Экспорт с поправкой на цены
Материалы выпуска
Зеленая экономика проросла в России Инновации Прибыль на устойчивой основе Инструменты Добрый бизнес Решения «Хоккей должен стать частью развлекательной индустрии» Компетенция Экспорт с поправкой на цены Рынок Вуз международного образца Решения
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Экспорт с поправкой на цены

Существенный рост поставок за рубеж российских несырьевых неэнергетических товаров во многом объясняется увеличением экспортных цен. Условие для сохранения динамики — стабильное наращивание физических объемов экспорта.
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

К 2024 году экспорт несырьевых неэнергетических товаров (ЭННТ) должен составить $250 млрд, а доля ЭННТ и поставляемых за рубеж услуг достичь в ВВП России до 20%, предполагается национальным проектом «Международная кооперация и экспорт». В апреле первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов сообщил, что финансирование нацпроекта начнется во второй половине текущего года. За весь период до 2024 года государство намерено вложить в него почти 1 трлн руб.

Несмотря на то что объемы ЭННТ в 2018 году независимые аналитики и чиновники экономического блока правительства оценивают по-разному, задачи, поставленные нацпроектом, при любых из этих оценок выглядят амбициозными. Так, по данным апрельского экономического мониторинга РАНХиГС и Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (ИЭП) экспорт несырьевых неэнергетических товаров в 2018 году составил $149,8 млрд. Чтобы вырасти до $250 млрд к 2024 году, он должен увеличиться через шесть лет на 67%, что соответствует среднегодовым темпам роста показателя в 2018–2019 годах 9% (в 2018 году, по оценкам авторов мониторинга, его рост составил 11,7%). В мае, выступая на заседании президентского совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Антон Силуанов заявил: «Планируется прирост несырьевого экспорта в текущем году до $9 млрд к уровню прошлого года. А общий объем составит $160 млрд». Это означает, что рост показателя в 2019 году составит 5,6%. Аналитики Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) в марте 2019 года оценивали объем ЭННТ в $133,5 млрд, что на 10,5% больше, чем в 2017 году, при целевых среднегодовых темпах роста 11%.

Объемы и цены 

Проведенный экспертами ИКСИ подробный анализ динамики в 2018 году восьми товарных групп несырьевого экспорта, представленных в нацпроекте, позволяет выделить две подгруппы — лидеров и аутсайдеров. К лидерам, экспорт которых рос быстрее, чем на 11% в 2018 году, относится продукция металлургической, лесной, аграрной и химической промышленности. К аутсайдерам, которые росли медленные, чем требуется для достижения цели 2024 года, относятся машиностроение, легкая, фармацевтическая и косметическая промышленность.

Отметим, что экспорт продукции машиностроения (22% всего ЭННТ в 2018 году) вырос лишь на 2,7%, да и то за счет поставок в страны СНГ, тогда как поставки в страны дальнего зарубежья снизились на 2,8%. Снижение средних цен экспорта продукции машиностроения составило 11,5% по сравнению с 2017 годом. «Это является косвенным показателем того, что в структуре экспорта не происходит увеличения доли более дорогой продукции с высокой долей добавленной стоимости», — отмечают эксперты ИКСИ.

Схожие выводы делают экономисты ИЭП и РАНХиГС. Они считают, что 11,7% роста ЭННТ является восстановительными после его заметного падения в 2014–2016 годах (в 2016-м показатель оказался на 26% ниже, чем в 2013 году). По итогам 2018 года объем несырьевого товарного экспорта был лишь на 6% выше уровня 2013 года. При этом экспорт наиболее высокотехнологичных товарных отраслей в стоимостном выражении был стабильным. Вывоз машин, оборудования и транспортных средств достиг $29 млрд (рост на 2,7%). В группе «другие товары» экспорт снизился до $7,1 млрд (минус 2,8%), а экспорт легковых автомобилей увеличился за 2018 год на 45% на фоне снижения вывоза грузовиков на 14% при стабильных ценах.

Оказалось, что 11,7% роста ЭННТ в первую очередь было обеспечено увеличением индекса экспортных цен на 8,1%, а не объемов физических поставок, что предполагает вероятную сильную волатильность показателя. По данным ИЭП и РАНХиГС, физический объем вывоза несырьевых неэнергетических товаров в 2018 году оказался на уровне 3,6%, что примерно в 2,5 раза ниже оцененного аналитиками целевого показателя в 9%. В натуральном выражении ЭННТ превысил целевой уровень в товарных отраслях «продовольствие» (рост на 15%) и «текстиль» (15%), рост был близок к целевому уровню в отраслях «древесина» (7%), «другие товары (без вооружения)» (8%) и «машины и оборудование» (6%). Однако две крупнейшие товарные отрасли (по объемам ЭННТ), на которые приходится половина несырьевого неэнергетического экспорта, показали рост примерно в два раза ниже целевого: вывоз «металлов и изделий из них» вырос на 5%, «продукции химической промышленности» — на 4%.

