От первого лица ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«В конкурентной борьбе победит самый рачительный»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Как использовать отходы производства с пользой для окружающей среды, РБК+ рассказал генеральный директор АО «Башкирская содовая компания» (БСК) Эдуард Давыдов.

— За последний год цена продукции многих предприятий химической отрасли оказалась на историческом максимуме. Почему это произошло?

— Сегодня мы видим резкий рост мировых цен практически на все: от продуктов питания до энергоносителей. После падения в прошлом году на 4,3% экономика восстанавливается. И наталкивается на прошлогоднее недопроизводство сырья и комплектующих. Вот цены и растут.

Мы в БСК стараемся держать оптовые цены для наших покупателей. Но вынуждены в свою цену закладывать рост цен на энергоносители, на логистику, учитывать рекордную для последних лет инфляцию. Например, для получения этилена основное сырье — нефть. А цены на нее за год, с октября 2020-го, выросли вдвое. И конечно, нельзя не учитывать, что внутренние цены ориентируются на мировую конъюнктуру. Хотим того или нет, мы живем в глобальной экономике.

Экономисты знают, что сырьевые и сервисные циклы чередуются и длятся примерно десять лет. В 2000–2008 годах мы видели сырьевой цикл, цены на нефть росли как на дрожжах. Затем начался цикл роста сектора услуг. Сегодня, похоже, снова пришла очередь сырьевого цикла. Позитивный тренд: это заставит мир более рачительно относиться к ресурсам, выбирать «зеленые» технологии.

— В минувшем году ваша компания также оказалась в зоне турбулентности, связанной со сменой структуры акционеров. Как это отразилось на ключевых показателях?

— Благодаря поддержке руководства Республики Башкортостан, сплоченности трудового коллектива, усилиям менеджмента мы весьма достойно закончили прошлый год. Но еще приятнее, что первое полугодие 2021-го стало для БСК рекордным и по объемам производства, и по выручке за всю историю предприятия. Например, мы произвели 139,9 тыс. т ПВХ суспензионного и 111,5 тыс. т бикарбоната натрия. Выручка выросла на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 28,2 млрд руб., а операционная прибыль увеличилась на 37%, до 10,2 млрд руб.

Мы развиваемся, расширяем продуктовую линейку, ищем новые рынки сбыта. Экспорт БСК подрос на 22% и составил 7,2 млрд руб.

— Какая продукция предприятия сегодня востребована больше всего?

— Ощущаем повышенный спрос на ту часть нашей продукции, которая необходима в строительстве. В первую очередь это наш суспензионный ПВХ и кальцинированная сода. Разумеется, это связано с бурным ростом жилищного строительства.

Также видим возможности дальнейшего развития в новых и перспективных направлениях, например в производстве эмульсионного ПВХ. Этот высокотехнологичный, качественный полимер применяется в производстве линолеума, обоев, пленок и пр. На сегодняшний день практически 70% эмульсионного ПВХ, используемого в РФ, приходит к нам из-за рубежа. В строительство производства эмульсионного поливинилхлорида мощностью 50 тыс. т в год мы планируем вложить более 29 млрд руб.

Если же говорить о сегменте b2c, то я бы выделил возобновление производства стирального порошка под брендами «Зифа» и «Луч». У людей есть запрос на недорогие стиральные порошки высокого качества. Мы этот спрос готовы удовлетворить.

— Как компания участвует в приоритетных нацпроектах?

— Мы, как государственно мыслящий бизнес, стараемся всемерно способствовать решению задач, которые поставлены президентом России. Из стратегических направлений я бы выделил четыре.

Во-первых, повышение экологичности производства. В конкурентной борьбе победит тот, кто будет самым рачительным. Мы приняли решение увеличить инвестиции в экологические программы в десять раз. На проекты, позволяющие минимизировать наше воздействие на окружающую среду, планируем в ближайшие несколько лет выделить 30 млрд руб. В числе приоритетных проектов компании — переход на мембранный электролиз взамен устаревшего ртутного. Разработали и начали реализовывать программу ликвидации так называемых белых морей. БСК также стала индустриальным партнером Республики Башкортостан в программе создания карбонового полигона. Совместно с учеными разрабатываем сверхтонкие мембраны, которые смогут улавливать до 90% выбрасываемого в атмосферу CO2 и возвращать его в производственный цикл. Это реальный шаг в сторону сокращения выбросов парниковых газов и к карбон-нейтральной экономике.

Во-вторых, подписали соглашение с правительством Башкортостана о взаимодействии в рамках нацпроекта «Производительность труда». Задача — обеспечить рост производительности труда не менее чем на 5% ежегодно.

В-третьих, мы заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров для компании. Действует соглашение с ведущими вузами республики по подготовке и переподготовке специалистов по наиболее востребованным специальностям, инициировали проведение Больших содовых олимпиад по химии, международных научно-практических конференций и т.д. Считаем крайне важным популяризацию науки, поддержку одаренных и увлеченных школьников, развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.

Ну и, конечно, в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» реализуем свою жилищную программу, за десять лет построим целый микрорайон. Это позволит обеспечить сотрудников БСК доступным и комфортным жильем.

— Компания нарастила производство гранулированного хлористого кальция (ГХК), который считается базовым элементом эффективных противогололедных реагентов. — Насколько ГХК экологичное вещество?

— Это как раз один из способов полезного использования отходов содового производства. Чтобы понять, что такое хлористый кальций, можно почитать состав желе или мармелада, да и других продуктов в любом магазине. Скорее всего, вы найдете там пищевую добавку E509. Это и есть хлористый кальций, с точки зрения химии — соль. Кстати, ее также используют в производстве молочных продуктов: от сухого молока до сыра.

На сегодняшний день ГХК присутствует во всех существующих многокомпонентных противогололедных реагентах. Но в них хлористый кальций — лишь один из элементов. Состав подобран таким образом, чтобы наиболее эффективно решать традиционные зимние проблемы.

— Возможно ли применять продукты на его основе повсеместно в осенне-зимний период или есть ограничения?

— Существует всего три варианта борьбы с гололедом — жидкие реагенты, твердые и абразивные материалы: песок, мраморная крошка. Жидкие реагенты неэффективны при температурах ниже минус 15 и когда выпадает больше 2 см снега. Абразивные материалы при обильном снеге окажутся попросту засыпанными, а сильный ветер их сдувает. К слову, песчаная пыль отнесена ко второму классу опасности, то есть вредна для здоровья. Вот и получается, что альтернативы твердым реагентам пока нет. Особенно в снежные зимы, как нам обещают в этом году. Исследования доказали: при правильном применении хлористый кальций не разрушает асфальт и не наносит вреда природе и человеку.

Только наша республика использует 50–60 тыс. т твердых реагентов в год. В целом по стране потребность оценивается в 2 млн т таких реагентов. Так что ограничение по использованию нашего реагента пока только одно — мощность производственной линии, которая сегодня составляет 300 тыс. т в год.

Решения В помощь модернизаторам
Скачать Содержание
Закрыть