Компетенция , Весь мир ,  
0 

С приставкой «самый»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Какие самолеты и направления предпочитают российские пассажиры бизнес-авиации

Деловая авиация считается во всем мире эффективным и мобильным инструментом ведения бизнеса. Она экономит время и соединяет самые труднодоступные города мира, в которых может не быть регулярного авиасообщения. Однако эту выгоду трудно выразить в денежном эквиваленте, и она неочевидна стороннему наблюдателю. Возможно, поэтому пассажиры деловой авиации, в том числе из России, предпочитают не афишировать использование частных самолетов и маршруты, по которым они летают.

Богатый выбор

На мировом рынке деловой авиации эксплуатируется свыше 60 разных моделей бизнес-джетов, что в разы превышает ассортимент самолетов регулярных авиалиний. Модели частных самолетов распределяются по классам и отвечают конкретным задачам их владельцев — как далеко и долго нужно летать, сколько пассажиров перевозить. Нюансов множество. Варьируется и цена вопроса: от $3 млн за легкий самолет «на троих» до вместительных джетов за $65 млн, и это не предел. Особняком стоят большие и дальнемагистральные бизнес-джеты — они способны летать на трансатлантические расстояния и перевозить относительно большие группы пассажиров — до 18–20 человек. Именно такие самолеты предпочитают российские бизнесмены. Из почти 500 частных самолетов, летающих в интересах российских владельцев, около половины приходится на классы больших или дальнемагистральных самолетов. Более точной статистики в России не существует, поэтому структура парка бизнес-джетов базируется на оценочных суждениях экспертов.

«Протяженная география страны, интеграция российского бизнеса в мировую экономику вместе с ментальными предпочтениями отечественных пассажиров деловой авиации определили структуру российского парка бизнес-джетов, — рассуждает Ираклий Литанишвили, собственник компании Emperor Aviation. — По нашей оценке, наиболее популярными самолетами среди соотечественников являются дальнемагистральные джеты Global XRS, а также вместительные Challenger 605 и Embraer Legacy 600».

Схожие предпочтения российских бизнесменов выявляют и в компании ArcosJet. «В силу объективных причин — летать приходится довольно далеко — да и просто культурных особенностей в России и СНГ наибольшей популярностью пользуются бизнес-джеты большого и дальнего классов. В основном предпочтения неизменны: Challenger 605 и Falcon 2000 в первом случае, Global XRS/6000, Falcon 7X — во втором, — рассказывает Иван Веретенников, директор по продажам ArcosJet. — Из новейших тенденций отметим высокую популярность Gulfstream G650, который продается, пожалуй, даже лучше, чем предыдущий флагман компании».

Экспертную оценку подтверждают и данные крупнейшего мирового онлайн-ресурса по продаже бизнес-джетов Jetnet.com. Согласно приводимой порталом статистике в российской юрисдикции с префиксом RA- летают 72 бизнес-джета (остальные зарегистрированы за рубежом), из них 45% — это самолеты большого и дальнемагистрального классов. Наиболее популярные модели среди них — Bombardier Challenger 604/605, Challenger 850, Embraer Legacy, Falcon 900, Falcon 7X и Gulfstream G550.

Сколько стоят бизнес-джеты российских предпринимателей, сказать сложно: существует каталожная цена самолета, отдельно оплачиваются дополнительные опции и создание индивидуального интерьера, стоимость которого может превышать половину стоимости самого самолета. Впрочем, даже если брать голую каталожную цену бизнес-джета, то цифры внушительны. Так, владелец банка «Авангард» Кирилл Миновалов сам пилотирует самый быстрый гражданский самолет в мире — Cessna Citation X, стоимость которого на вторичном рынке колеблется от $3,7 млн до $21 млн. Глава банка «Русский стандарт» Рустам Тарико летает на бизнес-лайнере Boeing Business Jet (переоборудованный Boeing 737) ценой около $75 млн. Эксцентричный бизнесмен Олег Тиньков не так давно приобрел бизнес-джет Falcon 900 LX, зарегистрированный на острове Мэн под номером M-TINK и оценивающийся в $40 млн.

Корпоративный флот крупнейших отечественных компаний также впечатляет: в дочернем авиационном подразделении «Газпрома» — «Газпром авиа» — эксплуатируют флагманские бизнес-джеты Daussalt Falcon 7Х стоимостью около $50 млн и Falcon 900 EX EASy за $28 млн. В «Сургутнефтегазе» предпочитают роскошные Gulfstream G550 ($50–57 млн), а авиакомпания «ЮТэйр», чьим мажоритарным акционером является «Сургутнефтегаз», эксплуатирует также Gulfstream G550, Gulfstream G IV и Challenger 300 стоимостью до $20 млн. В металлургической компании «Северсталь» летают на Challenger 300 и Challenger 604, который сейчас выставлен на продажу по цене около $12 млн.

Галопом по Европам

Свыше 70% всех рейсов российской деловой авиации, по оценке Emperor Aviation, традиционно приходится на зарубежные направления, в первую очередь европейские. На международных маршрутах предпочтения отечественных пассажиров деловой авиации не меняются годами. «Наиболее востребованным направлением российской бизнес-авиации считается Ницца, — убежден глава компании Emperor Aviation. — Этот маршрут — безусловный лидер на протяжении десятилетия. По популярности за ним следуют Женева и Париж».

Россия с ее географическими особенностями просто создана для деловой авиации. Огромная территория и практически полное отсутствие регионального авиасообщения создали предпосылки для активных полетов по стране. Однако на практике оказалось, что массово летать в регионы России бизнес-авиации просто незачем: крупного диверсифицированного производства там нет, а добывающие и перерабатывающие предприятия немногочисленны. Тем не менее в последние годы количество внутренних маршрутов растет. Это объясняется как развитием добывающих, промышленных и аграрных центров страны, так и проведением ряда крупных международных мероприятий. С точки зрения интенсивности полетов самые популярные города России (после Москвы) — Санкт-Петербург, Тюмень, Краснодар, Сочи, Нижнекамск, Белгород. В компании ArcosJet добавляют, что нередки рейсы и в «добывающие» города, например в Екатеринбург. С присоединением Крыма к России рейтинг популярных направлений пополнил Симферополь.


С приставкой «самый»

Скачать Содержание
Закрыть