Основные проблемы
По данным Института Гайдара, уже в январе—феврале текущего года объем кредитов, выдаваемых корпоративным заемщикам, сократился почти на четверть, до 3,98 трлн руб. против 5,18 трлн руб. годом ранее. Сильнее всего, на 63%, кредитная активность снизилась в строительстве, на 40% замедлилось привлечение кредитов машиностроительными и металлургическими предприятиями. «Кредитные средства — один из основных ресурсов для развития бизнеса. Начиная с середины 2014 года, когда внешние рынки практически закрылись для российского бизнеса, роль внутренних источников финансовых ресурсов резко возросла», — объясняет Константин Корищенко, заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС (в прошлом — зампред Центробанка). По его словам, резкая девальвация рубля в конце прошлого — начале текущего года создала трудности для российской банковской системы и ее клиентов. Более того, резко затормозившийся процесс кредитования предприятий и населения был «заретуширован» ростом банковских балансов из-за эффекта девальвации рубля. По словам аналитика инвестиционного холдинга «Финам» Антона Сороко, проблемы с фондированием компаний в России действительно существуют. «В первую очередь это связано с ростом в конце прошлого года ставок по банковским займам, а также существенным ужесточением практики выдачи кредитов: финансовые организации в течение 2014 года начали активно бороться с просроченной задолженностью, чтобы пройти период низких темпов роста с меньшими потерями», — объясняет эксперт. По его словам, дополнительный фактор, который не дает предприятиям адекватно оценивать инвестиционные возможности, — резкие колебания курса рубля, из-за которых кардинально меняются денежные поступления или затраты при работе с зарубежными контрагентами. «Проблема совершенно не в санкциях, а во внутренней экономической политике. При снижении ключевой ставки до приемлемого уровня кредитные ресурсы станут доступными. Вторая острая проблема — давление на банки со стороны регулятора в части формирования резервов по ссудам. В этом вопросе также требуются системные доработки», — говорит Наталья Борзова, заместитель генерального директора по работе с кредитными организациями аудиторско-консалтинговой сети «Финэкспертиза». По мнению главного аналитика UFS IC Алексея Козлова, в первую очередь высокий уровень инфляционного давления и связанная с этим жесткая монетарная политика Центробанка не способствуют доступности заемных средств для бизнеса.
Возможные решения
Наиболее заинтересованы в привлечении дополнительных средств быстрорастущие компании, в частности крупнейшие российские ретейлеры, и в качестве альтернативы они пытаются даже привлечь средства в обмен на акционерный капитал. В частности, крупнейший российский ретейлер «Магнит» (его сеть включает 10 тыс. магазинов) в феврале продал международным инвесторам 1% акций за 9,8 млрд руб. При этом заявки на размещение от покупателей были собраны меньше чем за один день. «Компании удалось действительно быстро найти инвесторов», — комментирует сделку аналитик InstaForex Антон Фомин. Всего за 2015 год «Магнит» планирует открыть около 2000 небольших магазинов и 90 гипермаркетов. Дело в том, что сеть работает в самом доступном ценовом сегменте, и в связи с кризисом спрос на ее магазины только растет. За 2014 год чистая прибыль розничной сети увеличилась на 33%, до 47,38 млрд руб. ($784,9 млн). Примеру «Магнита» решил последовать другой российский ретейлер — «Лента». В марте 2015 года компания провела SPO, в рамках которого привлекла $225 млн. Якорным инвестором стал Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), который также помог привлечь фонды из стран Ближнего Востока, Азии и Запада. Как и в случае с «Магнитом», потребность в деньгах объясняется резкой экспансией: в компании ожидают роста выручки на 34–38% по итогам года.
Альтернатива продаже акционерного капитала — привлечение средств азиатских кредиторов. В частности, китайские банки уже активно кредитуют латиноамериканские страны, лишенные доступа к мировым финансовым рынкам, в первую очередь Венесуэлу, Аргентину и Эквадор. По данным американской компании Inter-American Dialogue, только за прошлый год китайские банки выдали $22,1 млрд странам Латинской Америки, а в 2005–2014 годах они прокредитовали эти страны на $119 млрд. В свою очередь, российские компании только недавно начали привлекать китайские кредиты. Так, в начале мая во время официального визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина российские банки получили от китайских партнеров кредиты в юанях. В частности, Сбербанк России открыл в Государственном банке развития Китая кредитную линию на 6 млрд юаней ($966 млн); эти средства будут направлены на модернизацию крупнейшего производителя цемента в России — компании «Евроцемент груп». В свою очередь, банк ВТБ подписал соглашение с Экспортно-импортным банком Китая об открытии кредитной линии на 3 млрд юаней ($483 млн), Внешэкономбанк получил от того же банка 3,9 млрд юаней ($628 млн) на 15 лет под российские проекты для изготовления спецсталей. Альтернативой таким кредитам может стать размещение в КНР внутренних облигаций, так называемых panda bonds, — о таких планах уже заявил Газпромбанк. Для этого банк уже получил положительный рейтинг китайского агентства Dagong (наличие местного рейтинга — одно из условий для выхода на китайский рынок).
Перспективы на будущее
По словам экспертов, ситуация на финансовом рынке в России постепенно выравнивается. «Есть признаки улучшения на внешних рынках, а несколько крупных российских компаний не из санкционного списка находятся в стадии переговоров о получении синдицированных кредитов, причем на условиях, близких к докризисным. Кроме того, существенно улучшились ценовые условия для российских еврооблигаций, также вернувшись на докризисный уровень», — говорит Константин Корищенко. В итоге Центробанк ожидает в 2015 году умеренный рост банковского кредитования на уровне 10%. «Для снижения стоимости заимствований нужно снижать инфляционные ожидания и стабилизировать ситуацию на валютном рынке, а также проводить реформы, затрагивающие вопросы административного регулирования большинства отраслей», — говорит Антон Сороко. По мнению Алексея Козлова, определяющим фактором стоимости кредитов являются темпы роста потребительских цен, а побороть инфляцию за короткий промежуток времени невозможно: «Центробанк прикладывает максимальные усилия для решения данного вопроса, и первые результаты уже есть. Однако стоимость заемных средств пока остается на высоком уровне. В этих условиях возможно предоставление бизнесу кредитных ресурсов по льготной ставке либо нужно предусмотреть компенсации по кредитам для реального сектора». По словам аналитика, нагрузку по осуществлению подобных программ должно взять на себя государство. «Несмотря на все эти положительные тенденции, не следует забывать, что 2015 год в России проходит под знаком снижения экономической активности. По разным оценкам, ожидается снижение ВВП на 2–4% за год. Так что усилия Центробанка и банковской системы по расширению кредитования экономики могут столкнуться с неготовностью компаний, прежде всего малого и среднего бизнеса, брать дорогие кредиты в условиях, когда возможности для развития их бизнеса сужаются», — предупреждает Константин Корищенко.