Кадровые проблемы, нарастающие в стране последние годы, сегодня обострились до предела, отмечают эксперты. Согласно исследованию Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, нехватку рабочих рук испытывали 65% опрошенных весной 2024 года работодателей. Это максимальный показатель за 25 лет. Наибольший дефицит — среди квалифицированных рабочих (82%) и инженерно-технического персонала (39%). «Это именно те специалисты, которые важны для технологической независимости страны», — уточняет замдиректора ИНП Дмитрий Кувалин.
Усугубляет ситуацию проблема нерационального использования рабочей силы, добавляет доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ имени Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец. Восполнять дефицит кадров привычным экстенсивным путем сегодня уже не получится — ресурсы исчерпаны, надо идти по пути более качественного и эффективного использования того кадрового потенциала, который есть, считает эксперт.
Региональный акцент
Особенно остро ощущается кадровый голод в отдаленных регионах. На Дальнем Востоке он связан прежде всего с многолетним сокращением численности населения, отмечает Дмитрий Кувалин. По данным ФАНУ «Востокгосплан», за 2018–2022 годы естественная убыль населения ДФО составила 98,2 тыс. человек, а убыль за счет миграции — 94,1 тыс. человек. В 2023 году регион не досчитался еще 30,8 тыс. человек. А всего с 1990 года население Дальнего Востока сократилось более чем на 24%. Среди причин оттока трудоспособного населения — удаленность ДФО, суровый климат, довольно узкий выбор профессиональных занятий, говорит директор Научно-образовательного центра развития образования ВШГУ РАНХиГС Владимир Блинов.
Дефицит собственных трудовых ресурсов на Дальнем Востоке уже много лет компенсируют за счет вахтовиков: по данным ИНП РАН, в добывающей промышленности макрорегиона доля вахтовиков составляет не менее 30–35%. Особенно много их на Чукотке и Камчатке, в Магаданской и Амурской областях.
Для привлечения рабочей силы в отдельные регионы страны еще в 2015 году Министерством труда и социальной защиты была запущена федеральная «Программа повышения трудовой мобильности», основная задача которой — поддержка переезда, трудоустройства и адаптации работника и его семьи.
Однако результаты этой программы незначительны, считает Людмила Иванова-Швец. А кадровый голод, который начался в ДФО еще до всеобщего дефицита, только обостряется. «Российская экономика начала активно работать на азиатском рынке. И это потребовало дополнительных трудовых ресурсов на сопредельных с ним территориях Дальнего Востока», — говорит эксперт.
Сегодня в стратегически важном для страны регионе усиленными, в полтора раза опережающими среднероссийские показатели темпами растет промышленное производство. Развивается добыча и переработка нефти и газа, водных биологических ресурсов, марикультура, туризм, строятся и модернизируются порты. Согласно подготовленному «Востокгоспланом» отчету «Об основных итогах социально-экономического развития ДФО в 2023 году», Дальний Восток вошел в тройку федеральных округов — лидеров по темпам роста выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности, а также лидирует по темпам роста инвестиций и объемам строительства.
По данным Агентства по делам молодежи, перечень особо востребованных в ДФО профессий включает в себя около 50 специальностей. Среди наиболее дефицитных — специалисты в области добычи и переработки полезных ископаемых, нефти и газа, лесной промышленности, рыболовства и аквакультуры, туризма, пищевой промышленности, сельского хозяйства, строительства.
Если говорить о ключевой для региона нефтегазовой отрасли, то состояние ее разных секторов заметно различается, отмечает Дмитрий Кувалин. В сфере добычи нефти и газа ситуация достаточно стабильна — уровень автоматизации процессов извлечения и транспортировки сырья высок, производительность труда находится на высоком уровне. «Как следствие, потребность отрасли в работниках относительно мала, а зарплаты самые высокие на Дальнем Востоке. Но, когда в Амурской отрасли начали строить два огромных комбината по переработке газового сырья, выяснилось, что профильных специалистов, необходимых для этих специфических производств, в макрорегионе крайне мало», — говорит эксперт.
Островные возможности
Решать проблему кадрового голода можно только совместными и хорошо согласованными усилиями государства и бизнеса, считает Дмитрий Кувалин. Понимание этого пришло достаточно давно, федеральные власти уже 10–15 лет пытаются улучшить ситуацию в технических вузах, предпринимают усилия по возрождению науки. А бизнес постепенно повышает зарплаты квалифицированным технарям.
Показателен опыт Владивостока, объединившего в одном министерстве вопросы труда и профессионального образования, отмечает Владимир Блинов. В регионе работает прогнозирование занятости на срок более пяти лет, а система профобразования не только качественно готовит рабочих и техников, но и решает вопросы их раннего трудоустройства и закрепления на рабочих местах.
В лидерах инвестиционной привлекательности ДФО, включающего 11 субъектов РФ, — Сахалинская область. И кадровый вопрос здесь также один из приоритетных. В регионе не только открываются производства, но и создаются новые отрасли и современные технологии, отмечает руководитель агентства по делам молодежи Сахалинской области Анастасия Кожепенько: «В ближайшие годы в области появится около 15 тыс. высококвалифицированных рабочих мест. Для региона, в котором сегодня проживает менее 500 тыс. человек, это очень много».
