Решения , Весь мир ,  
0 

Вуз международного образца

Фото: Сергей Мальгавко/РИА Новости
Фото: Сергей Мальгавко/РИА Новости
В ближайшие пять лет российской системе высшего образования предстоит побороться за достойное место среди мировых лидеров и занять ведущие позиции на внешнем рынке.

Увеличить численность иностранных студентов не менее чем в три раза и вернуть российской системе образования былой престиж — одна из основных целей нацпроекта «Развитие образования» до 2024 года.

По данным статистического сборника Минобрнауки за 2017 год «Экспорт российских образовательных услуг», в 1990/91 академическом году советские вузы обучали более 10% всего контингента иностранных студентов (126,5 тыс. человек, из них в РСФСР — 90 тыс.) и занимали третье место в мире по экспорту образовательных услуг, уступая только вузам США и Франции. Сегодня, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), общая численность иностранных студентов в России составляет около 7%. А в общем объеме доходов мирового рынка образовательных услуг на Россию приходится лишь около 1%.

Иностранцы в российских вузах представлены в основном студентами из стран СНГ: в 2015/16 учебном году в России обучались более 93 тыс. человек из ближнего зарубежья (данные статсборника Минобрнауки). Учащиеся из Западной Европы и Северной Америки исчисляются десятками, и общая их численность составила менее ста человек.

Лидеры по общей численности иностранных студентов — Российский университет дружбы народов (более 8 тыс. студентов), Санкт-Петербургский госуниверситет и Политехнический университет Петра Великого, а также Казанский (Приволжский) федеральный университет.

Войти в топ 

В World University Rankings 2019 журнала The Times Higher Education российские вузы представлены начиная с 199-го места — его занимает Московский государственный университет имени Ломоносова (МГУ). Московский физико-технический институт (МФТИ)  — в числе трехсот лучших, Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) удалось попасть в группу 301–350. Рейтинг оценивает уровень преподавания, объем и результаты научных исследований, цитирование, коммерциализацию технологий и международные отношения вузов. Однако все большую ценность сегодня приобретает гибкость университета, его готовность отвечать на новые потребности развивающихся цифровых экономик.

Участие в международном рейтинге — это прямой выход на аудиторию высокоразвитых стран, говорит ректор Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко. По его словам, в 2017 году, когда вуз вошел в международные рейтинги, число иностранных студентов стало расти: с 900 в 2016 году до 2800 сегодня.

Цель госпрограммы поддержки вузов «5–100» — вхождение не менее пяти российских университетов в топ-100 мировых рейтингов к 2020 году.

Полная перестройка 

Страны БРИКС повсеместно вводят excellence-инициативы, направленные на серьезную трансформацию системы образования, отмечает первый проректор Санкт-Петербургского университета ИТМО Дарья Козлова. Китай и Индия выходят на глобальный рынок высшего образования, делая его еще более конкурентным и меняя расстановку сил.

Ведущие вузы мира сегодня ориентированы на подготовку управленцев XXI века. Например, в национальном университете Сингапура есть курс Computational Thinking (вычислительное мышление). «Раньше подобные навыки были узкопрофессиональными, теперь же это общее требование», — говорит Дарья Козлова.

Отдельные российские вузы тоже вводят общеуниверситетские блоки, позволяющие подготовить универсального выпускника, который будет востребован и через пять лет. Набор дисциплин по цифровой культуре университета ИТМО, например, позволяет понять основы сетевой безопасности, искусственный интеллект, машинное обучение, квантовый интернет.

По словам проректора по международным программам и технологическому предпринимательству МФТИ Алексея Малеева, в вузе делают ставку на подготовку технологических предпринимателей, способных запустить и развивать собственные технологические компании. В качестве менторов вуз привлекает своих же успешных выпускников — основателей крупных бизнесов.

Смартфон и Instagram 

Делиться частью знаний для продвижения своих программ сегодня привычная практика ведущих мировых вузов. Развивают ее и в России. Необходимо наращивать присутствие на международных образовательных онлайн-платформах, таких как Edx и Coursera, считает Дарья Козлова. Наличие дистанционных программ влияет на репутацию вуза, уверена она.

Кроме того, цифровизация облегчает поиск талантливых абитуриентов. В онлайн-олимпиаде для поступления в российскую магистратуру Open Doors в первый же год приняли участие 8500 иностранцев. В 2018 году в ИТМО выросло число студентов на англоязычных магистерских программах, 90% поступающих сдавали экзамены онлайн. «Мы приняли в магистратуру студентов из 321 вуза, из них 60 — это вузы иностранные», — говорит Дарья Козлова.

Размещение онлайн-курсов на международных площадках позволяет привлекать внимание иностранных абитуриентов к полным программам, говорит ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов. Полные образовательные онлайн-программы, в свою очередь, позволяют дистанционно получить магистерскую степень.

Сегодня есть возможность транслировать онлайн даже сложные типы образовательного контента, говорит Дмитрий Земцов. Например, наличие смартфона дает доступ к упрощенной робототехнической лаборатории. С помощью VR-технологий доступны онлайн сложные физические и химические лаборатории.

ИТ-сфера — одна из наиболее конкурентоспособных областей российского образования. В МФТИ в дополнение к онлайн-контенту запустили международный проект под названием Moscow Workshops ICPC: это краткосрочные курсы, которые вуз проводит шесть раз в году в пяти точках планеты, собирают студентов из 190 университетов 55 стран, рассказал Алексей Малеев.

Обязательными инструментами вузов для привлечения иностранных студентов стали онлайн-вебинары и англоязычный аккаунт в Instagram, говорит проректор по международной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Дмитрий Арсеньев.

Слабое звено 

Однако даже ведущие российские вузы сталкиваются с нехваткой инвестиций для развития технологической и мультимедийной инфраструктуры, обучения преподавателей и разработки цифровых учебных материалов, соответствующих передовой мировой практике, говорит генеральный директор Левенского католического университета, член Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров Конрад Дебакер.

Даже самые лучшие российские вузы по международным стандартам недофинансированы, отмечает основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, член Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ Филип Альтбах. Слабая подготовка в вузах управленцев и специалистов для лидерства отражается и на самих университетах, говорит он: российское высшее образование более забюрократизированно и сохраняет традиции советского управления и мышления.

Чтобы российские вузы стали заметными на мировой арене, необходимы структурные реформы всей отечественной системы образования, говорят эксперты: расширение специализации вузов, развитие их институциональной автономии и диверсификация финансовых ресурсов.

Скачать Содержание
Закрыть