Более трети промышленных компаний в прошлом году ускорили динамику импортозамещения по сравнению с 2022 годом, показал опрос промышленных предприятий, проведенный Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Участие в нем приняли более тысячи крупных и средних компаний из 30 регионов России.
Процессы импортозамещения идут быстрыми темпами и тем самым укрепляют технологический суверенитет России, заявил президент Владимир Путин на саммите СНГ 8 октября.
Количество отраслей российской экономики, охваченных процессами импортозамещения, значительно увеличилось, политика импортозамещения сегодня представляет собой не просто ответ на вызовы внешней среды, а стратегию долгосрочного развития и укрепления экономической независимости страны, указывают эксперты НИУ ВШЭ в докладе «Тенденции импортозамещения в промышленности в 2023–2024 годах». Самые высокие темпы импортозамещения, говорится в документе, отмечены на предприятиях по производству компьютеров, электронных и оптических изделий, электрооборудования, лекарственных средств и материалов, автотранспорта, кокса и нефтепродуктов.
При этом четверть промышленных предприятий оценили свой уровень зависимости от импортных материалов и других ресурсов как высокий, причем 5% из них — как крайне высокий, а еще 44% респондентов исследования заявили о среднем уровне зависимости, отмечают эксперты НИУ ВШЭ.
Одной из главных проблем промышленности остается отсутствие отечественных поставщиков, способных заместить недоступное импортное оборудование, материалы и комплектующие, подтвердили результаты конъюнктурного опроса промышленных предприятий, проведенного экономистом Сергеем Цухло из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. По его данным, более половины предприятий не смогли найти альтернативных поставщиков внутри страны. Правда, в прошлом году доля таких предприятий составляла 62%.
Основным каналом замещения с момента введения санкций стал импорт из Китая — его в этом году используют почти 70% предприятий, на втором месте — импорт из Турции. Доля российских аналогов выросла с 38% в 2022 году до 54% в 2024-м — это и показывает динамику импортозамещения.
Часть предприятий по-прежнему решает проблему с сырьем и комплектующими за счет параллельного импорта. Как выяснили эксперты НИУ ВШЭ, доля промышленных организаций, вынужденных закупать критически важные для производства компоненты по параллельному импорту, в прошлом году выросла в два раза: если в 2022 году это отметили 22% респондентов, то в 2023 году — уже 40%. Причем более трети из них сообщили, что процедура закупки стала сложнее. Главная проблема в том, что нет уверенности в стабильности этого канала, отмечают исследователи Вышки.
Кто успешно замещает импорт
По данным исследования НИУ ВШЭ «Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра», проведенного ВШЭ при участии РСПП и Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ, положительную динамику импортозамещения по сравнению с прошлым годом можно отметить в судостроении, производстве лифтового оборудования, трубопрокате, энергетике.
В судостроении, по данным Минпромторга, сохраняются проблемы с импортозамещением главных двигателей, электрических винторулевых колонок и радионавигационного оборудования, но почти все палубное и грузовое оборудование уже успешно производится в России.
На долю российских комплектующих в лифтах приходится сейчас около 80% от общего объема, хотя сохраняется еще зависимость от некоторых элементов, таких как лебедки и электроника, отмечено в докладе НИУ ВШЭ. Так, на базе холдинга S8 Capital организовано серийное производство лифтов повышенной грузоподъемности, что покрывает более 50% рынка, а Кизлярский электроаппаратный завод освоил производство датчиков открытия дверей, что обеспечит потребности крупнейших российских и белорусских производителей, указывают эксперты. Также разработаны системы обеззараживания кабин лифтов, которые уже запущены в серийное производство ведущими заводами.
Интенсивное импортозамещение идет в трубной отрасли — катализатором этого процесса стал высокий внутренний спрос со стороны нефтегазовой отрасли, и доля импорта в производстве, например, газовых труб сейчас не превышает 1,5%, тогда как десять лет назад составляла десятки процентов.
Кому импорт нужен больше всех
Среди отраслей с наиболее высокой зависимостью от импорта остаются станкостроение и автомобильная промышленность. Как отмечают эксперты НИУ ВШЭ, в производстве станков сейчас около 70% импортных составляющих и даже критически необходимые комплектующие приходят из недружественных стран. В автомобилестроении в 1,7 раза сократился совокупный импорт готовой продукции, однако увеличился импорт комплектующих — в стране развивается крупноузловая сборка, а не производство полного цикла.
На российском рынке электроники отечественная продукция занимает всего 3–5% от общего количества предоставляемых товаров, за исключением военной техники, а более половины потребностей рынка закрывается продукцией дружественных стран, прежде всего Китая, отмечают эксперты «Вышки».
Минпромторг России и МНТЦ МИЭТ к октябрю 2024 года представили программу по импортозамещению электроники до 2030 года, которая предусматривает запуск в стране в течение ближайших шести лет 110 опытно-конструкторских работ, связанных с производством оборудования для выпуска высокотехнологичной продукции, сообщил «РБК Отраслям» представитель Минпромторга. Предполагаемое финансирование программы — более 240 млрд руб. Задача программы — добиться импортозамещения 70% оборудования и материалов для микроэлектроники, в том числе устройств для выпуска высокопроизводительных чипов, СВЧ-электроники, силовой электроники.
По-прежнему импортируется основная часть сырья и ингредиентов для фармпроизводства, причем в биотехнологической, химической и микробиологической промышленности отмечается острая нехватка сырья из недружественных стран, указывают эксперты НИУ ВШЭ. По данным RNC Pharma, зависимость производителей лекарств от зарубежного сырья достигает 80%, и более двух третей импорта приходится на Китай и Индию.
Сложностей с поставками все больше, так как последние пакеты санкций запрещают поставку в Россию ряда реагентов, активов и интермедиатов, и даже китайские компании уже ограничивают экспорт некоторых позиций, рассказывал президент фармкомпании «Активный компонент» Александр Семенов в октябре на конференции «Биопром-2024».
Страдает из-за зависимости от импорта и легкая промышленность: ей не хватает тканей и красителей, более 40% которых приходит из Китая.
Одна из самых сложных ситуаций — в авиастроении, отмечено в исследовании ВШЭ. Производство коммерческих гражданских самолетов, комплектующих для них, а также логистика зависят от недружественных стран, наложивших санкции на Россию, либо же от стран, которые опасаются нарушать запреты на поставки в РФ. Новые поставки коммерческих судов — редкий случай, а импорт комплектующих из дружественных стран едва закрывает потребности этой отрасли, перечисляют эксперты. Сейчас же силы гражданского авиастроения направлены на поддержание пригодности уже имеющегося парка авиации, большую часть которого составляют иностранные суда, и для них производить комплектующие невозможно.
В России реализуется программа импортозамещения в авиационной отрасли с финансированием на уровне порядка 40 млрд руб. в год, предусматривающая модернизацию производств и инженерных центров, создание перспективных двигателей, сообщал вице-премьер Михаил Мишустин. Но комплексная программа, предусматривающая производство чуть менее тысячи отечественных самолетов до 2030 года, выглядит слишком амбициозной, в том числе из-за отсутствия экономически обоснованного спроса, признают эксперты.
Импортозамещение — сложный и небыстрый процесс со многими задачами, и то, что значительная часть предприятий смогла найти альтернативу зарубежным поставщикам и оборудованию, большое достижение, заявил «РБК Отраслям» главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. Главное, по его словам, что процесс идет, пусть и не без трудностей.