Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Российскому ИТ-рынку предстоит сделать технологический рывок

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Чтобы нивелировать риски санкционного давления на цифровизацию отраслей, нужно наращивать конкурентоспособность российских разработок, считают эксперты.
Заинтересованность российских компаний в цифровизации и автоматизации бизнес-процессов заметно выросла еще во время пандемии. В 2020 году число компаний, которые начали внедрять цифровые решения, увеличилось на 19% по сравнению с 2018 годом, свидетельствуют результаты опроса KMDA в рамках обзора «Цифровая трансформация в России»: 48% опрошенных компаний уже занимались реализацией стратегии цифровой трансформации, 32% реализовывали отдельные цифровые проекты. В цифровую трансформацию бизнес в 2020 году инвестировал от 3 до 10% годовой выручки.

К 2020 году наиболее востребованными технологиями в бизнесе были облачные сервисы (ими пользовалось 25,7% компаний), технологии сбора обработки и анализа больших данных (22,4%) и цифровые платформы (17,2%), по оценкам авторов статистического сборника «Цифровая экономика 2022». Для сравнения: технологиями искусственного интеллекта (ИИ) пользовались лишь 5,4% компаний. Наиболее продвинутым его пользователем был финансовый сектор (22,8% компаний в отрасли использовали ИИ) и ретейл — 13%.

Сейчас бизнес проходит новый виток технологического развития, отмечают аналитики ВШЭ: за 2020 год инвестиции отраслей в передовые технологии выросли на 16%, в то время как расходы на традиционные ИКТ, включая программное обеспечение, оборудование, информационные и телекоммуникационные сервисы, сократились на 3%.

Основные изменения в бизнес-процессах сегодня основаны на развитии ИИ, говорит генеральный директор СКБ «Контур» Михаил Сродных: «При уже имеющейся инфраструктуре нейросети, в частности, позволяют автоматизировать задачи, которые не требуют большого креатива, но при этом отнимают время и силы».

К настоящему моменту все отрасли активно включились в процесс цифровой трансформации, отмечает директор технологической практики Kept Антон Юнушкин.

Лидером среди заказчиков цифровых решений в 2021 году стал госсектор (24%). На телеком и финсектор пришлось 23 и 21% соответственно, согласно CNews Analytics. Также Михаил Сродных выделяет среди лидеров электронные услуги, ретейл и логистику.

Санкционное давление

В условиях жестких железных санкций особо ощутима потребность в импортозамещении широкого круга решений, отмечают эксперты. Наиболее востребованным на первом этапе экстренного импортозамещения было системное ПО, на котором строятся все ИТ-системы, отмечает президент НП «Руссофт» Валентин Макаров. На этом фоне, по его словам, увеличился спрос на решения от отечественной ГК «Астра», PostgreSQL, «Базальт СПО» и «Ред Софт».

Локальный ИТ-рынок на этом фоне показал динамичный рост. В 2021 году его объем увеличился на 21%, до $31,2 млрд, в сравнении с предыдущим годом и опередил по темпам мировой рынок (9,5%, до $4,26 трлн), приводит данные CNews Analytics. В целом выручка крупнейших участников российского рынка в первом полугодии 2022 года выросла на 60% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года, по данным CNews Analytics. Наиболее успешными оказались ИТ-услуги, выручка компаний сегмента, по оценкам аналитиков, выросла на 93,6%. Так, например, выручка группы «Т1» (системный интегратор) и компании «МаксимаТелеком» (архитектор, интегратор и оператор цифровизации городских систем и промышленности) увеличилась на 151,7 и 92,2% соответственно.

Напомним, что после введения санкций США и странами Евросоюза, по данным Йельского университета, в России полностью прекратили работу 313 иностранных компаний. Это повлекло за собой ограничение работы неотъемлемых в крупных компаниях ERP-систем (систем управления бизнес-процессами), в том числе SAP и Microsoft, а также производителей аппаратного обеспечения — TSMC, Intel, Dell, AMD.

Опрос, проведенный летом этого года российским вендором ПО и облачных сервисов Naumen, показал, что доля зарубежных ИТ-решений составляет не меньше половины в 36% российских компаний, еще у трети компаний-респондентов зависимость от иностранного ПО составляет от 20 до 50%. Причем 56% пользователей остались без технической поддержки после ухода иностранных вендоров.