Для быстрой и эффективной подготовки и привлечения кадров под запросы экономики объединяются усилия с бизнес-сообществами, действуют экспертные рабочие группы на уровне правительства области, рассказывает Анастасия Кожепенько. С 2021 года в регионе создаются отраслевые центры компетенций (ОЦК). На базе специализированных колледжей работают ОЦК горнодобывающей отрасли (Сахалинский горный техникум), а также по строительному (Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства) и сервисному (Сахалинский техникум сервиса) направлениям. В Южно-Сахалинске строится «Сахалинский нефтегазовый индустриальный парк», открывающий большие возможности локализации различных сервисов, в том числе и по подготовке персонала.
В регионе уже действует несколько сервисных продуктов, «адресных навигаторов», которые помогают не только найти высокооплачиваемую работу, но и получить индивидуальное сопровождение карьеры. Весной 2024 года открылся круглогодичный молодежный образовательный центр «Острова карьеры». «Мы запустили серию проектов, цель которых — показать Сахалинскую область перспективным профессионалам из других регионов и, возможно, побудить их переехать к нам», — рассказывает Анастасия Кожепенько.
«Много внимания уделяется повышению качества жизни на островах, идет благоустройство населенных пунктов, ремонт дорог. Например, Сахалинская область среди лидеров России по темпам ликвидации аварийного жилья. До 2030 года на юге Сахалина появятся современные жилые районы площадью более 2 млн кв. м с необходимыми социальными объектами. Транспортные связи региона с Большой землей будут улучшены за счет создания авиационного хаба», — рассказывает Анастасия Кожепенько.
Кадры как нацпроект
Формированию кадрового резерва в регионе будут способствовать и меры господдержки в рамках национального проекта «Кадры». Среди основных направлений стартующего 1 января 2025 года нацпроекта: помощь выпускникам в трудоустройстве по специальности, организация профессиональной переподготовки, уменьшение потерь рабочего времени из-за производственного травматизма и профзаболеваний, поддержка молодежного предпринимательства.
Кроме того, нацпроект нацелен на качественное прогнозирование потребности в кадрах по видам экономической деятельности и профессиональным группам. По мнению Людмилы Ивановой-Швец, это позволит рационально формировать контрольные цифры приема в учебные заведения. По ее словам, система образования ДФО уже сегодня много делает в этом направлении: ежегодно увеличивается количество бюджетных мест для подготовки наиболее востребованных специалистов. Число выпускников средних специальных учебных заведений ДФО увеличилось в период с 2015 по 2022 год с 27,6 тыс. до 35,9 тыс. человек.
Регион стремится к тому, чтобы его научно-исследовательская и образовательная инфраструктура отвечала потребностям промышленности, говорит Анастасия Кожепенько. В рамках нацпроектов «Кадры» и «Молодежь и дети» в тандеме с высокотехнологичными компаниями и научными организациями формируются передовые инженерные школы (ПИШ): в частности, предусмотрено открытие индустриальных технопарков для промышленных предприятий. В их числе — «Экополис», «Кампус СахалинТех», «УПКластеры», «Сбер21».
Бизнес-составляющая
Партнерство бизнеса, государства и образования с фокусом на человеческий капитал — важнейший фактор для решения кадровой проблемы, считает начальник управления по обучению и развитию персонала ООО «Сахалинская Энергия» Яков Пяк: «В условиях дефицита кадров на рынке труда «Сахалинская Энергия» делает ставку на подготовку молодежи. Сегодня в компании работает около 490 специалистов в возрасте до 35 лет, а это четверть численного состава. Это наш актив. И ключ к успеху преодоления дефицита — выстраивание системной работы с ними».
По мнению эксперта, имеют значение даже профориентационные мероприятия со школьниками. С ними компания взаимодействует в рамках проекта «Приключения Октамена. Покорители энергии». «На конкурсной основе мы предоставляем образовательные гранты с обязательным условием прохождения практики в компании. У студентов последних курсов должна быть возможность прочувствовать климат, получить практические знания и официальный трудовой стаж, наконец заработать», — уверен Яков Пяк.
На этапе трудоустройства важно поддержать молодежь и интегрировать ее в социально-культурную среду компании. «Для этого у нас есть совет молодых ученых и специалистов. Компания также организует совместные развивающие мероприятия: в конце прошлого года прошел большой корпоративный форум «Старт», где у молодых специалистов была возможность пообщаться с топ-руководителями компании и представителями власти, — рассказывает Яков Пяк. — В этом году мы встречались с представителями ключевых подрядных организаций проекта «Сахалин-2» и дочерних предприятий «Газпрома», которые присутствуют в Сахалинской области. Темой обсуждения стали насущные вопросы по кадрам. Пришли к общему мнению, что мы, как работодатели, вместе можем сыграть значительную роль в развитии регионального кадрового потенциала».
По словам специалиста, огромный ресурс кроется в выстраивании совместной работы по развитию новых направлений подготовки персонала на базе проекта «СахалинТех» и в рамках ПИШ, необходимы стажировки, обмен практическим опытом, научные исследования.
«Как и вся отрасль, «Сахалинская Энергия» ощущает нехватку узкотехнических специалистов и конкуренцию на рынке труда, тем не менее укомплектованность штата составляет 96,3%. Это результат комплексной кадровой стратегии компании, позволяющей предупредить многие риски», — уверен Яков Пяк.
По его мнению, дефицит трудовых ресурсов будет нормой ближайшие несколько лет. И от того, насколько активно работодатели, органы государственной власти и образовательные учреждения будут искать новые пути решения, реализовывать совместные инициативы в области науки и образования, будет зависеть кадровый, а значит, и технологический суверенитет нашего государства.