Основная проблема рынка строительной техники на текущий момент — высокий курс иностранной валюты, считает коммерческий директор аналитического агентства ID-Marketing Андрей Ловков. «Мы видим усугубление старых проблем: недостаточные инвестиции в строительство, невысокий уровень конкурентоспособности отечественных машин по сравнению с иностранными аналогами, устаревающий парк строительных машин. К старым проблемам добавились новые: рост процентных ставок по кредитам внутри страны и сложности с привлечением иностранных инвестиций, а также возросшая нагрузка на бюджет, что может привести к сворачиванию ряда строительных проектов».
Техника с истекшим сроком
Участники рынка сходятся во мнении, что в кризисных условиях строительные компании, стремясь избежать затрат, будут эксплуатировать имеющуюся технику до конца и выжимать из нее максимум, не планируя обновлять или расширять машинный парк. У каждой строительной фирмы индивидуальные сроки и стратегия обновления парка.
В определенный момент выгоднее становится приобрести новую машину, чем ремонтировать старую. И здесь колебания курса делают зарубежную технику менее конкурентоспособной по цене
В целом по России машин с истекшим сроком службы меньше половины от общего количества, однако среди гусеничных кранов ее доля выше. Нормативный срок службы кранов — 10–15 лет, остальные типы строительной техники служат по-разному в зависимости от регионов и типов машин: от пяти-восьми лет (самосвалы) до 20 лет (буронабивные машины). Техника с большим сроком службы часто простаивает из-за поломок и проблем с запчастями. Дефицит комплектующих возникает и на относительно новые строительные машины. С этой проблемой столкнулась, например, Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), использовавшая импортную строительную технику, в том числе украинского производства. СУЭК пришлось самостоятельно организовывать выпуск дефицитных запчастей на принадлежащим ей Бородинском ремонтно-механическом заводе. И все же потребители нуждаются в обновлении парка из экономических соображений. «В определенный момент выгоднее становится приобрести новую машину, чем ремонтировать старую. И здесь колебания курса валют делают зарубежную технику менее конкурентоспособной по цене в пересчете на рубли, а лоббирование государством интересов отечественного машиностроения позволяет надеяться на обновление парка путем замещения импорта российской продукцией», — считает директор по развитию продаж ОАО «ЧЕТРА — Промышленные машины» Денис Куваев.
Переход на отечественных производителей
Строительные компании в целях сокращения издержек постепенно переходят с импортной техники на более доступные самосвалы и бетоновозы на шасси МАЗ и КамАЗ, однако российские и белорусские производители не способны полностью заменить импорт. В некоторых сегментах они вообще не представлены, а в других уступают по качеству и надежности. Более того, цены на российскую продукцию тоже выросли. «В основном мы используем отечественную технику, — говорит собеседник РБК+ в группе компаний СУ-155. — Сложную технику, землеройную и для забивки свай, закупаем за границей — в Италии, Финляндии, Японии и Корее. Она отличается высокой надежностью и большим ресурсом использования. Башенные краны изготавливаем на своем заводе. Технику из Китая мы не используем — она не обладает достаточной надежностью и часто выходит из строя, что приводит к большим тратам на ремонт».
Среди подрядчиков существует здоровая конкуренция, в которой выигрывают те, у кого техника более качественная и находится в хорошем состоянии
В строительной компании АРКС рассказали, что китайскую технику используют минимально и лишь в транспортной сфере, а в остальных отдают предпочтение европейским машинам. Группа компаний «Сапсан», напротив, значительно сократила собственный автопарк спецтехники и теперь планирует отказаться от нее полностью. «По большей части причина такого решения — абсолютная нерентабельность содержания таких машин. Обслуживание строительной техники — затратный вопрос, причем речь идет не только о деньгах и постоянном росте стоимости обслуживания, который, безусловно, имеет место. Помимо этого необходимо держать в штате медицинского работника, самостоятельно решать проблемы с техобслуживанием, хранением и транспортировкой. Гораздо проще поручить решение этих вопросов специализированным компаниям. Это тем более интересно, поскольку среди подрядчиков существует здоровая конкуренция, в которой выигрывают те, у кого техника более качественная и находится в хорошем рабочем состоянии», — рассказал директор проектного управления ГК «Сапсан» Дмитрий Иванов.
Экономия на оборудовании
Покупатели в кризис стали более взвешенно подходить и к выбору допоборудования к строительной технике. Не все строительные машины в базовой комплектации могут эксплуатироваться в российских условиях, и за зимний пакет нужно доплачивать. Хотя у некоторых производителей, например «ЧЕТРА», предпусковой подогреватель двигателя и двойное остекление кабины включены в стандартную комплектацию. В компании «Русбизнесавто», занимающейся продажей строительной техники, сообщили, что спрос на серийное оборудование упал вместе с рынком. «На специализированном оборудовании вроде фрез, дробильных ковшей и траншеекопателей клиенты не экономят, так как им нужны проверенные и надежные агрегаты. Здесь мы видим спрос на прежнем уровне», — отметил генеральный директор компании «Русбизнесавто» Юрий Тараскин.
