Тенденции , Весь мир ,  
0 

Технологии сотрут границы между офлайн- и онлайн-шопингом

Фото: Ольга Зиновская/ТАСС
Фото: Ольга Зиновская/ТАСС
Традиционные ретейлеры инвестируют в Retailtech и наращивают возможности для бесшовной торговли.

Мировой рынок Retailtech, согласно отчету американской CB Insights, за 2020 год вырос на 4% и достиг $31,5 млрд. Драйвером стало увеличение объемов рынка e-commerce под влиянием пандемии, которая заставила людей перейти на удаленное потребление. Ретейлерам пришлось оперативно перестраивать бизнес. В России, в частности, в 2020 году суммарная выручка двадцати крупнейших ИТ-поставщиков (среди них Softline, «Новый Ай-Ти проект», «Эвотор») за счет поставок решений для ретейла выросла на 42% по сравнению с 2019-м (68 млрд руб.) и составила 96,5 млрд руб., по данным CNews Analytics.

Двигатель прогресса

IPG.Research оценивает темпы роста мирового рынка e-commerce в 2020 году в 19,4%, с увеличением до $4,1 трлн. Для сравнения: в 2019-м рынок увеличился на 17,9% и составил $3,46 трлн.

Российский рынок e-commerce — один из самых динамичных. Его объем по итогам 2020 года вырос в 1,6 раза (на 58,5%) по сравнению с 2019-м, до 3,2 трлн руб., по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Число российских потребителей, хотя бы раз совершивших покупку в интернете, за год увеличилось с 47,2 млн до 60 млн человек, считают в АКИТ.

Ограничительные меры в ответ на пандемию COVID-19 привели к фундаментальному сдвигу в структуре спроса на онлайн-покупки товаров, отмечают авторы обзора «Пульс мирового рынка электронной коммерции в условиях пандемии COVID-19» Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ): онлайн-продажи розничной компания X5 Group через платформы Perekrestok.ru и «Доставка Пятерочка» в апреле прошлого года увеличились в 4,7 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составили 1,7 млрд руб. (с учетом НДС). Оборот интернет-магазина Ozon, по данным обзора ВШЭ, в первом квартале прошлого года вырос на 115%, до 31,6 млрд руб. с НДС без учета возвратов, а в апреле составил 14,9 млрд руб. — почти в три раза больше, чем годом ранее.

Уже к 2019 году ретейлеры во всем мире занимались обновлением технической базы. Заметно увеличились инвестиции в современные технологии для торговли. По данным экспертов индийской аналитической платформы для инвесторов Tracxn, объем венчурных сделок в области Retailtech в 2019 году по сравнению с 2018-м вырос почти в два раза и составил $1,5 млрд. Самыми востребованными направлениями в марте 2019 года были разработки в области платежных систем (34%), аналитики данных (28%) и технологий для взаимодействия с покупателем (13%).

В России в 2019 году e-commerce занимал первое место среди отраслей по объему инвестиций — 25% общего объема и 8% по количеству сделок, согласно данным доклада Future Retail 2020 Агентства инноваций города Москвы. Характер инвестиций в Retailtech при этом оценивался как «разведывательный»: они составляли 1% всех инвестиций по объему и 8% по количеству сделок. Дальнейшее развитие технологий для ретейла участники рынка связывают с созданием бесшовного опыта для потребителей между офлайн— и онлайн-продажами, отмечают авторы Future Retail 2020.

Новые потребители 

Офлайн-магазины во всем мире инвестируют в Retailtech, отмечают аналитики международной Gartner: в этом году 77% розничных ретейлеров, например, рассмотрят планы по внедрению искусственного интеллекта, который необходим для получения более глубокой аналитики и возможности предугадывать потребности клиентов.

Технологии повышают юзабилити офлайн-магазинов, отмечает директор по инновациям Х5 Group Иван Мельник: «Речевая аналитика позволяет улучшать качество обслуживания в контакт-центрах, видеоаналитика — наблюдать за достаточностью товара, его расположением и предотвращать скопление очередей на кассах и в отделах». Автоматизация работы кассиров предъявляет высокие требования к точности системы, так как при ошибке требуется отмена операции или чека, что съедает весь выигрыш по времени и ведет к ухудшению user-experience, отмечают в компании. Ретейлеры активно внедряют и совершенствуют антифрод-системы для предотвращения мошеннических операций и ошибок ИТ-систем.

