![Фото: ТАСС](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/1/09/804278074307091.jpg)
Госсектор давно уже стал основным заказчиком ИТ-услуг и потребителем ИТ-продуктов. Это локомотив российского рынка информационных технологий. В 2013 году федеральные ведомства израсходовали на эти цели около 85 млрд руб., еще 69,6 млрд руб. добавили региональные госструктуры. В 2014 году ИТ-бюджет госсектора несколько снизился: 83 млрд руб. на федеральном уровне и, с учетом предоставленных Минкомсвязи субсидий, 62,8 млрд руб. в регионах. Бюджет на 2015 год пока не обнародован, к тому же Дума собирается его секвестировать. Так что ИТ-бюджеты федеральных и региональных ведомств наверняка будут снижены. Вопрос: на что и насколько?
ИТ-задачи для госсектора
Задачи, которые органы власти пытаются решить с помощью ИТ, остаются неизменными все последние годы. Это снижение административных барьеров и повышение качества взаимодействия граждан с государством путем развития электронных государственных сервисов, создание МФЦ как общественных центров предоставления этих сервисов по принципу «единого окна», автоматизация бизнес-процессов внутри самих ведомств, а также развитие электронного межведомственного взаимодействия. Особое внимание уделяется информатизации социальной сферы – здравоохранения, образования, социального обеспечения.
В последнее время повышенной популярностью пользуются способы повышения открытости государственных ведомств за счет появления у граждан возможности контроля за их деятельностью. По словам председателя комитета по развитию информационных технологий и связи Мурманской области Тимура Лапина, в целях повышения прозрачности мурманских исполнительных органов власти на их официальных сайтах созданы специальные разделы, в которых опубликовано 62 набора открытых данных. Они размещаются в машиночитаемом формате, так что их может скачать, обработать и проанализировать любой желающий.
Постепенно часть задач отходит на второй план, на их место выдвигаются новые. Так, пять-шесть лет назад приоритетной задачей было создание региональных порталов госуслуг с первичным набором основных сервисов. Сегодня речь идет уже об их развитии, совершенствовании и популяризации среди населения. Поскольку сроки обязательной выдачи универсальной электронной карты (УЭК) перенесены с 1 января 2015 года на 1 января 2017 года, в ближайшие годы этот
проект федерального масштаба, скорее всего, отойдет на второй план, и регионы сосредоточатся на расширении возможностей местных решений – например, по оплате проезда на общественном транспорте или получению социальных льгот.
Новые задачи порождает меняющаяся экономическая и политическая обстановка. В 2015 году государство намерено направить самые серьезные усилия на сокращение бюджетных расходов и повышение уровня информационной безопасности, в том числе путем перехода на решения отечественных разработчиков и свободное программное обеспечение (СПО). «Расходы органов власти Новосибирской области на лицензионные отчисления за использование платного программного обеспечения составляют около 60 млн руб. в год, – подчеркивает руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов. – А если учесть затраты различных муниципальных учреждений, можно добавить еще половину от указанной суммы. Переход на СПО позволит значительно сократить эти расходы и направить их не на лицензионные выплаты иностранным вендорам, а на зарплаты отечественным – в большинстве случаев новосибирским – программистам».
В 2015 году на государственных конкурсах сильно вырастет значение фактора «финансовая устойчивость» компании-подрядчика
Стараются соответствовать новым задачам и поставщики ИТ-услуг. «Если в 2010 году по проектам создания электронного правительства мы предлагали в основном технологии, – говорит партнер AT Consulting, директор практики региональных проектов Дмитрий Васильев, – то в последние два года мы выходим на конкурсы также с предложением консалтинговых услуг, направленных на повышение качества госсервисов, их популяризацию, упрощение регламентов. А сейчас мы разработали комплексное решение, направленное на снижение затрат, переход на СПО и отечественные разработки. Это интегрированная среда, аналог ERP для госорганов».
ЧГП в области ИТ
По принятому еще в 2005 году 94-ФЗ и сменившему его в 2013 году 44-ФЗ выбор исполнителей по заказам госсектора проводится на конкурсной основе. Основными критериями служат: наличие у компании готового решения или опыта, позволяющего его создать, необходимых лицензий, стоимость работ, а также финансовая устойчивость подрядчика. Веса для критериев задает заказчик. В 2015 году, считает Дмитрий Васильев, сильно вырастет вес фактора «финансовая устойчивость»: «Думаю, он станет столь же значимым, как и наличие экспертизы, поскольку в новых условиях только крупные, финансово устойчивые компании могут гарантировать заказчику выполнение работ».
