— Спустя два года санкций как вы можете охарактеризовать рынок? Какие проблемы актуальны сегодня?
— Несмотря на общий рост объемов строительства и ввода в эксплуатацию жилья (2023 год снова стал рекордным, было введено более 110,4 млн кв. м), в нашем сегменте ситуация остается напряженной начиная со второй половины 2023-го. Трафик в сетях снижается, сдачу некоторых новых объектов переносят на более поздний срок, при этом рынок заполнен дешевой низкокачественной, но привлекательно выглядящей сантехникой.
Если раньше мы конкурировали с добротными и дорогими продуктами из Испании, Италии или Германии, то сейчас — с дешевым продуктом из Индии, Китая, Ирана. Импорт из этих стран каждый год кратно растет. По данным Росстата и ФТС, доля импорта достигла уже 25–30% (в предыдущие годы было не более 15%) и продолжает расти. Все это происходит на фоне вынужденного снижения производства среди российских керамистов (-11% в плитке и керамограните; -1,5 и -3,6% в сантехнике по итогам 2022 и 2023 годов соответственно), обусловленного дефицитом качественного сырья, оборудования и запчастей, что теперь усугубляется катастрофической нехваткой рабочих рук, ростом зарплат и себестоимости продукции.
— Что вам пришлось менять в бизнес-процессах? Как вы справляетесь без западных партнеров?
— Мы продолжаем закупать запчасти и комплектующие из Европы, пользуясь параллельным импортом через дружественные страны: заменить их или найти альтернативных поставщиков практически невозможно. Естественно, это привело к 50–100-процентному росту цен (растет также и EXW-цена в евро ввиду инфляции и рисков для поставщика), но самое плохое — это огромная дополнительная потребность в оборотном капитале. Вместо 90 дней отсрочки мы теперь имеем 90–120 дней предоплаты плюс вынужденный рост запасов ввиду увеличившегося срока поставки. При текущих ставках рефинансирования это очень неэффективное использование денежных средств.
Если говорить об оборудовании, то все новые проекты мы стараемся реализовывать с производителями из Турции и Китая, предварительно убедившись в их опыте, посетив их производство и производства их крупнейших клиентов. В незначительной степени, но остаются комплектующие, которые мы вынуждены закупать у европейских производителей, чьи китайские и турецкие аналоги, по нашему мнению, еще сырые. Но в целом новые поставщики дают возможность производить большие объемы качественной, востребованной рынком продукции.
— Ваша компания отвечает задачам по импортозамещению?
— 90% нашей продукции произведено в России, мы предлагаем сантехнику, керамогранит высокого качества, активно наращиваем ассортимент, заменяя ушедшие европейские бренды.
В 2024 году на заводе «Cersanit. Сызранская керамика» запущен новый производственный участок, который позволит нам расширить ассортимент в пользу более сложной продукции и увеличить выпуск на 70–100 тыс. изделий в год. Благодаря новой линии мы сможем замещать дорогие импортные модели, ушедшие с рынка. Первые подвесные унитазы с монолитным корпусом и современным дизайном, такие как Brasko Smart, City Smart и Crea Square, уже поступили в продажу.
Кроме того, совместно с владельцами российских карьеров мы смогли найти и внедрить несколько сортов светлой глины и каолина для керамического производства, что стало серьезным импульсом для развития локальной сырьевой базы.
— Какие сегменты рынка сейчас для вас в приоритете?
— Средний и выше среднего — те сегменты, которые раньше были заняты дорогими брендами из Италии, Испании, Германии. Помимо Cersanit мы также развиваем ассортимент под премиальным брендом Meissen Keramik (многие знают знаменитый мейсенский фарфор).
Мы продолжаем наращивать мощности в производстве качественного износостойкого керамогранита для внутреннего и наружного применения, запустили коллекцию ультратонкого керамогранита Cersanit Futura, который легко резать, транспортировать и укладывать, но который не уступает по качеству керамограниту стандартной толщины. Недавно выпустили несколько новых моделей мебели, смесителей, представили ультрасовременную технологию смыва VORTEX, инновационные крепления нового поколения для подвесных унитазов SoSmart.
— Вы способны удовлетворить запросы к качеству продукции российских клиентов? Какие технологии вы внедряете?
— Основная часть ассортимента производится по нашим ТУ, которые содержат более строгие требования по ряду параметров, нежели ГОСТ и EN. В прошлом мы, например, закупали часть ассортимента в Польше и на 100% можем утверждать, что продукт, который в Польше считается годным, у нас не пройдет входной контроль — российский потребитель более требователен к качеству поверхности, механическим свойствам, функционалу, внешнему виду.
По ряду параметров мы уже производим более качественную продукцию, чем европейские аналоги. Тем не менее мы видим огромный потенциал и незакрытую потребность рынка в замещении ушедших европейских брендов в премиальных сегментах, но исследования, разработка и запуск принципиально новых продуктов — это область для улучшения. Ранее мы в основном запускали у себя продукцию, которая уже была освоена нашими коллегами в Европе: часть оснастки, узлов, сырья поставлялась нам в виде готового решения, без технологических чертежей и подробной документации. Сейчас мы вынуждены достраивать начальные элементы производственного цикла, включая разработку концепта, проработку цифровой модели продукта, прототипирование, создание оснастки. Это крайне интересный и сложный процесс, мы значительно продвинулись в этом направлении и понимаем, что если освоим его целиком, то для Cersanit откроются новые горизонты.
— «Керамик Солюшнс Рус» состоит в ряде ассоциаций, влияющих на развитие строительной отрасли. Чего вы добиваетесь?
— Мы пытаемся взаимодействовать с различными органами власти, чтобы улучшить условия ведения бизнеса в России. Мы участвовали в разработке ГОСТа по керамограниту, в частности чтобы участники рынка могли отличать керамогранит от настенной плитки. Сейчас обсуждаем с коллегами по индустрии новый ГОСТ для сантехники — в России до сих пор нет актуального документа.
Среди прочих наших инициатив — рекомендации по смягчению валютного законодательства с учетом специфики параллельного импорта. Мы даем обратную связь и пытаемся улучшить качество и скорость железнодорожных перевозок, трансграничных банковских платежей.
Озабоченность вызывает и отсутствие реальных мер поддержки компаний со 100-процентным иностранным капиталом — нам огромных усилий стоило остаться на российском рынке, мы испытываем все те же проблемы, что и локальные компании, платим такой же объем налогов, но значительная доля мер поддержки имеет адресный характер и игнорирует иностранный бизнес.
Ужесточения со стороны налоговых и иных проверяющих органов, рост тарифов госмонополий, трудности в области перевозок — все это является предметом наших регулярных обсуждений с коллегами, Минпромторгом и профильными ведомствами. Тем не менее любой кризис мы воспринимаем как дополнительную возможность стать еще сильнее.