По данным правительства РФ, было выдано 2,2 млн грантов на сумму 90,4 млрд руб., благодаря чему рабочие места сохранили порядка 3 млн человек.
Правительственные меры поддержки сработали очень эффективно, во многом благодаря тому, что вырабатывались в тесном сотрудничестве с бизнес-объединениями, говорит Александр Калинин. Наиболее востребованными стали финансовые инструменты поддержки, так как в период пандемии и ограничительных мер резко снизились обороты предпринимательской деятельности. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, финансовую и имущественную господдержку на середину августа 2021 года получили 1,4 млн субъектов МСП.
Можно точно говорить, что государство среагировало быстро и эффективно, введение антикризисных мер в 2020 году принесло положительные результаты, считает Александр Исаевич. По его мнению, помимо льготных кредитов важными мерами поддержки стали отмены и переносы различных выплат и взносов для бизнеса, а также мораторий на проверки предпринимателей, который недавно был продлен до 2022 года.
Также большой популярностью пользовалась, по данным Банка России, программа льготного кредитования на выплату зарплат по ставкам ниже рыночных с возможностью впоследствии списать сумму долга или его часть при условии сохранения численности сотрудников («ФОТ 2.0»), в ее рамках было заключено 222 тыс. кредитных договоров на сумму 420 млрд руб. Всего же в рамках программ господдержки с апреля 2020 года по апрель 2021-го малым и средним предприятиям было выдано кредитов на общую сумму 1,35 трлн руб.
Реализованные в прошлом году краткосрочные меры поддержки в виде льготного кредитования были достаточно эффективны, поскольку они предполагали возможность полного или частичного списания кредитов, что поддержало многие субъекты МСП в период острой фазы экономической неопределенности, говорит младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Юлия Якупова.
Свои программы поддержки МСП запускали и коммерческие банки — в основном речь шла о реструктуризации задолженности, отсрочках платежей. «Основная масса запросов на реструктуризацию по кредитам у нас пришлась на апрель 2020 года, летом количество обращений значительно уменьшилось, — рассказывает вице-президент банка «Санкт-Петербург» Александр Османов. — Наиболее часто из-за падения оборотов за мерами поддержки обращались компании, занимающиеся перевозками, рестораны и кафе, компании, торгующие непродовольственными товарами».
Взаимопонимание и «цифра»
Впрочем, особо радужной картина пока не выглядит. «Ключевая проблема для МСП сейчас — это рост цен на сырье, промышленную продукцию, — говорит Александр Калинин. — По данным Росстата, только за первое полугодие он составил 20%, по отдельным видам продукции — в разы. Из-за этого малый бизнес испытывает острый дефицит в оборотных средствах». Одновременно с этим закончились средства по программе льготного кредитования МСП, по которой МСП могли получить кредит по ставке Банка России плюс 2,75 п.п., отмечает он.
Главное сегодня — проблема доверия: доверие между контрагентами и партнерами, между поставщиками и заказчиками, считает Александр Османов. В коронакризис риски неплатежей между контрагентами вышли на первый план, поясняет он. «Никто не может спрогнозировать, как будет развиваться ситуация, никто, рискуя потерять свой бизнес, не готов довериться партнеру, прокредитовать его», — отмечает эксперт. Это приводит поставщиков и заказчиков в банки, поскольку привлечение стороннего финансирования — дешевле для предпринимателя, нежели отвлечение своих денег из оборота. Поэтому сейчас растут кредитные портфели банков в сегменте МСБ.
Число МСБ, получивших кредит за последние месяцы, держится на максимумах с февраля 2021 года, рассказывает Александр Калинин. Уровень отказов у подавших заявки на кредит — ниже 50% при средних исторических значениях 54–56%.
Предпринимателям всегда было важно получить наиболее подходящую для него услугу по наименьшей стоимости, отмечает Юлия Якупова. По ее мнению, коронакризис и внезапная приостановка деятельности существенного числа субъектов МСП показали, что банки также должны оперативно реагировать на изменение условий в бизнес-среде клиентов, быть с клиентами «на связи» и иметь возможность быстро изменять условия предоставляемых услуг, учитывая специфику и возможности клиентов. Кроме того, пандемия и изоляция населения существенно повысили роль уровня цифровизации банковских услуг.
Глобально основные требования малого и среднего бизнеса к банкам в период пандемии не изменились, — это скорость и гибкость, говорит Александр Османов. При всей консервативности банковского бизнеса для предпринимателей важно быть услышанным, чтобы банк вовремя среагировал на их запросы. А также был готов предоставить гибкие финансовые решения, нестандартные подходы, которые могут быть применимы к любому бизнесу. Кроме того, Александр Османов отмечает произошедшее в период пандемии резкое усиление роли цифровых технологий, онлайн-сервисов: «Многие наши клиенты открыли для себя новые рынки и новые решения. Кто не успел перестроиться, тот ушел с рынка». В качестве примера он приводит ритейл: если торговая точка перешла на доставку, значит, перестроилась на новые условия. Переход бизнеса в цифру — это уже неизбежно, считает топ-менеджер банка «Санкт-Петербург». И любой предприниматель, которые решил для себя вопрос перехода в цифровизацию, по его словам, требует от банка и от банковской системы такого же подхода: «Понятно, что на 100% уйти в онлайн нельзя, клиентам и банкам нужно человеческое общение, но сделать простые финансовые операции цифровыми, без необходимости приезжать в офис, — это для современного банка обязательно».