Более широкое распространение получит модель частно-государственного партнерства (ЧГП), апробированная и показавшая свою эффективность при реализации проектов класса «Безопасный город» (создание систем видеофиксации нарушений, оплаты парковок, мониторинга лесных пожаров и т. п.). «Благодаря такой схеме работы бизнес получает доступ на рынок, ранее принадлежавший исключительно государству, а государство – возможность с небольшим бюджетом быстро и эффективно реализовать масштабные проекты, – отмечает Дмитрий Васильев. – Сегодня мы участвуем в ЧГП-проектах в трех субъектах Федерации».
Нет предела для совершенства
Федеральные и региональные госорганы, занимающиеся массовым обслуживанием населения, за последнее время стали в значительной степени ИТ-зависимыми. И эффект такой зависимости налицо: Россия заметно повысила свои позиции в международных рейтингах развития электронного правительства. «Сегодня на портале госуслуг ростовчане имеют доступ, помимо федеральных, к более чем 2000 региональных и муниципальных услуг, – констатирует министр информационных технологий и связи Ростовской области Герман Лопаткин. – Например, введены в эксплуатацию 54 объекта сети цифрового телевизионного вещания, и доступ к цифровому телевидению уже получили более 3,5 млн жителей региона».
Чтобы электронные сервисы были востребованы, ханты-мансийские ИТ-власти большое внимание уделяют обучению населения обращению с компьютером. Начиная с 2006 года здесь реализуются мероприятия по обучению граждан основам компьютерной грамотности: обучение прошли уже более 75 тыс. человек, из которых свыше 20 тыс. пенсионеры. «В прошлом году мы расширили аудиторию за счет телезрителей, – рассказывает директор департамента ИТ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Бородин. – Сняли более 60 обучающих роликов и транслировали их по местным каналам. Для тех, у кого нет компьютера, создаем на базе библиотек и домов культуры центры общественного доступа. Разработали специальную программу обучения работе на компьютере слепых и слабовидящих людей, которая реализуется на базе пяти специализированных центров общественного доступа, оборудованных брайлевскими дисплеями, речевыми синтезаторами и тифлофлешплеерами».
Но до совершенства еще далеко. Во всех регионах, где активно занимаются информатизацией госуправления и g2c-взаимодействия, реально стоят задачи по повышению эффективности этой деятельности. «Чтобы электронные сервисы были эффективными, – объясняет председатель комитета информационных технологий Вологодской области Андрей Никуличев, – любое нововведение должно пройти оценку на соответствие стоимости приобретения достигнутому эффекту, который выражается в сокращении расходов, повышении качества услуг или удовлетворении потребностей общества».
Так что даже при весьма вероятном секвестре бюджета затраты на ИТ в госсекторе, считает Дмитрий Васильев, до нуля не сократят: «Если цена на нефть по году будет в среднем $60 за баррель, то сокращений ИТ-бюджетов в госсекторе, думаю, вообще не будет. Если же цена на нефть будет ниже, то ИТ-бюджеты, конечно, сократят, но не до нуля. Я полагаю, что перестанут покупать новое «железо» и запускать новые проекты по созданию ИТ-систем, а спрос на услуги по развитию существующих систем сохранится. Росреестру, Казначейству, Центробанку, МФЦ нужно каждый день регистрировать недвижимость, проводить платежи, принимать заявления. Без ИТ этого не сделать».
директор практики региональных проектов
![Особенности национальной информатизации](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/1/57/804278753806571.png)
«Наша компания уже не один год активно участвует в создании электронного правительства. Мы занимались организацией межведомственного взаимодействия, созданием порталов госуслуг и МФЦ во всех 85 регионах России. В десяти регионах мы реализуем проекты класса «Безопасный город». У нас также обширная экспертиза в области автоматизации управления имуществом, здравоохранения, ЖКХ, образования, финансово-хозяйственной деятельности и бухгалтерии госорганов и бюджетных учреждений».