Решения , Весь мир ,  
0 

Скидка на скидку

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС
Государственная скидка по программе поддержки лизинга будет суммироваться с той, которую клиентам предоставляет бизнес

Для поддержки автопрома Минпромторг с 1 апреля запустил программу субсидирования лизинга транспортных средств, которая наряду с программой льготного автокредитования призвана помочь оживить рынок и увеличить объемы продаж. Эксперты считают, что программа будет востребована не только компаниями, но и физическими лицами. Участником программы может стать любая российская организация, которая заключила в 2014 году не менее ста договоров лизинга автотранспортных средств. На какие именно модели будут распространяться льготы, компании будут определять сами. О спецтехнике в программе не говорится ни слова, но под определение «колесные транспортные средства» подпадает большое количество строительной и специальной техники, на которую автоматически распространяется действие госпрограммы. Согласно оценкам чиновников, по программе льготного лизинга в 2015 году будет реализовано не менее 16 тыс. транспортных средств, включая легковые и грузовые автомобили, а также автобусы. На программу Минпромторг потратит 2,5 млрд руб. бюджетных средств.

Суть господдержки лизинга в том, что бюджет субсидирует часть авансового платежа в размере 10% от стоимости техники

Суть программы поддержки лизинга в том, что госбюджет субсидирует часть авансового платежа за транспортное средство в размере 10% от стоимости техники. Правило распространяется на договоры как с юридическими, так и с физическими лицами. При этом государственная скидка будет суммироваться с той, которую клиентам предоставляют сами лизинговые компании. Совокупно это позволит уменьшить начальный платеж и снизить нагрузку на оборотные средства предприятий.

Размер аванса и стоимость вопроса

Для приобретения техники со скидкой необходимо заключить договор лизинга сроком от одного года с авансовым платежом не менее 10% и не более 50% от стоимости транспортного средства. Размер скидки не может превышать 500 тыс. руб. на один предмет лизинга и 5 млн руб. на одного лизингополучателя. При этом размер субсидии не может превышать размер скидки. Подпадающий под программу договор лизинга должен быть заключен с 1 апреля по 1 декабря 2015 года включительно, первые 12 месяцев транспортное средство должно находиться в собственности лизинговой компании.

Обязательным условием приобретения техники в лизинг является аванс, который защищает лизинговую компанию от снижения стоимости техники при передаче в эксплуатацию и показывает заинтересованность клиента, вкладывающего свои деньги в проект. Директор управления «Сбербанк Лизинг» Денис Богданович отмечает, что в условиях экономической нестабильности именно размер аванса является одним из ключевых факторов: «При стоимости техники, например, 2 млн руб. и стандартном авансе 20% от цены приобретения клиент заплатит из собственных средств только 200 тыс. руб. вместо 400 тыс. руб. При этом платежи по лизингу для клиента будут рассчитаны исходя из аванса в 400 тыс. руб., что позволит снизить удорожание по сделке на три года примерно в полтора и более раза».

В рамках госпрограммы приобрести технику можно будет даже при нулевом авансе, утверждает генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов: «Фактически клиент может приобрести в лизинг технику за 90% ее стоимости с нулевыми первоначальными инвестициями». Вице-президент автофинансовой компании «Европлан» Александр Михайлов полагает, что экономия может быть еще больше: «Многие спецпредложения лизинговых компаний основаны на скидке от поставщика, к которой прибавится субсидия по авансу. Общий объем скидки может достигнуть 20% стоимости транспортного средства, при этом 10% вычитаются именно из аванса. Внести аванс обычно сложнее всего: для компании это изъятие денег из оборота, а для физического лица — необходимость в накоплениях».

Многие производители действительно предлагают собственные программы лизинга, которые можно комбинировать с государственными. Представитель производителя спецтехники JCB Елена Войнович утверждает, что клиенты, пользуясь льготными ставками фирменных программ и дополнительными субсидиями от государства, могут получить очень интересные предложения не только по начальным, но и по ежемесячным платежам. «Например, ставки на флагманский экскаватор-погрузчик JCB могут составлять 2,99%, на телескопические погрузчики — 7,9%, на мини-погрузчики и мини-экскаваторы — до 5,45%. Новейший экскаватор JS205 можно получить в пользование, платя всего 110 тыс. руб. в месяц».

Лизинговые схемы и перспективы рынка

Лизинговые компании предлагают клиентам, как правило, три стандартные схемы. Первая: после окончания срока лизинга транспортное средство можно выкупить по остаточной стоимости. Вторая: окончательная стоимость транспортного средства может быть заранее заложена в суммы ежемесячных выплат, в этом случае клиент автоматически получает технику в собственность по окончании договора. Третья: владелец техники может периодически менять ее на новую в той же компании. «Оптимальным сроком лизингового договора можно считать один-три года. На больший срок уже имеет смысл брать кредит», — считает Александр Михайлов. Однако у лизинга всегда остаются и другие преимущества, уточняет эксперт: «Лизинг не создает банковский долг и позволяет легче покупать технику, платить за пользование и, скажем, через три года спокойно менять ее на новую».

Эксперты отмечают, что долгое время схемы лизинга в России использовались только юрлицами, которые предпочитали выкупать технику после окончания договора. Постановление Минпромторга, наоборот, создает более удобные условия для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. В российских реалиях, где крупные строительные компании часто не имеют собственного парка транспортных средств и передают объемы работ мелким субподрядчикам с их техникой, это становится весьма актуальным. «Операционный лизинг не слишком привычен для российских организаций, но у физических лиц он оказался востребован, — отмечает Михайлов. — Сейчас потребители техники тратят лишь чуть более 5% средств на покупку транспортных средств в лизинг, 29% уходит на кредитные контракты, остальное приходится на покупки за живые деньги. Лизингу есть куда расти, и у госпрограммы большой потенциал».

Скидка на скидку

Сами лизинговые компании, как правило, делят рынок на розничный и корпоративный в зависимости от привлекаемой суммы финансирования. Но лизинг строительной и специальной техники чаще всего относят к розничной части. Типичные розничные клиенты — небольшие компании, обычно относящиеся к сегменту малого и среднего бизнеса, говорит Дмитрий Зотов: «Доходность лизинговой компании в данном сегменте выше, чем в корпоративном, что отчасти компенсируется более высокой вероятностью дефолта клиентов и более высоким риском мошеннических действий».

Многие российские компании готовы присоединиться к программе и ждали ее официального запуска. Гендиректор машиностроительной компании «Коминвест-АКМТ» Александр Халецкий утверждает, что строительные фирмы ведут весьма активную работу с банками и лизинговыми компаниями, готовыми участвовать в госпрограммах: «Крупные игроки рынка, как, например, «Европлан», «ВЭБ-Лизинг», Carcade, «Соллерс-Финанс», с готовностью предлагают новые схемы работы. Подобное сотрудничество повысит количество сделок минимум на 10% и поспособствует оздоровлению экономики в нашем секторе».

Компетенция Основа для бизнеса
Скачать Содержание
Закрыть