Российские компании демонстрируют закономерно высокий интерес к отечественному софту. Для кого-то это глобальный вопрос продолжения работы, для кого-то — стремление сохранить высокие стандарты ее качества. Бизнес ищет замену ушедшим с российского рынка компаниям и альтернативу оставшемуся без техподдержки ПО. Малому бизнесу в силу масштаба и большей гибкости переход на отечественные продукты дается проще: они были не настолько вовлечены в использование зарубежных решений. Для крупных предприятий перевод на российские продукты сложнее: для них замена систем всегда связана с глобальным пересмотром процессов. Не стоит забывать, что никто не планировал такую стремительную перестройку.
На этом фоне продолжается активная миграция бизнеса в облака. По прогнозу аналитиков IDC, к 2025 году расходы на публичные облачные услуги в России покажут среднегодовой темп роста в 20,4% и превысят $3 млрд. По сравнению с прошлым годом спрос на облачные решения вырос в десять раз. Чтобы иметь возможность быстро удовлетворить его и обеспечить бесшовную миграцию данных новых пользователей, «МегаФон» еще весной приступил к масштабированию мощностей своего облачного сервиса для бизнеса и госсектора. В результате объем свободных ресурсов платформы «МегаФон Облако» удалось нарастить в семь раз. Если судить по нашей практике, то именно офисные решения и инструменты для совместной работы из облака сейчас больше всего интересуют клиентов. Далее идут российские ОС и другое инфраструктурное ПО, попадающее в руки конечному заказчику как сервис.
Отечественные разработки таких сервисов, как видео-конференц-связь, виртуальная АТС, голосовые и текстовые роботы, могут смело конкурировать с западными продуктами. На них также произошел мощный рост спроса. Популярность сервисов для организации видео-конференц-связи объясняется тем, что многие компании использовали инструменты Microsoft, Zoom, Polycom, которые после ухода с российского рынка постепенно перестали поддерживаться.
Для бизнеса выгода там, где есть клиенты и клиентские запросы, поэтому ему очень важно обеспечить контактный центр эффективным решением. Как следствие, растет спрос на импортозамещение на рынке программного обеспечения для корпоративной телефонии и организации контакт-центров. В текущей ситуации зарубежные поставщики не могут гарантировать свое присутствие в России и поддержку, чем подвергают опасности качество доступности компаний для клиентов и снижают эффективность коммуникации между сотрудниками.
Крупные компании ищут замену решениям Cisco, Avaya и Genesys. У «МегаФона» есть решение «Омниканальные коммуникации» — российское on-prem-решение с широкими возможностями. Оно синхронизирует историю взаимодействия с клиентом во всех каналах — чатах, мессенджерах, телефонии, интегрируется с голосовыми помощниками и чат-ботами, работает в защищенной среде — локальной сети контакт-центра или по каналу VPN.
Однако бывают и непростые ситуации, под которые готовых решений нет. Но и тут при должной экспертизе находятся варианты. Так, с одной из консалтинговых компаний «МегаФон» реализовал проект перехода с программного обеспечения Cisco на отечественное решение по организации корпоративной телефонии и омниканального обслуживания в контрактном центре. При этом IP-телефония, которая характеризуется тем, что связь осуществляется между компьютерами и сигнал передается по каналу связи в цифровом виде, при отсутствии доступа в интернет резервируется через каналы традиционной аналоговой телефонной связи.
Преимущество российских провайдеров — в локальности разработок. Оплата происходит в рублях, инструкции и поддержка — на русском, эксперты отвечают быстро и понятно. Развитие продукта заточено под наш темп жизни, культуру и особенности. Например, для одного из клиентов мы доработали конвергентные возможности FMC (технологии, которая помогает создать единую сеть офисных и мобильных телефонов с короткой нумерацией — «экспресс-набором») по принципу территориального разделения по российским почтовым индексам. Неизвестно, сколько бы он ждал этой технологии от ушедшего с рынка крупного западного вендора.
В кибербезопасности самое актуальное направление для миграции с зарубежных вендоров — организация периметра компаний. К ней относится, например, установка межсетевых экранов и систем обнаружения вторжений. Компании ищут новые продукты для защиты периметра и построения надежных каналов связи. Чаще всего клиенты хотят заменить на российские аналоги FortiNet и Cisco. Причем запросы приходят не только на программное обеспечение, но и на программно-аппаратные комплексы, которые устанавливаются в ЦОД и включаются в состав инфраструктуры клиента, которую он арендует у «МегаФона».
Большим спросом также пользуются инструменты защиты от атак на web-приложения и от DDoS-атак, продолжают расти продажи в сегменте продуктов от утечек данных, таких как DLP (Data Loss Prevention) и DAM (Database Activity Мonitoring). Еще одно направление, которое, на наш взгляд, останется популярным, — это подключение компаний к центрам мониторинга безопасности. Наше комплексное решение SOC (Security Operations Center) обеспечивает проактивную защиту от всех типов современных киберрисков и может быть развернуто как на инфраструктуре заказчика, так и по облачной модели.
По нашим прогнозам, в 2023 году наиболее перспективными с точки зрения спроса и потенциальной выручки станут платформы виртуализации, аналитические решения для работы с большими данными, операционные системы.