Новый вектор
Одним из условий для роста экспорта должна стать поддержка малых предприятий. «Мы сможем воспользоваться рыночной конъюнктурой, если государство поможет малым и средним предприятиям», — считает генеральный директор Агентства по поддержке малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков. В настоящий момент, по его данным, доля малых предприятий в российском экспорте составляет 0,2%, тогда как в развитых странах она доходит до 40%. Заметно уступает Россия по уровню развития малого и среднего предпринимательства и своему азиатскому партнеру Китаю, говорит заместитель начальника отдела регулирования и международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства департамента развития МСП и конкуренции Мин экономразвития Наталья Минаева. По ее сведениям, в секторе малого бизнеса в Китае заняты 85% работающих, в России — лишь 25%. При этом вклад данного сектора в национальный ВВП в Китае составляет 60%, а в России — только 21%. «Всего 30 тыс. компаний из 5,5 млн субъектов бизнеса занимаются экспортом, поэтому основная задача, которую ставит российская сторона, — научиться выращивать компании, которые будут способны к экспансии на внешние рынки», — говорит Минаева.
Впрочем, по данным МЭР, в России уже есть первые успехи в направлении развития малого и среднего предпринимательства. У таких компаний появился доступ к государственному заказу. С 1 января 2014 года обязательная квота по госзакупкам у компаний МСП увеличена до 15%; кроме того, действует правило «второй руки», согласно которому заказчик может установить требования к подрядчику по привлечению к субподряду малых компаний. «С 1 июля текущего года вводится также специальное регулирование по участию субъектов малого и среднего предпринимательства на условиях субподряда в проектах крупных государственных компаний. Правительство определило квоту в 18% по этому параметру», — говорит Наталья Минаева. Более того, с 1 января 2015 года регионы получили право на введение двухлетних налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей, работающих в научной, производственной и социальной сферах. При этом свою программу поддержки малого бизнеса запустило и МЭР — в ее рамках предоставляются как прямые меры поддержки (гранты, субсидирование процентных ставок), так и непрямые, чаще всего через создание специальной инфраструктуры — бизнес-инкубаторов, технопарков, центров поддержки экспорта.
Субсидии среди представителей МСП распределяются также на региональном уровне. В частности, московские власти используют для этих целей Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, который специализируется на выдаче поручительств по кредитам и поручительств по договорам о предоставлении банковских гарантий. В текущем году планируется увеличить капитализацию фонда до 9 млрд руб., благодаря чему малым предприятиям будет предоставлено 1150 поручительств.
Основные препятствия
Несмотря на государственную помощь, в России пока не созданы условия для реальной поддержки малого бизнеса, считают эксперты. По словам президента компании «Технониколь» Сергея Колесникова, одной из основных проблем для представителей малого и среднего бизнеса, экспортирующих свою продукцию за рубеж, является своевременный возврат НДС — зачастую его приходится добиваться через суд. «Вторая проблема — недостаточное развитие инфраструктуры. К примеру, чтобы экспортировать товары в азиатские страны, в первую очередь в Китай, нужны мостовые переходы», — объясняет Колесников. Третье препятствие, мешающее росту несырьевого экспорта, по его словам, — контроль со стороны ФАС трансграничных цен для производителей-экспортеров. Если компания продает свою продукцию на внешних рынках по ценам ниже внутрироссийских, ее могут признать нарушителем и оштрафовать на 20% от суммы оборота. «При нынешнем курсе валют сделать цены равнозначными очень трудно. Поэтому товары с большой добавленной стоимостью из-под действия этого требования должны быть исключены, в том числе из-за волатильности на валютном рынке», — говорит Сергей Колесников. Особенно актуальна, по словам заместителя генерального директора компании «Аргус-Спектр» Михаила Левчука, последняя проблема для сегмента электроники. «Российская электронная продукция экспортируется в страны Европы, Австралию и Японию, и чтобы быть успешным дома, нужно уметь конкурировать везде», — говорит он. Еще одна проблема, по словам Левчука, — сертификация экспортируемой продукции. «Даже европейский, на первый взгляд гомогенный рынок защищает себя через техническое регулирование. Российским компаниям нужна помощь, чтобы понять, где именно и как они могут пройти сертификацию для выхода за рубеж», — объясняет Михаил Левчук.
Сегодня такие услуги оказывают уже несколько зонтичных организаций, в том числе фонд «Сколково». По словам старшего вице-президента по инновациям этого фонда Василия Белова, только за последнее время российские компании — партнеры «Сколково» открыли около 40 представительств за рубежом, причем речь в основном идет о малых и средних предприятиях. «Для этого мы организовали партнерства в Гонконге, США и так далее: в каждой стране у нас есть партнер, который помогает российским компаниям», — рассказывает Белов. По его словам, расширение такой практики, в том числе на базе торгпредств, могло бы принести пользу для выхода российских компаний на внешние рынки.
Необходимость реформ
Если такие изменения удастся осуществить, то доля малого и среднего бизнеса в объеме российского ВВП вырастет. «Я верю, что в России драйвером общего экономического роста может и должен стать малый и средний бизнес: он мобилен, динамичен, оперативен, а в условиях экономической нестабильности более гибкие и мобильные предприятия имеют возможность быстро приспособиться к новым правилам игры, конъюнктуре, они не настолько зависят от спроса на внешнем рынке», — говорит управляющий партнер аудиторско-консалтинговой компании «Финэкспертиза» Нина Козлова. Однако, по ее словам, без единого центра поддержки малого бизнеса, четких приоритетов и понятных правил игры и процедур госрегулирования, охватывающих как ближайшую перспективу, так и долгосрочную, достичь этого невозможно. «Для полного раскрытия потенциала малых и средних предприятий необходимо совершенствовать подходы к регулированию сферы их деятельности, совершенствовать налоговую политику», — считает она.
В числе приоритетных изменений доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян называет, во-первых, принятие закона о защите интеллектуальных прав предпринимателей, гарантирующего их прямые права на объекты интеллектуального труда — торговые марки, технологии, ноу-хау и изобретения. Второй мерой должно стать субсидирование ставок финансирования стартапов не только государством, но и крупным бизнесом, что позволит снизить долговую нагрузку малого бизнеса и предпринимателей на раннем, бесприбыльном этапе реализации проектов. В-третьих, по словам Эмиля Мартиросяна, государство должно создать систему отчетности для субъектов малого, среднего и крупного бизнеса по расходованию собираемых налогов. «Благодаря этому бизнес и предприниматели будут видеть, куда инвестирован НДС, налог на прибыль, иные налоги, какие инфраструктурные проекты для бизнеса развиваются. На мой взгляд, эти задачи должны стать приоритетными для государства», — считает эксперт.