По данным «Руссофта», иностранные решения преобладают в добывающих отраслях и промышленном производстве, предлагая платформенные решения, включающие все типовые блоки системного ПО, системы управления предприятиями и другими бизнес-процессами. Бухгалтерия, сильно отличающаяся от международных стандартов, напротив, была освоена российскими производителями.

Стратегия замещения

Очевидно, что текущая геополитическая и санкционная повестка повлияла на критерии отбора внедряемых технологий и требуемых разработчиков, говорит Антон Юнушкин: «Но компании выбирают стратегии в зависимости от размера бизнеса и технологического бэкграунда». Так, например, у крупных компаний, отмечает аналитик Kept, сохраняется «парк» зарубежных ИТ-систем, и заменить его одномоментно не получится. Даже несмотря на ограничения, продукты Microsoft и Oracle в сфере систем управления базами данных (СУБД) могут использоваться во многих бизнес-процессах, отмечает он: «В большинстве случаев у компаний остается право на использование приобретенных программных продуктов и лицензий при потере официальной поддержки вендоров». Некоторые компании, например, планируют запуск тиражирования решений на базе SAP S/4HANA, аргументируя это тем, что платформа SAP — часть их корпоративного ИТ-шаблона, говорит Антон Юнушкин: «Отказ от шаблона для них сопряжен с гораздо большими сложностями, чем переход на отечественное ПО».

Так, X5 Group за более чем десятилетний опыт работы с системами SAP накопила собственную экспертизу и готова продолжить работать на базе программ немецкого разработчика по принципу on premise (когда серверы находятся в собственности организации), рассказал директор по технологическому сопровождению бизнеса компании Иван Мельник: «Эта модель не требует развернутой внешней поддержки». При этом мониторинг компании показал, что почти 80% технологического и около 50% торгового оборудования имеет большую долю импортных комплектующих и высокий прогноз выбывания с рынка, отметил Иван Мельник.

Впрочем, истечение срока действия оплаченных лицензий на иностранное ПО, требования безопасности и поиск запасного варианта на случай дальнейшего ужесточения санкций будут стимулировать импортозамещение, считает Михаил Сродных. Опрос Naumen показал, что 43% компаний уже находятся в процессе перехода на отечественный софт, а 40% планируют сделать это в ближайшее время. Кроме того, 76% организаций используют внутренние ресурсы для создания и внедрения собственных ИТ-решений.

Государство стремится поощрить переход на отечественные ИТ-решения. Если критерии отбора будут прозрачными и позволят всем разработчикам находиться в равных условиях, должен заработать механизм маркетплейса российского ПО, считает Михаил Сродных. Напомним, что площадку для взаимодействия правообладателей и заказчиков российского ПО в сентябре в тестовом режиме запустило Минцифры РФ.

В СКБ «Контур» считают, что миграция на системы российских производителей может быть выгодной. «Стоимость услуг российских разработчиков, желающих занять освободившуюся нишу, вряд ли будет выше. Хотя функционально наши сервисы пока могут отличаться от западных», — говорит Михаил Сродных. Поэтому, по его мнению, продуктивнее искать не полные аналоги, а отталкиваться от сценариев, которые необходимо закрыть. Большинству клиентов, по его оценке, российские сервисы подходят уже сейчас, а кому-то нужны незначительные доработки, на которые потребуется несколько месяцев.

Общий уровень «зрелости» отечественного ПО пока уступает зарубежному, согласен Антон Юнушкин: «Компаниям придется вкладывать дополнительные инвестиции не только во внедрение ИТ-решений, но и в интеграцию».

Устойчивый переход на отечественное ПО обеспечит создание конкурентоспособных продуктов, отмечает Валентин Макаров: «Важно, чтобы крупные госкорпорации не замкнулись на внутреннем производстве решений под себя, и их продукты не остались вне конкуренции. Частная индустрия без их рынка также не сможет довести свои продукты до мирового уровня».

От первого лица «Современная автоматизация коммуникаций требует платформенных решений»
Скачать Содержание
Закрыть