География переделов 

Отдельный интерес представляет подробный анализ географии торговли товарами в 2012–2018 годах, сделанный аналитиками Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования» (ЦМАКП) в докладе «Сюжеты внешней торговли». По данным доклада, сегодня несырьевые неэнергетические товары нижнего передела занимают порядка 15% всего экспорта, а распределение экспорта по странам в этой группе товаров более равномерное, чем по сырьевым и энергетическим товарам. Доля вывоза таких товаров в ЕАЭС наименьшая — около 3%, тогда как в среднем по всем товарам — почти 9%. Из стран Европы прежде всего выделяются поставки в Нидерланды, Швейцарию и Финляндию медных катодов, нелегированных цветных металлов и никеля. Вывоз товаров нижнего передела в Юго-Восточную Азию — это в основном поставки в Китай широкого спектра товаров (мороженая рыба, лесоматериалы, удобрения, медные катоды). В Америку (США и Мексика) экспортируется главным образом продукция черной и цветной металлургии, а в прочие регионы (Египет, Турция и Саудовская Аравия)  — злаки. Доля Юго-Восточной Азии заметно возросла в 2015–2016 годах на фоне проблем российских металлургов с реализацией продукции в Европе, после чего рост сильно замедлился.

На несырьевые неэнергетические товары среднего передела приходится 7–8% экспорта. Их основные поставки осуществляются в Европу, ЕАЭС и прочие регионы, тогда как в страны Юго-Восточной Азии и особенно Америки они ограниченны. Ключевыми товарами этой группы является целлюлоза (поставляется в Китай и в меньшей степени Японию и Южную Корею); прокат из железа и нелегированной стали, без дальнейшей обработки (Турция и в меньшей степени Вьетнам и Иран); трубы для нефте— и газопроводов (Турция и Финляндия); медная проволока (Кувейт и Нидерланды); подсолнечное масло (Турция, Египет, Иран и Китай); газетная бумага (Индия и в меньшей степени Турция).

На несырьевые неэнергетические товары верхнего передела приходится в среднем 9% экспорта. Низкотехнологичные товары верхнего передела экспортируются в основном в страны ЕАЭС (около 40% экспорта в среднем за период с 2012 по 2018 год — прежде всего в Казахстан). Европа и Юго-Восточная Азия не являются приоритетными направлениями для таких товаров. Экспорт низкотехнологичных товаров верхнего передела — это в первую очередь легковые автомобили (вывозятся в Казахстан, Белоруссию и в меньшей мере Чехию и Китай) и транспортные средства специального назначения (Египет и Алжир); бриллианты (Бельгия, Израиль, ОАЭ); товары химической промышленности (Китай и Тайвань), моющие и чистящие средства (Казахстан и Белоруссия); товары металлообработки — прежде всего титановые изделия, в том числе для производства авиационных двигателей (Германия и США). Экспорт высокотехнологичных товаров верхнего передела из РФ достаточно диверсифицирован по географическим направлениям, товары поставляются примерно в равной пропорции в Европу, Юго-Восточную Азию и ЕАЭС. Однако на уровне отдельных стран, как и для низкотехнологичных товаров, наблюдается высокая концентрация экспорта: поставки в Европу в первую очередь охватывают рынки Украины и Германии, в Юго-Восточную Азию — рынки Китая и Индии, в ЕАЭС — рынки Казахстана и Белоруссии.

Высокотехнологичные товары представлены турбореактивными двигателями (поставляются в Китай и в меньшей степени Индию и Алжир), ТВЭЛы (Восточная Европа — прежде всего Украина, а также Чехия, Словакия, Венгрия и Китай), реактивные двигатели (США), теплообменники (Индия и Белоруссия), аппаратура для радиолокации (Иран, Китай, Египет, Индия, Алжир), лазеры (Китай, Алжир). Тем не менее ряд высокотехнологичных товаров поставляется преимущественно в соседние страны: Украину, Белоруссию и Казахстан (например, более 75% телевизоров и более половины лекарств). «Это свидетельствует о том, что конкурентоспособность высокотехнологичных товаров массового производства, выпускаемых в России, существенно ограниченна, и страна специализируется преимущественно в узких нишах», — заключают в ЦМАКП.

Услуги из России 

Экспорт услуг в 2024 году, согласно планам нацпроекта, должен составить $100 млрд, увеличившись уже в 2019 году с $64,8 млрд (2018 год) до $70 млрд, что составит 92% докризисного уровня ($70,1 млрд в 2013 году). Хотя в 2018 году годовые темпы роста экспорта достигли 12,4%, «этот динамичный рост носил восстановительный характер», отмечает директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Александр Кнобель.

Динамика экспорта в пяти крупнейших секторах услуг (с долей более 5% от общего экспорта услуг) в 2018 году была положительной, как и годом ранее. Увеличение экспорта «транспортных услуг» составило 12%, «прочих деловых услуг» — 1%, «поездок» — 28%, телекоммуникационных услуг — 13%, строительных услуг — 17%. Единственная из двенадцати основных сфер услуг, в которой зафиксировано снижение экспорта в 2018 году, — «услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров» (минус 11% против роста на 17% в 2017 году).

Замглавы Минэкономразвития Тимур Максимов в марте 2018 года признавал, что достижение объема экспорта услуг $100 млрд к 2024 году потребует от России увеличивать их вывоз быстрее, чем растет этот показатель в среднем по миру (на 5% в год, по оценке МВФ). «Согласно этой динамике РФ [по объему экспорта услуг] должна расти ежегодно примерно на 8%. Конечно, такой рост, опережающий мировой, потребует усилий как на федеральном уровне, так и на региональном», — отмечал он. «Стимулирующие меры, в том числе налоговые льготы, важны, но фактический рост экспорта будет определяться в первую очередь конкурентоспособностью того или иного сектора и уровнем оказываемых услуг и внутри страны — это касается и туризма, и ИТ», — убежден Александр Кнобель. По оценке эксперта, цель по увеличению экспорта услуг до $100 млрд в течение шести лет достаточно реалистична.