Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Кризис в помощь

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Вертолетостроение традиционно считается благополучной отраслью отечественного авиапрома, а позиции наших винтокрылых машин на внутреннем и экспортном рынках — прочными. Это одна из немногих отраслей, которая выиграла от резкого падения позиций национальной валюты.

От девальвации рубля, как известно, в выигрыше оказались компании, продукция которых не сильно зависит от импорта, но реализуется при этом на экспорт. Холдинг «Вертолеты России», в который с 2007 года объединены все основные отечественные вертолетостроительные предприятия, по итогам 2014 года увеличил прибыль по сравнению с предыдущим годом на 118,6%, до 20,712 млрд руб. (данные МСФО). Динамика валютного курса не единственная причина такого успеха, поскольку выручка холдинга выросла гораздо скромнее (на 22,8%, до 169,842 млрд руб.). Однако генеральный директор «Вертолетов России» Александр Михеев назвал обесценивание рубля при большом количестве экспортных валютных контрактов одной из причин финансовых достижений госкомпании.

В боевой раскраске

По собственным данным холдинга «Вертолеты России», он занимает 85% российского рынка вертолетов и 14% мирового. По состоянию на 2014 год более чем в ста странах мира эксплуатируется свыше 8500 вертолетов российского производства, и это позволяет холдингу обоснованно рассчитывать на контракты по обслуживанию уже проданных машин и новые заказы на проверенные потребителями модели.

Впрочем, в продуктовой линейке «Вертолетов России» есть и бреши. Холдинг силен в сегменте военных машин и двойного назначения, но уступает конкурентам в гражданском секторе. С точки зрения размерности вертолеты нашей страны традиционно высоко котируются у пользователей тяжелых и сверхтяжелых машин, однако разработанные в России легкие вертолеты успеха на рынке пока не имеют.

По этой причине большая часть портфеля заказов «Вертолетов России» приходится на отечественные и зарубежные силовые ведомства. В последние годы его структура такова: около 50% — государственный заказ России, чуть более 40% приходится на иностранных партнеров по военно-техническому сотрудничеству и только 7–9% — на коммерческих заказчиков. В 2014 году из-за девальвации рубля это соотношение изменилось. Из примерно 170 млрд руб. выручки лишь 63 млрд руб. (37%) было получено от клиентов из Российской Федерации, а почти две трети пришлось на зарубежных заказчиков. Тем не менее в тройке крупнейших контрагентов «Вертолетов России» первое и второе места занимают Министерство обороны и Министерство внутренних дел РФ соответственно, а на третьем находится Министерство обороны Индии.

Конкуренты не дремлют

Было бы преувеличением сказать, что большой портфель госзаказа и ставка на большие машины создали «Вертолетам России» проблемы. В 2014 году физический объем поставок холдинга сохранился практически на уровне 2013-го (271 вертолет против 275 годом ранее). На фоне существующих экономических и политических проблем это неплохие результаты.

Кризис в помощь

Однако слабость российского холдинга в гражданской сфере позволяет конкурентам укрепляться в этой нише. Как сообщила Ассоциация вертолетной индустрии со ссылкой на данные Госавиареестра РФ, за 2014 год российский парк винтокрылых машин увеличился на 129 единиц (плюс 5,2% к уровню 2013 года), и весь этот рост произошел за счет вертолетов, выпущенных за рубежом. Машин российского производства в силу естественного износа стало меньше на 28 единиц. Заметно сократился и твердый портфель заказов «Вертолетов России»: с 808 в 2013-м до 546 на 1 января 2015 года. Правда, Александр Михеев уже объявил, что этого портфеля хватит для обеспечения бесперебойной работы предприятия до конца года.

Политические факторы

Поскольку холдинг глубоко вовлечен в торговлю военной техникой, на «Вертолетах России» не могли не сказаться западные санкции. Отказ Франции от поставки заказанных Россией вертолетоносцев «Мистраль» поставил под вопрос судьбу проекта «Ка-52К» — морской модификации вертолета, спроектированной специально в рамках контракта с французами. В 2014 году Министерство обороны России подписало с «Вертолетами России» договор на покупку 32 таких машин. Теперь необходимость в Ка52К стала неочевидной: на суше не нужны складывающиеся лопасти и другие элементы, обусловленные условиями морского базирования. Тем не менее 13 мая заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» Андрей Шибитов заявил, что график заводских и государственных испытаний машины, запланированных в текущем году, остался без изменений. По его словам, программа «Ка-52К» получит развитие вне зависимости от судьбы «Мистралей».

