— Как меняется сфера высшего образования на Дальнем Востоке?
— Как и в любом деле, здесь важны люди — кого учить? В первую очередь нужно было решить острую проблему оттока молодежи и талантливых перспективных специалистов. Для этого Минобрнауки в партнерстве с Минвостокразвития и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики в 2022 году приняли решение запустить отдельный дальневосточный трек самой масштабной в истории современной России программы развития вузов «Приоритет-2030».
Тогда для участия в треке отобрали 12 университетов, за два года они уже получили на развитие почти 5 млрд руб., в 2023 году в вузы — участники программы поступило на 3 тыс. больше студентов, чем годом ранее.
— За счет чего вузы, вошедшие в «Приоритет-2030», становятся более привлекательными для молодежи?
— Каждый участник «Приоритета» реализует свою программу развития, учитывающую запросы конкретного региона, в плотной связке с партнерами из реального сектора экономики. Регион получает нужного ему специалиста, а выпускник — кроме востребованности на рынке — интересную современную программу обучения. Сейчас в вузах работает более 60 новых образовательных программ, более 20 курсов дополнительного профессионального образования, открыты 24 сетевых образовательных проекта с ведущими отечественными и зарубежными университетами.
Важным результатом господдержки вузов Дальнего Востока стало качество трудоустройства выпускников: более 31 тыс. специалистов вышли на работу на предприятия ДФО сразу после получения дипломов.
Существует хорошая система стажировок и в системообразующих компаниях макрорегиона, где ребята участвуют в решении реальных задач. Так, студенты-экономисты Приамурского госуниверситета им. Шолом-Алейхема уже во время стажировки получили предложение о трудоустройстве в судостроительную компанию «Звезда». Среди крупных партнеров вузов дальневосточного трека — «Росатом», «Роскосмос», «Газпром», «Сибур Холдинг», НОВАТЭК, РЖД, «Генотек», «Северсталь», Трубная металлургическая компания, «Трансмашхолдинг».
— Федеральный проект «Передовые инженерные школы», запущенный в 2022 году по инициативе Минобрнауки, направлен на подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. В чем его специфика для Дальнего Востока?
— Сегодня в федеральный проект входят два вуза ДФО — с 2022 года школа работает в Дальневосточном федеральном университете, в этом году к проекту присоединился Сахалинский госуниверситет.
Инженерная школа «Институт биотехнологий, биоинженерии и пищевых систем» ДВФУ готовит инженеров нового типа. Молодые ученые и студенты вместе с сотрудниками крупных компаний работают над прорывными исследованиями и разработками в области биотехнологий, морской и агроинженерии, российских систем прикладного искусственного интеллекта. Так, на базе школы создаются импортозамещающие технологии производства и биотехнологии синтеза кормовых и пищевых ингредиентов — витаминов, ферментов, пробиотиков и других биологически активных веществ. У школы более 100 партнеров, среди которых ведущие российские и зарубежные вузы, компании, в их числе «Арника», «Роснефть», «Росгеология», «Росатом».
Школа «Инженерия островов» СахГУ работает в области гибридной энергетики и водорода — направления, которое входит в стратегию развития Сахалинской области. Учитывая географические особенности региона и трудности в обеспечении энергией изолированных островных поселений, инженерные решения направлены в первую очередь на улучшение жизни людей. В ключевых партнерах школы — «РусГидро», «Россети Мобильные ГТЭС», «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск».
Важно, что «Передовые инженерные школы» и «Приоритет-2030» войдут в новый национальный проект «Молодежь и дети» — обе программы получили положительную оценку и будут масштабироваться. В конце февраля во время послания Федеральному собранию Владимир Путин поручил продлить программу «Приоритет-2030» еще на шесть лет и выделить дополнительно порядка 190 млрд руб. Говоря о проекте по созданию передовых инженерных школ, президент поручил расширить его с 50 изначально запланированных до 100 школ.