Инновации ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«Ожидаем серьезных изменений в способах производства еды»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Генеральный директор АО «ОХК «Уралхим» Дмитрий Мазепин — о том, какие тренды на мировом рынке продуктов питания способны поменять российские технологические компании.

«Интерес к технологическим рынкам в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности не случаен. Оба рынка вступили в фазу глобальных технологических изменений, что подтверждает рост инвестиций в агротех и фудтех. Мы в рабочей группе «Фуднет» платформы «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) и в компании «Уралхим» ожидаем серьезных изменений в способах производства еды, в рационах и культуре питания.

В 2020 году на развитых рынках фудтех-стартапы привлекли инвестиции в размере $16 млрд. К примеру, растительные альтернативы мясу показали в прошлом году рост 45% по отношению к 2019 году. Одновременно уже более 70% фермерских хозяйств в развитых странах работают на основе цифровых технологий.

Трансформация структуры традиционных рынков под влиянием новых технологий зачастую происходит нелинейно и в отдельных отраслях может резко ускоряться. В случае агропромышленного комплекса есть серьезные основания прогнозировать именно такой ускоренный сценарий. Коммерчески успешный беспилотный комбайн может появиться даже раньше коммерчески успешного беспилотного автомобиля.

Очень важно правильно определить приоритеты, верно прогнозировать рынки и отдельные ниши в глобальном АПК, где наши агротех— и фудтех-компании смогут стать лидерами. России очень важно помочь им закрепиться на мировом рынке.

Для планирования и реализации практических шагов создается «дорожная карта» рынка «Фуднет» НТИ. В ней будут отражены задачи и практические мероприятия по поддержке развития технологий в прорывных сегментах рынка, созданию нового технического регулирования и стандартизации, разработке мер стимулирования инвестиций в новые технологии, формированию благоприятных условий для успешной международной конкуренции отечественных компаний.

«Фуднет» — это навигатор, который показывает самые перспективные для вложений сферы фудтеха и агротеха. С другой стороны, это экосистема, позволяющая выстраивать кооперационные производственные связи, находить инвестиции для стартапов, формировать сложные проекты и цепочки поставок, проводить эффективное импортозамещение.

Для подготовки концепции «дорожной карты» «Фуднет» при поддержке компании «Уралхим» было проведено масштабное форсайт-исследование рынка «Фуднет». Вот пять его основных сегментов с наибольшими перспективами роста. Это альтернативные источники сырья, например «растительное мясо». Это «умное» сельское хозяйство — разработка робототехники и сенсорики для нужд АПК, цифровые агротехнологические сервисы, фитотроны. Это «умные» цепи поставок: развитие систем хранения, перевозки и отслеживания продуктов питания и ингредиентов. Это системы «настройки» питания под конкретный организм с помощью биопринтинга, геномных технологий, предиктивной цифровой аналитики. Наконец, это активное использование биокомпонентов на всех стадиях производственного процесса в агропищевой сфере. Мы рассчитываем привлечь российские компании к инвестициям в эти сферы.

Все эти сегменты различны по степени зрелости. Например, сегмент агротехнологических цифровых сервисов уже активно привлекает инвестиции. Что касается биотехнологических сегментов рынка, здесь инвестиционный цикл традиционно составляет до десяти лет. Тем не менее производство кормовых и пищевых альтернативных протеинов в России развивают более десятка компаний, включая «Уралхим» и «Биопрактику».

Итоги глобальной конкуренции будут прямо зависеть от способности российских компаний не только создать, но и масштабировать свои технологии и свой бизнес, обеспечить стабильное качество сервисов и продуктов».

Практика «Любая экономия энергоресурсов имеет экологический эффект»
Скачать Содержание
Закрыть