Еще одну хорошую новость «Вертолетам России» месяцем раньше принес специальный посланник президента Афганистана в СНГ Шакир Крагар, сообщивший, что его страна желает купить новейшие российские ударные вертолеты Ми-35. «Эта тема стоит в нашем графике. Думаю, что мы начнем переговоры в ближайшее время», — сообщил афганский дипломат. В 2011–2014 годах Афганистан по нескольким контактам, которые последовательно расширялись и продлевались, приобрел в России большую партию других вертолетов — в общей сложности 63 единицы Ми-17В-5. Нюанс в том, что те контракты были оплачены США, а заключались между Министерством обороны этой страны и госкомпанией «Рособоронэкспорт», что в нынешних условиях невозможно.

Восточные перспективы

Большую ставку, особенно в сегодняшней политической ситуации, «Вертолеты России» делают на сотрудничество с Китаем. Преимущества компании в категории машин высокой грузоподъемности продвигаются на самом высоком политическом уровне. Рамочное соглашение о совместной разработке тяжелого транспортного вертолета заключили 8 мая в Москве холдинг «Вертолеты России» и китайская авиастроительная корпорация AVIC. Гендиректор «Вертолетов России» Александр Михеев и председатель совета директоров AVIC Линь Цзомин подписали документ в Кремле в присутствии глав России и Китая Владимира Путина и Си Цзиньпина, что подчеркивает значение, которое стороны придают проекту, получившему название Advanced Heavy Lift. Хотя предполагается спроектировать совершенно новую машину, Россия рассчитывает использовать свой опыт создания и производства Ми-26, самого большого в мире из серийно выпускаемых вертолетов. Китайские специалисты со своей стороны намерены внести в проект свои технологии в области авионики, композитных материалов, трансмиссии и лопастей. Кроме того, предполагается, что в обмен на российские ноу-хау Китай возьмет на себя основной груз финансирования разработки. По информации китайской прессы, именно вопрос о распределении расходов был главным препятствием на переговорах по этому соглашению, стартовавших еще в 2008 году.

Китай уже закупил в России три Ми-26, еще одна машина должна быть поставлена туда в ближайшее время. В России эксплуатируется около сотни Ми-26 гражданского и военного назначения.

Винтокрылые новинки летят в Москву    

Иностранные производители вертолетов не жалеют усилий, чтобы поддерживать интерес к своей продукции со стороны российских покупателей. На крупнейшей в России отраслевой выставке HeliRussia-2015, которая пройдет в Москве 21–23 мая, впервые за последние несколько лет будут показаны новинки зарубежной винтокрылой техники. Такие машины покажут три из пяти крупнейших западных вертолетостроительных фирм: Bell Helicopter, Airbus Helicopters и AgustaWestland.

Bell Helicopter продемонстрирует машину Bell 505 Jet Ranger X, первый полет которой состоялся в ноябре 2014 года. Это пятиместный однодвигательный газотурбинный вертолет нового поколения с крейсерской скоростью более 232 км/ч, дальностью полета 667 км и полезной нагрузкой 680 кг. Он предлагается в качестве многоцелевого, то есть обладает характеристиками, позволяющими без дополнительной адаптации выполнять широкий круг задач. Производители подчеркивают повышенную надежность, безопасность и экономическую эффективность новинки по сравнению с предыдущими моделями, имеющими похожие параметры. Сертификация вертолета, которая позволит начать его коммерческие поставки, ожидается к концу 2015 года.

AgustaWestland привезет в Москву AW189, который уже получил европейский сертификат в феврале 2014 года. Сейчас идет процесс сертификации вертолета в России. Это машина более тяжелого класса, с двумя двигателями, общей массой 8,3 т и салоном, вмещающим до 19 человек. Фирма-производитель также обращает внимание потенциальных заказчиков на многофункциональность и низкую стоимость эксплуатации новинки. Ее крейсерская скорость — до 287 км/ч, дальность полета — 900 км (1100 км с дополнительными баками). В конце прошлого года была достигнута предварительная договоренность, что якорным заказчиком AW189 станет компания «Роснефть». Речь идет о покупке 160 машин и организации их сборки на совместном предприятии в России.

Компания Airbus Helicopters представит новую модификацию двухдвигательного вертолета H145 (ранее ЕС145 Т2), сертифицированную в апреле 2014 года. Это машина с максимальной взлетной массой 3,65 т, способная взять на борт в зависимости от конфигурации 8–11 пассажиров и одного-двух членов экипажа. Крейсерская скорость — до 268 км/ч, дальность полета — 650 км. Базовая модель вертолета эксплуатируется с 2002 года — в частности, для оказания экстренной медицинской помощи и проведения спасательных работ. В число усовершенствований, которые отличают новую модификацию, входит система ночного видения, позволяющая H145 работать круглосуточно.

Рыночный расклад Снова турбулентность
Скачать Содержание
Закрыть