В активное потребление вступают поколение Z и поздние миллениалы, которым нужен shoppable experience — максимально удобный опыт покупок, отмечают в пресс-службе сети «Магнит»: «Это требует встраивания покупок в социальные сети, разработки индивидуальных виртуальных туров, обеспечения бесшовного опыта покупки».

Сейчас среди трудоспособного населения России преобладают миллениалы — 42,8%, по данным SberCIB Investment Research. Их доля в структуре потребления достигнет максимума в 2025 году — 47%, после чего начнет сокращаться. К 2036 году она снизится до 40%, а доля поколения Z увеличится с 15,2 до 29,7%. Но зумеры уже сейчас задают новые модели потребления, отмечают аналитики SberCIB Investment Research.

Офлайн-ретейлу технологии способны обеспечить эмоциональный шопинг, отмечает руководитель направления «Ретейл» в ИТ-кластере фонда «Сколково» Ольга Стрелова: «Чтобы процесс покупки стал приятным приключением, нужны «умные» экраны, геймификация, дополненная реальность, аромамаркетинг, сопутствующие сервисы и услуги».

При этом темп технологиям в ретейле продолжит задавать e-commerce, отмечает президент АКИТ Артем Соколов.

По прогнозам Минпромторга РФ, которые глава ведомства Денис Мантуров озвучил недавно на форуме Ecomference Rupost Retail Week, объем онлайн-торговли по итогам 2021 года может превысить 4 трлн руб. Стимулом для его дальнейшего развития, по словам министра, станет не только пандемия, но и минимальное регулирование сектора. В 2019 году ведомство разработало проект стратегии развития торговли на 2019–2025 годы, призванный обеспечить сбалансированные условия для российских и иностранных интернет-магазинов и повышение кибербезопасности внутренней и трансграничной электронной торговли.

Аналитики Data Insight отмечают, что пандемия придала рынку электронной коммерции стимул на несколько лет вперед: темпы развития сегмента в ближайшие три года в среднем составят 30% ежегодно против ранее прогнозировавшихся 26%, к 2024 году емкость рынка ожидается на уровне 7,2 трлн руб.

Ушли в разработку 

Рост e-commerce, по словам Артема Соколова, стимулирует ретейлеров создавать собственные команды разработчиков. Любой электронной площадке как сложной ИТ-структуре нужно постоянное сопровождение, обновление и новые финансовые вложения, отмечает он: «Каждый отдельный интернет-ретейлер — это своя уникальная бизнес-модель и, соответственно, собственные компании разработчиков. Крупный и средний бизнес предпочитает все разработки вести in-house».

Во время пандемии организация собственных ИТ-команд обеспечивала оперативную реакцию бизнеса на меняющиеся условия, рассказал Иван Мельник: «За счет разработки цифровой платформы по доставке продуктов компании удалось нарастить объемы бизнеса».

Растет интерес компаний к стартапам в области Retail— и Foodtech. 84% респондентов «Стартап Барометра 2021» исследовательского проекта Barometer рассматривают сотрудничество или уже работают с корпорациями. «Предприниматели стали значительно выше оценивать заинтересованность корпораций в работе со стартапами по сравнению с 2020 годом», — говорится в исследовании.

Объем публичных сделок с участием российских стартапов в прошлом году вырос почти в два раза и составил 21,9 млрд руб., приводит данные исследования издание Inc. В четыре раза, до 7,5 млрд руб., в частности, выросли зарубежные инвестиции в российские стартапы. В число наиболее примечательных сделок вошли и несколько из сферы Retailtech. Например, продовольственная сеть «Азбука вкуса», как писал РБК, вложила порядка 33,2 млн руб. в Biolink.Tech — разработчика системы персонализированного питания на основе медицинских анализов.

В фонде «Сколково» специально под запросы ретейлеров создали программу инкубации разработок для крупных компаний отрасли, рассказала Ольга Стрелова. Программа призвана генерировать новые идеи и обеспечивать их техническую реализацию командами стартапов. Один из участников — компания ARS Smart Robotics — на технологической базе технопарка «Сколково» разработал для нового европейского игрока на рынке онлайн-ретейла систему кубического хранения для дарксторов, оптимизирующую логистику на складах онлайн-магазинов, рассказали в фонде. Заказчик инвестировал в российский стартап и принимает участие во внедрении системы и продвижении ее на рынке ЕС.

