«Песочница» для data scientists
По поводу технологий Big Data имеют хождение два мифа. Первый о том, что Big Data – это сравнительно дешевая платформа, которая может заменить текущие ИТ-системы отчетности (ERP, CRM, ECM и т. п.). Второй миф звучит так: если компания внедрила у себя решение Big Data, она автоматически добилась конкурентного преимущества. Оба этих утверждения не соответствуют действительности. Хотя возможность получить и относительно дешевое техническое решение, и конкурентное преимущество действительно есть.
Собирая и обрабатывая огромные массивы данных, терабайты разнородной и на первый взгляд совершенно ненужной информации, можно понять поведение и предпочтения клиента и, исходя из этого понимания, сделать ему такое коммерческое предложение, от которого он не сможет отказаться. Компания, которая умеет это делать, зарабатывает дополнительную выручку. Но умение добывать из «больших данных» сценарии, приносящие дополнительные доходы, дорогого стоит.
Организационно работа с Big Data, как считает партнер компании AT Consulting, руководитель блока BI Андрей Нугманов, должна быть устроена на предприятии в формате специального дизайн-бюро, выполняющего роль «фабрики идей». С помощью технических решений по Big Data создается «песочница», где собираются эти самые «большие данные», а аналитики, кропотливо копаясь в них, разрабатывают сценарии для решения тех или иных бизнес-задач. Техническая система действительно может стоить дешево, если использовать, например, open source продукт Apache Foundation Hadoop. Но главный элемент здесь не техническая система, а аналитики, которых еще называют data scientists. Именно они определяют, в зависимости от того, как устроены бизнес-процессы компании, какие данные собирать и как их обрабатывать, чтобы монетизировать собранную информацию. Data scientist – редкая профессия, такие специалисты в большом дефиците. Когда они находят в рамках «песочницы» эффективный алгоритм, приносящий выгоду, он запускается в масштабах всего предприятия.
Сценарии для Big Data
Один из разработанных в AT Consulting сценариев для Big Data предназначен для работы с абонентами, которые звонят в call-центр оператора сотовой связи. Еще до того как сотрудник call-центра снимет трубку, система анализирует по входящему номеру историю коммуникаций с этим абонентом за последний год и возможности продажи ему дополнительных услуг. В момент начала разговора на экране компьютера оператора call-центра уже выведены соответствующие варианты предложений. Или анализируются причины оттока абонентов и организуются мероприятия по их удержанию. А реализованное у одного из сотовых операторов решение «Антиспам» выявляет спам-сообщения и блокирует «мусорные» СМС. По словам Андрея Нугманова, спам определяется с точностью 97% при объеме сообщений 300 млн в неделю.
«Рынок приложений Big Data новый, все проекты на нем – по сути, научно-исследовательская работа»
Такие сценарии нацелены на повышение эффективности бизнеса, поскольку экономятся время общения операторов с абонентами (на 15–20%) и затраты, а доходы увеличиваются. Телеком-операторы – самые частые клиенты по решениям Big Data, но не единственные. В AT Consulting разрабатывается решение для клиента из ретейла, позволяющее посылать покупателю, оказавшемуся поблизости от магазина (используются данные геопозиционирования), сообщение с предложением зайти и купить набор продуктов, который он обычно покупает и который для него уже подготовлен. Приложение для МЧС определяет тех людей, которые могут оказаться под воздействием чрезвычайной ситуации в определенном (координатами) районе, и оповещает их с помощью СМС. Приложение для банка анализирует транзакции в банкоматах по картам других банков и печатает на чеке выгодные предложения со скидками и бонусами, что способствует увеличению клиентской базы. В проекте «Генплан», выполняемом по заказу правительства Москвы и нацеленном на улучшение городской транспортной системы, исследуется пассажиропоток в течение суток как на поверхности, так и в метро.
Спрос на решения для Big Data растет. По словам Нугманова, за прошедший год число пользователей их решений увеличилось двое. «Рынок приложений Big Data новый, все проекты на нем – по сути, научно-исследовательская работа, – говорит он. – У маркетологов всегда много разных бизнес-идей. Как их проверить? С помощью data scientists, которые выявляют тренды в бизнес-данных компании и предлагают решения, увязывающие эти тренды с ее бизнес-задачами».