Инструменты , Весь мир ,  
0 

Прибыль на устойчивой основе

Фото: Илья Питалев/РИА Новости
Фото: Илья Питалев/РИА Новости
Снижение энергопотребления и отходов, оптимизация производственных цепочек согласно высоким экологическим и социальным стандартам превращаются для компаний из строки расходов в источник долгосрочной прибыли.

Согласно принятой программе преобразований ООН в области устойчивого развития до 2030 года, общество, правительства и бизнес должны работать над выполнением 17 целей, среди которых ликвидация нищеты, сохранение ресурсов планеты, а также обеспечение благополучия населения. При этом партнерство между перечисленными институтами является одним из ключевых факторов успеха. В чем здесь интерес бизнеса? Предпринимателям работа в области устойчивого развития позволяет «трансформировать вызовы в возможности для повышения конкурентоспособности и более выигрышного позиционирования», отмечают эксперты KPMG.

«От климатических изменений до проблем бедности — мир сталкивается с широким спектром проблем, требующих решения. Настало время найти подход к совместному поиску этих решений», — считает президент Mars в России Валерий Щапов. Около ста стран уже переходят на рациональные модели потребления и производства, говорит и.о. директора российского офиса ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) Агаси Арутюнян. Эксперт отмечает актуальность таких глобальных проблем, как более чем втрое меньшие шансы у молодежи найти работу, чем у взрослого населения, недоступность электричества почти для миллиарда человек и 821 млн голодающих на планете.

Актуальность для России 

На первый план выходит проблема расслоения общества по доходам. Это особенно заметно в сравнении потребительских корзин. «Энергетическая ценность ежедневного рациона малоимущих в 2017 году была на треть ниже богатых слоев населения», — говорит партнер Ernst & Young (EY) Артем Ларин. В EY приводят данные со ссылкой на Росстат, что в рационе питания малообеспеченных слоев населения свежие овощи, фрукты, рыба и мясо замещены картофелем, макаронами и хлебом. Проблема голода «в основных чертах решена» в России, успокаивает Агаси Арутюнян. «В России на повестку дня вышли такие аспекты продовольственной безопасности, как устойчивое развитие и качество питания», — отмечает он.

В правительстве РФ всемирной программе ООН уделяют особое внимание. Так, в марте 2019 года глава Аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко заявил о работе над «добровольным национальным обзором достижения целей устойчивого развития», в который должны войти отчеты по всем 17 направлениям.

В российском офисе ФАО поясняют, что наибольшее внимание корпорации в РФ уделяют климатическим целям (63% респондентов), проблемам занятости (52%) и ответственного потребления и производства (51%). Агаси Арутюнян отмечает, что инвестиции из высокоуглеродных отраслей перетекают в низкоуглеродные, что «меняет структуру баланса потребления энергоресурсов».

Бизнес включился в работу 

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) в апреле 2019 года насчитали 314 отчетов компаний в области устойчивого развития, в том числе производителей продуктов питания. Последние активно участвуют в глобальных проектах. В EY указывают на такие меры, как раздача еды нуждающимся, лекции о пользе здорового питания и производство доступных для населения продуктов. Агаси Арутюнян приводит пример из другой отрасли. ЮНИДО (организация ООН по промышленному развитию) и ПАО «РусГидро» анализировали территории в Волжском регионе в связи с неконтролируемым стоком и застройкой. На основе «эталонных участков с нетронутой экосистемой» было проведено восстановление земель, после чего методику взяли на вооружение в Минприроды РФ в рамках проекта по восстановлению биоразнообразия Волги.

В отчете EY упоминается опыт компании Procter & Gamble, которая вместе с общественной организацией «Детские деревни-SOS» помогает сиротам. А Coca-Cola последние три года реализует программу раздельного сбора мусора в восьми городах РФ.

При этом популярность программ в бизнесе объясняется и вполне прагматично. Валерий Щапов ссылается на исследование Калифорнийского университета в Беркли, по которому девять из десяти человек моложе 20 лет склонны выбирать бренды социально ответственных производителей. В EY добавляют, что охрана окружающей среды оказывает «положительное влияние на финансовые результаты» — например, если речь идет о повышении энергоэффективности.

Mars реализует собственную глобальную программу «Устойчивость через поколение». Утвержденная в 2017 году, программа работает в трех направлениях — «Здоровая планета», «Процветание людей», «Всеобщее благополучие». По словам Эллисон Парк, вице-президента Mars, Incorporated, в течение трех лет компания намерена вложить $1 млрд в реализацию программы, направляя их в том числе на проекты в области возобновляемой энергии, защиты прав человека, на трансформацию цепочек поставок (какао, мяты и риса) и поиск нового поколения ингредиентов. Российский регион «вносит существенный вклад в достижение глобальных целей», добавляет Валерий Щапов.

Так, за несколько лет Mars удалось добиться нулевого показателя по утилизации отходов на полигонах на всех десяти производственных площадках в России, как и на всех фабриках компании в мире. Из года в год сокращается потребление электроэнергии и воды. На фабрике в Петербурге были построены очистные сооружения, позволяющие очищать ливнево-дренажные воды до состояния, пригодного для использования в технических нуждах.

Это сотрудничество с ГУП «Водоканал» стало примером для многих предпринимателей и дало толчок строительству новых очистных сооружений в городе.

В 2016 году Wrigley Company Foundation совместно со Стоматологической ассоциацией России была запущена программа «Детские улыбки России», направленная на профилактику стоматологических заболеваний у детей из незащищенных групп населения. Проект запущен в девяти регионах; в его реализацию инвестировано более 10 млн руб.

Примером совместной работы бизнеса, муниципальных органов власти и горожан стал проект в Ростове-на-Дону «Город для тех, кто делает нас лучше». Было построено шесть площадок для выгула собак, места для которых выбирали на городском онлайн-голосовании.

В ФАО отмечают, что в области реализации целей устойчивого развития государство сегодня «не может оказывать прямое регулирующее воздействие», поскольку отсутствуют федеральные нормативные документы и «сильная межведомственная и внутриведомственная координация». Создание соответствующего регулирования и условий, необходимых для реализации программ локальным бизнесом, способно ускорить достижение поставленных целей. «По сути, цели устойчивого развития — это и рецепт, и «дорожная карта» для выживания человечества», — считает Агаси Арутюнян. «Бизнес и правительственные институты находятся в этом обсуждении не первый десяток лет. Сейчас мы стали чувствовать реальный запрос от потребителей. И чем он моложе, тем сильнее тренд. Это доказывает, что, добиваясь достижения глобальных целей сегодня, мы работаем на наше будущее», — добавляет Валерий Щапов.

Решения Добрый бизнес
Скачать Содержание
Закрыть