Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Особенности национальной информатизации

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС
Российские федеральные и региональные госорганы, особенно те, что занимаются массовым обслуживанием населения, наконец приобрели ИТ-зависимость. И она уже настолько сильна, что совсем отказаться от ИТ в госуправлении не получится.

Госсектор давно уже стал основным заказчиком ИТ-услуг и потребителем ИТ-продуктов. Это локомотив российского рынка информационных технологий. В 2013 году федеральные ведомства израсходовали на эти цели около 85 млрд руб., еще 69,6 млрд руб. добавили региональные госструктуры. В 2014 году ИТ-бюджет госсектора несколько снизился: 83 млрд руб. на федеральном уровне и, с учетом предоставленных Минкомсвязи субсидий, 62,8 млрд руб. в регионах. Бюджет на 2015 год пока не обнародован, к тому же Дума собирается его секвестировать. Так что ИТ-бюджеты федеральных и региональных ведомств наверняка будут снижены. Вопрос: на что и насколько?

ИТ-задачи для госсектора

Задачи, которые органы власти пытаются решить с помощью ИТ, остаются неизменными все последние годы. Это снижение административных барьеров и повышение качества взаимодействия граждан с государством путем развития электронных государственных сервисов, создание МФЦ как общественных центров предоставления этих сервисов по принципу «единого окна», автоматизация бизнес-процессов внутри самих ведомств, а также развитие электронного межведомственного взаимодействия. Особое внимание уделяется информатизации социальной сферы – здравоохранения, образования, социального обеспечения.

В последнее время повышенной популярностью пользуются способы повышения открытости государственных ведомств за счет появления у граждан возможности контроля за их деятельностью. По словам председателя комитета по развитию информационных технологий и связи Мурманской области Тимура Лапина, в целях повышения прозрачности мурманских исполнительных органов власти на их официальных сайтах созданы специальные разделы, в которых опубликовано 62 набора открытых данных. Они размещаются в машиночитаемом формате, так что их может скачать, обработать и проанализировать любой желающий.

Постепенно часть задач отходит на второй план, на их место выдвигаются новые. Так, пять-шесть лет назад приоритетной задачей было создание региональных порталов госуслуг с первичным набором основных сервисов. Сегодня речь идет уже об их развитии, совершенствовании и популяризации среди населения. Поскольку сроки обязательной выдачи универсальной электронной карты (УЭК) перенесены с 1 января 2015 года на 1 января 2017 года, в ближайшие годы этот

проект федерального масштаба, скорее всего, отойдет на второй план, и регионы сосредоточатся на расширении возможностей местных решений – например, по оплате проезда на общественном транспорте или получению социальных льгот.

Новые задачи порождает меняющаяся экономическая и политическая обстановка. В 2015 году государство намерено направить самые серьезные усилия на сокращение бюджетных расходов и повышение уровня информационной безопасности, в том числе путем перехода на решения отечественных разработчиков и свободное программное обеспечение (СПО). «Расходы органов власти Новосибирской области на лицензионные отчисления за использование платного программного обеспечения составляют около 60 млн руб. в год, – подчеркивает руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов. – А если учесть затраты различных муниципальных учреждений, можно добавить еще половину от указанной суммы. Переход на СПО позволит значительно сократить эти расходы и направить их не на лицензионные выплаты иностранным вендорам, а на зарплаты отечественным – в большинстве случаев новосибирским – программистам».

В 2015 году на государственных конкурсах сильно вырастет значение фактора «финансовая устойчивость» компании-подрядчика

Стараются соответствовать новым задачам и поставщики ИТ-услуг. «Если в 2010 году по проектам создания электронного правительства мы предлагали в основном технологии, – говорит партнер AT Consulting, директор практики региональных проектов Дмитрий Васильев, – то в последние два года мы выходим на конкурсы также с предложением консалтинговых услуг, направленных на повышение качества госсервисов, их популяризацию, упрощение регламентов. А сейчас мы разработали комплексное решение, направленное на снижение затрат, переход на СПО и отечественные разработки. Это интегрированная среда, аналог ERP для госорганов».