По словам Ольги Стреловой, разработки, способствующие ускорению доставки товаров, в том числе роботизация дарксторов (складов), транспорт повышенной мобильности и алгоритмы маршрутизации, и впредь будут высоко востребованы.

По прогнозам «Магнита», в связи с развитием big data, персонализацией и активным присутствием покупателей на онлайн-платформах магазинов вырастет спрос не только на аналитику, но и на решения для кибербезопасности и защиты данных.


Тренды Retailtech

Возвращение в офлайн
Растет интерес к решениям, которые способны возвращать покупателей в офлайн-магазины, по данным Ольги Стреловой из фонда «Сколково». В 2020 году более чем из 2,6 тыс. заявок, поступивших в фонд от стартапов, около 20% предлагали решения исключительно для онлайн-продаж и 30% — для ретейла в целом.

Самообслуживание
Ретейлеры внедряют удобные системы самообслуживания: системы формата «Экспресс-скан», «умные» тележки и даже полностью автоматизированные магазины. Кассы самообслуживания, в частности, являются одним из самых быстроразвивающихся типов оборудования, говорят в Х5 Group. В магазинах компании установлено 8,9 тыс. таких касс. Средняя покупка при самообслуживании занимает всего 44 секунды. В «Магните», по данным пресс-службы компании, с помощью касс-трансформеров (могут работать и как аппараты для самостоятельного совершения покупки, и как обычная касса) управляют потоком клиентов в зависимости от загрузки: тестирование системы показало снижение очередей на 13% и рост уровня конверсии покупательского трафика до 40%.

Электронные платежи
Доля безналичных платежей в розничном обороте по итогам 2020 года составила 70,3%, по данным Банка России.
Внедрение в 2019 году Системы быстрых платежей (СБП) дало отрасли дополнительные возможности, говорит Артем Соколов из АКИТ: в отличие от среднерыночных ставок по эквайрингу в 2–3% от суммы транзакций в СБП комиссии ниже — они регулируются ЦБ и составляют от 0,4 до 0,7% от суммы транзакций в зависимости от категории товара.
СПБ позволяет организовать покупку по QR-коду. А фирма 1С, например, создала специальный модуль, который позволяет провести оплату по ссылке.

Омниканальность
Интеграция данных всех учетных систем позволяет объединить офлайн-продажи с продажами через сайт и мобильное приложение и дает покупателю возможность легко копить бонусы и расплачиваться ими офлайн и онлайн. «Магнит», например, разрабатывает суперприложение на базе программы лояльности, рассказали в компании. «М.Видео-Эльдорадо», как писали СМИ, тестирует мобильную платформу OneRetail — дает продавцу доступ к профилю клиента и помогает подобрать наиболее необходимые товары.

Видеоанализ
Системы видеоаналитики позволяют вдвое уменьшить очереди и увеличить продажи на 1–2%, отмечают в «Магните». Компания, например, использует камеры для предотвращения образования очередей на кассе: камеры непрерывно сканируют пространство в режиме реального времени и с помощью специального ПО считывают количество покупателей и сигнализируют администрации магазина. Если в очереди более пяти человек, сотрудники открывают дополнительную кассу или направляют покупателей к кассам самообслуживания. Технологии распознавания эмоций, в свою очередь, отслеживают реакции на пиковую нагрузку на кассе и позволяют корректировать работу и покупательский опыт.

Дополненная и виртуальная реальность
Технологии AR и VR получат широкое применение в ретейле в ближайшем будущем, уверены в АКИТ. Создание реальных и сверхточных 3D-моделей позволит покупателю, например, делать примерку виртуально, что ускорит принятие решения о покупке. Ряд брендов и продавцов из fashion- и beauty-индустрии уже тестируют подобные решения. Например, в маркетплейсе Lamoda с помощью 3D-модели можно примерить обувь, у Sokolov Jewelry — виртуально примерить украшения, у O’stin — подобрать оптимальный размер одежды. 


От первого лица «Управление доступом автоматизируется даже на устаревшей ИТ-архитектуре»
Скачать Содержание
Закрыть