Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Малый бизнес на экспорт

Фото: Fotolia/Photoxpress
Фото: Fotolia/Photoxpress
Девальвация рубля делает гораздо более конкурентоспособными российские предприятия, нацеленные на экспорт своей продукции. В первую очередь это дает шанс представителям малого и среднего бизнеса, производящим товары с высокой добавленной стоимостью, в том числе в области IT. Именно с развитием малых предприятий российские власти связывают рост несырьевого экспорта из страны.

Новый вектор

Одним из условий для роста экспорта должна стать поддержка малых предприятий. «Мы сможем воспользоваться рыночной конъюнктурой, если государство поможет малым и средним предприятиям», — считает генеральный директор Агентства по поддержке малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков. В настоящий момент, по его данным, доля малых предприятий в российском экспорте составляет 0,2%, тогда как в развитых странах она доходит до 40%. Заметно уступает Россия по уровню развития малого и среднего предпринимательства и своему азиатскому партнеру Китаю, говорит заместитель начальника отдела регулирования и международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства департамента развития МСП и конкуренции Мин экономразвития Наталья Минаева. По ее сведениям, в секторе малого бизнеса в Китае заняты 85% работающих, в России — лишь 25%. При этом вклад данного сектора в национальный ВВП в Китае составляет 60%, а в России — только 21%. «Всего 30 тыс. компаний из 5,5 млн субъектов бизнеса занимаются экспортом, поэтому основная задача, которую ставит российская сторона, — научиться выращивать компании, которые будут способны к экспансии на внешние рынки», — говорит Минаева.

Впрочем, по данным МЭР, в России уже есть первые успехи в направлении развития малого и среднего предпринимательства. У таких компаний появился доступ к государственному заказу. С 1 января 2014 года обязательная квота по госзакупкам у компаний МСП увеличена до 15%; кроме того, действует правило «второй руки», согласно которому заказчик может установить требования к подрядчику по привлечению к субподряду малых компаний. «С 1 июля текущего года вводится также специальное регулирование по участию субъектов малого и среднего предпринимательства на условиях субподряда в проектах крупных государственных компаний. Правительство определило квоту в 18% по этому параметру», — говорит Наталья Минаева. Более того, с 1 января 2015 года регионы получили право на введение двухлетних налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей, работающих в научной, производственной и социальной сферах. При этом свою программу поддержки малого бизнеса запустило и МЭР — в ее рамках предоставляются как прямые меры поддержки (гранты, субсидирование процентных ставок), так и непрямые, чаще всего через создание специальной инфраструктуры — бизнес-инкубаторов, технопарков, центров поддержки экспорта.

Субсидии среди представителей МСП распределяются также на региональном уровне. В частности, московские власти используют для этих целей Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, который специализируется на выдаче поручительств по кредитам и поручительств по договорам о предоставлении банковских гарантий. В текущем году планируется увеличить капитализацию фонда до 9 млрд руб., благодаря чему малым предприятиям будет предоставлено 1150 поручительств.

Основные препятствия

Несмотря на государственную помощь, в России пока не созданы условия для реальной поддержки малого бизнеса, считают эксперты. По словам президента компании «Технониколь» Сергея Колесникова, одной из основных проблем для представителей малого и среднего бизнеса, экспортирующих свою продукцию за рубеж, является своевременный возврат НДС — зачастую его приходится добиваться через суд. «Вторая проблема — недостаточное развитие инфраструктуры. К примеру, чтобы экспортировать товары в азиатские страны, в первую очередь в Китай, нужны мостовые переходы», — объясняет Колесников. Третье препятствие, мешающее росту несырьевого экспорта, по его словам, — контроль со стороны ФАС трансграничных цен для производителей-экспортеров. Если компания продает свою продукцию на внешних рынках по ценам ниже внутрироссийских, ее могут признать нарушителем и оштрафовать на 20% от суммы оборота. «При нынешнем курсе валют сделать цены равнозначными очень трудно. Поэтому товары с большой добавленной стоимостью из-под действия этого требования должны быть исключены, в том числе из-за волатильности на валютном рынке», — говорит Сергей Колесников. Особенно актуальна, по словам заместителя генерального директора компании «Аргус-Спектр» Михаила Левчука, последняя проблема для сегмента электроники. «Российская электронная продукция экспортируется в страны Европы, Австралию и Японию, и чтобы быть успешным дома, нужно уметь конкурировать везде», — говорит он. Еще одна проблема, по словам Левчука, — сертификация экспортируемой продукции. «Даже европейский, на первый взгляд гомогенный рынок защищает себя через техническое регулирование. Российским компаниям нужна помощь, чтобы понять, где именно и как они могут пройти сертификацию для выхода за рубеж», — объясняет Михаил Левчук.

Сегодня такие услуги оказывают уже несколько зонтичных организаций, в том числе фонд «Сколково». По словам старшего вице-президента по инновациям этого фонда Василия Белова, только за последнее время российские компании — партнеры «Сколково» открыли около 40 представительств за рубежом, причем речь в основном идет о малых и средних предприятиях. «Для этого мы организовали партнерства в Гонконге, США и так далее: в каждой стране у нас есть партнер, который помогает российским компаниям», — рассказывает Белов. По его словам, расширение такой практики, в том числе на базе торгпредств, могло бы принести пользу для выхода российских компаний на внешние рынки.

Необходимость реформ

Если такие изменения удастся осуществить, то доля малого и среднего бизнеса в объеме российского ВВП вырастет. «Я верю, что в России драйвером общего экономического роста может и должен стать малый и средний бизнес: он мобилен, динамичен, оперативен, а в условиях экономической нестабильности более гибкие и мобильные предприятия имеют возможность быстро приспособиться к новым правилам игры, конъюнктуре, они не настолько зависят от спроса на внешнем рынке», — говорит управляющий партнер аудиторско-консалтинговой компании «Финэкспертиза» Нина Козлова. Однако, по ее словам, без единого центра поддержки малого бизнеса, четких приоритетов и понятных правил игры и процедур госрегулирования, охватывающих как ближайшую перспективу, так и долгосрочную, достичь этого невозможно. «Для полного раскрытия потенциала малых и средних предприятий необходимо совершенствовать подходы к регулированию сферы их деятельности, совершенствовать налоговую политику», — считает она.

В числе приоритетных изменений доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян называет, во-первых, принятие закона о защите интеллектуальных прав предпринимателей, гарантирующего их прямые права на объекты интеллектуального труда — торговые марки, технологии, ноу-хау и изобретения. Второй мерой должно стать субсидирование ставок финансирования стартапов не только государством, но и крупным бизнесом, что позволит снизить долговую нагрузку малого бизнеса и предпринимателей на раннем, бесприбыльном этапе реализации проектов. В-третьих, по словам Эмиля Мартиросяна, государство должно создать систему отчетности для субъектов малого, среднего и крупного бизнеса по расходованию собираемых налогов. «Благодаря этому бизнес и предприниматели будут видеть, куда инвестирован НДС, налог на прибыль, иные налоги, какие инфраструктурные проекты для бизнеса развиваются. На мой взгляд, эти задачи должны стать приоритетными для государства», — считает эксперт.

Компетенция Еда как фактор роста
Скачать Содержание
Закрыть