Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Импортозамещение не для всех

Импортозамещение не для всех
Почему запрет на закупку иностранной строительной техники бюджетниками мало скажется на отрасли

Иностранная строительная техника на территории России подпала под запрет: с 1 февраля 2015 года закупать бульдозеры, экскаваторы и еще 52 вида транспортных средств для государственных и муниципальных нужд запрещено всем бюджетным организациям, а также городским и районным администрациям. Теперь они могут приобретать исключительно технику из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Эксперты, в свою очередь, утверждают: ограничения практически не повлияют на общую конъюнктуру рынка.

По задумке авторов документа, запрет (введен постановлением правительства от 31.01.2015) должен простимулировать отечественного производителя. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что у каждого вида техники, фигурирующей в документе, существуют российские аналоги —, а значит, проблем с импортозамещением не возникнет. Действительно, когда на рынке остается только стройтехника из России, Белоруссии, Казахстана и Армении, выигрывает в первую очередь Россия — доля Казахстана в поставках крайне мала, а о производителях аналогичной продукции из Армении ничего не знают даже опытные участники рынка. Должна выиграть и Белоруссия: Минский тракторный завод (МТЗ) и производитель грузовиков МАЗ наверняка попробуют увеличить свою долю в российских госзакупках.

Между тем при детальном изучении документа становится ясно: ограничения затронут очень узкий сегмент. Во-первых, часть зарубежных компаний ушла с рынка еще в прошлом году. В этом случае постановление правительства просто фиксирует сложившееся положение вещей. Во-вторых, госзакупки, о которых идет речь, регулируются Федеральной контрактной системой (ФКС): сюда попадают органы региональной и федеральной власти, а также бюджетные организации — поликлиники, школы, вузы, больницы и даже детские сады. Значительная часть таких учреждений в строительной технике не нуждается. А вот крупнейшие ее потребители — госкомпании — под действие запрета не подпадают. Это означает, что «Ростех», «Газпром», «Россети» и все остальные большие игроки смогут беспрепятственно размещать свои заказы у иностранных производителей — их закупки регулируются отдельным законом № 223-ФЗ.

Аналитики подтверждают: на рынке новой стройтехники госзакупки занимают не более 25%. «Большинство потребителей спецтехники—коммерческие организации», — отмечает гендиректор ТД «Вертикаль» Геворк Ахвердян.

Единственная категория, на которую по факту повлияют антисанкции, — администрации. Крупные города и целые субъекты РФ до сих пор закупают технику для собственных нужд: подъемные краны, грейдеры и погрузчики поступают на баланс всевозможных департаментов градостроительной политики и ЖКХ.

Через несколько лет может возникнуть ситуация, когда более новые экскаваторы из России и Белоруссии придется списать, а старая зарубежная техника продолжит работать

К примеру, петербургский комитет по благоустройству несколько лет подряд закупал технику Bobcat, JCB и Multicar. С 2015 года на смену ей должна прийти продукция Курганского и Угличского машиностроительных заводов, белорусского МТЗ, а также Тосненского механического завода из Ленинградской области.

«Это не означает, что автопарк комитета обновится полностью: продавать уже имеющуюся технику никто не заставляет, а срок службы американских и немецких погрузчиков зачастую выше, чем у российских аналогов», — говорит Геворк Ахвердян. Через несколько лет может возникнуть ситуация, когда более новые экскаваторы из России и Белоруссии придется списать, а старая зарубежная техника продолжит работать.

К тому же правительственный запрет не распространяется на запасные части. По словам эксперта Центра структурных исследований ИЭП им. Гайдара Ольги Березинской, муниципальные власти смогут использовать ранее заказанную технику из-за рубежа еще несколько лет, после чего продлить срок эксплуатации за счет своевременного ремонта. «Это отложенная выгода, которую покупатель получает при приобретении более качественного товара», — подтверждает Геворк Ахвердян.

Импортозамещение не для всех

Изменение законодательства подтолкнет муниципалитеты не только к снижению объема закупок, но и к переходу на арендную схему, когда необходимая техника берется напрокат у частной компании, считает президент Национальной ассоциации арендодателей строительной техники (НААСТ) и управляющий директор по развитию компании «Фортрент» Василий Клименко. Еще один выход — использование техники иностранных компаний, произведенной в РФ. По словам Клименко, запрет не распространяется на компоненты и запчасти, которые требуются совместным сборочным предприятиям. Так, ограничения не затронут землеройную технику и башенные краны швейцарской Liebherr, которые производят в Дзержинске Нижегородской области, самосвалы и бульдозеры японской Komatsu, открывшей завод в Ярославской области, а также «шведов» из Volvo Construction Equipment, наладивших сборку экскаваторов на предприятии в Калуге. В ЕАЭС работают несколько СП: в Белоруссии ЗАО «МАЗ-MAN» выпускает бетоносмесители и вилочные погрузчики, в Твери делают экскаваторы Terex, там же обосновались «японцы» из Hitachi. Ограничения на них также не распространяются.

Решения Режим ожидания
Скачать Содержание
Закрыть