По мнению специалистов компании НТК «Форклифт», дистрибьютора крупных компаний — производителей дорожно-строительной техники, в кризис эффективной мерой может стать унификация парка строительной техники. Машины с одинаковыми моторами, трансмиссиями и прочими компонентами позволят сэкономить на комплектующих, расходных материалах и складских помещениях, а также на обучении механиков. Кроме того, при сокращении объема строительных работ компании будут заменять тяжелую технику средствами малой механизации. Станет популярной покупка строительной техники под заказ. Это позволит дилеру сэкономить на хранении, а покупателю — укомплектовать машину на заводе, что дешевле, чем ее дооснащение навесным оборудованием в России. Ранее покупатели, как правило, выбирали из тех машин, которые есть у дилеров в наличии.
«Заказчики продолжают и обновлять, и покупать новое оборудования для своих парков, но только в том случае, если без этой техники они не смогут успешно реализовать задуманные проекты», — пояснил директор строительного и лесозаготовительного подразделения John Deere в России и СНГ Кристофер Эндрю.
Аренда и контроль за расходами
У небольших строительных компаний, которые привлекаются для крупных строек в качестве субподрячдиков, оборотных средств недостаточно. Они зачастую вынуждены выполнять работы за свой счет, с отсрочкой по оплате со стороны заказчиков и с минимальной доходностью. Поэтому такие стройкомпании более активно сейчас используют схемы аренды и лизинга, чтобы получить необходимую строительную технику. Крупные фирмы начали массово внедрять устройства мониторинга на базе GPS/ГЛОНАСС, следящие за местонахождением, средним расходом и производительностью строительных машин, чтобы повысить эффективность парка. Сокращение простоев из-за поломок повысило требования к сервису. Различные производители стройтехники запустили специальные программы: JCB — расширенную пятилетнюю гарантию, НТК «Форклифт» — систему прогнозирования отказов, «ЧЕТРА — Промышленные машины» — акцию «ремонт за 14 дней».
Нынешнюю ситуацию на строительном рынке его участники оценивают двояко. В СУ-155 считают, что она отличается от той, что была в кризисном 2008 году, и вряд ли может оцениваться как более тяжелая. Представитель компании АРКС, напротив, отметил, что сейчас немного сложнее вести бизнес, чем в 2008-м, но при этом перспективы неплохие. С ним согласен и Дмитрий Иванов из ГК «Сапсан». До 50% сделок на первичном рынке осуществляется с привлечением ипотеки, и государство, субсидируя ипотеку, значительно влияет на покупательскую активность, напоминает он. Люди не готовы брать кредиты на квартиры под 15% годовых или больше, но ставка в 12%, которая существует сегодня по льготной ипотеке, вполне доступна для потенциальных покупателей. С оживлением на рынке недвижимости легче станет и строительным компаниям.
Кризис по-европейски
Мировой финансовый кризис сильно ударил по строительной отрасли в Европе. В период с 2008 по 2011 год объемы строительства снизились во всех странах ЕС. Больше всего пострадали Великобритания, Ирландия и Испания — здесь количество нераспроданной недвижимости по итогам 2008 года составляло более 1 млн единиц, поэтому возведение тех объектов, которые были запланированы ранее, -либо заморозили, -либо перенесли на несколько лет. В Германии, например, в 2008 году было сдано только 152 тыс. квартир. Для сравнения: в докризисные годы этот показатель приближался к 600 тыс. На фоне глубокого кризиса строительной отрасли в выгодном положении оказалась только Польша. Благодаря инфраструктурным проектам, осуществлявшимся к Чемпионату Европы по футболу 2012 года, строительный рынок в этой стране почти не просел в период кризиса. Сильнее всего спад 2008–2011 годов затронул сегмент коммерческой недвижимости. Резкое падение спроса на офисные помещения и объекты розничной торговли привело к тому, что инвесторы и девелоперы в большинстве случаев полностью отказались от дальнейших вложений. Из-за этого резко упала стоимость аренды помещений и на 15–20% выросли ставки по кредитованию строительства объектов коммерческой недвижимости. В условиях падения рынка строительные компании пересматривали структуру своих затрат. В частности, некоторые застройщики предпочли полностью отказаться от собственного парка строительной техники. Порядка 50% компаний перешли на схему аренды. Наибольшим спросом у арендодателей до сих пор пользуются погрузчики, экскаваторы, катки и подъемные краны.