ЧГП в области ИТ

По принятому еще в 2005 году 94-ФЗ и сменившему его в 2013 году 44-ФЗ выбор исполнителей по заказам госсектора проводится на конкурсной основе. Основными критериями служат: наличие у компании готового решения или опыта, позволяющего его создать, необходимых лицензий, стоимость работ, а также финансовая устойчивость подрядчика. Веса для критериев задает заказчик. В 2015 году, считает Дмитрий Васильев, сильно вырастет вес фактора «финансовая устойчивость»: «Думаю, он станет столь же значимым, как и наличие экспертизы, поскольку в новых условиях только крупные, финансово устойчивые компании могут гарантировать заказчику выполнение работ».

Более широкое распространение получит модель частно-государственного партнерства (ЧГП), апробированная и показавшая свою эффективность при реализации проектов класса «Безопасный город» (создание систем видеофиксации нарушений, оплаты парковок, мониторинга лесных пожаров и т. п.). «Благодаря такой схеме работы бизнес получает доступ на рынок, ранее принадлежавший исключительно государству, а государство – возможность с небольшим бюджетом быстро и эффективно реализовать масштабные проекты, – отмечает Дмитрий Васильев. – Сегодня мы участвуем в ЧГП-проектах в трех субъектах Федерации».

Нет предела для совершенства

Федеральные и региональные госорганы, занимающиеся массовым обслуживанием населения, за последнее время стали в значительной степени ИТ-зависимыми. И эффект такой зависимости налицо: Россия заметно повысила свои позиции в международных рейтингах развития электронного правительства. «Сегодня на портале госуслуг ростовчане имеют доступ, помимо федеральных, к более чем 2000 региональных и муниципальных услуг, – констатирует министр информационных технологий и связи Ростовской области Герман Лопаткин. – Например, введены в эксплуатацию 54 объекта сети цифрового телевизионного вещания, и доступ к цифровому телевидению уже получили более 3,5 млн жителей региона».

Чтобы электронные сервисы были востребованы, ханты-мансийские ИТ-власти большое внимание уделяют обучению населения обращению с компьютером. Начиная с 2006 года здесь реализуются мероприятия по обучению граждан основам компьютерной грамотности: обучение прошли уже более 75 тыс. человек, из которых свыше 20 тыс. пенсионеры. «В прошлом году мы расширили аудиторию за счет телезрителей, – рассказывает директор департамента ИТ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Бородин. – Сняли более 60 обучающих роликов и транслировали их по местным каналам. Для тех, у кого нет компьютера, создаем на базе библиотек и домов культуры центры общественного доступа. Разработали специальную программу обучения работе на компьютере слепых и слабовидящих людей, которая реализуется на базе пяти специализированных центров общественного доступа, оборудованных брайлевскими дисплеями, речевыми синтезаторами и тифлофлешплеерами».

Но до совершенства еще далеко. Во всех регионах, где активно занимаются информатизацией госуправления и g2c-взаимодействия, реально стоят задачи по повышению эффективности этой деятельности. «Чтобы электронные сервисы были эффективными, – объясняет председатель комитета информационных технологий Вологодской области Андрей Никуличев, – любое нововведение должно пройти оценку на соответствие стоимости приобретения достигнутому эффекту, который выражается в сокращении расходов, повышении качества услуг или удовлетворении потребностей общества».

Так что даже при весьма вероятном секвестре бюджета затраты на ИТ в госсекторе, считает Дмитрий Васильев, до нуля не сократят: «Если цена на нефть по году будет в среднем $60 за баррель, то сокращений ИТ-бюджетов в госсекторе, думаю, вообще не будет. Если же цена на нефть будет ниже, то ИТ-бюджеты, конечно, сократят, но не до нуля. Я полагаю, что перестанут покупать новое «железо» и запускать новые проекты по созданию ИТ-систем, а спрос на услуги по развитию существующих систем сохранится. Росреестру, Казначейству, Центробанку, МФЦ нужно каждый день регистрировать недвижимость, проводить платежи, принимать заявления. Без ИТ этого не сделать».

Дмитрий Васильев, партнер AT Consulting,
директор практики региональных проектов

Особенности национальной информатизации

«Наша компания уже не один год активно участвует в создании электронного правительства. Мы занимались организацией межведомственного взаимодействия, созданием порталов госуслуг и МФЦ во всех 85 регионах России. В десяти регионах мы реализуем проекты класса «Безопасный город». У нас также обширная экспертиза в области автоматизации управления имуществом, здравоохранения, ЖКХ, образования, финансово-хозяйственной деятельности и бухгалтерии госорганов и бюджетных учреждений». 

Решения «Личный кабинет» как фактор лояльности
Скачать Содержание
Закрыть