Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Торговля по новым правилам

Фото: Reuters
Фото: Reuters
Конфликт России с западными странами из-за украинского кризиса повлиял не только на распределение финансовых потоков. Одним из последствий взаимных санкций стало все более растущее внимание российских властей к таким новым интеграционным объединениям, как Евразийский экономический союз и БРИКС, а также постепенное сокращение роли ВТО в регулировании международной торговли.

Провал в ВТО

После того как весной 2014 года против России были введены первые односторонние санкции со стороны США и Евросоюза, российские власти решили их оспорить во Всемирной торговой организации (ВТО). Как известно, Россия слишком долго добивалась членства в этой международной организации и потому готова была задействовать все ее механизмы для разрешения новых споров. О том, что Россия оспорила санкции в ВТО, в июне 2014 года на Петербургском международном юридическом форуме официально объявил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков. «Члены ВТО могут ввести эти санкции в некоторых случаях, например в случае войны или серьезного обострения международных отношений, в таком случае ограничения обосновываются интересами национальной безопасности», — объяснил Максим Медведков. Однако, по его словам, когда США, Евросоюз и Канада весной 2014 года вводили свои санкции, они не были в состоянии войны с Россией, а отношения не ухудшились таким образом, чтобы приравнивать их к военным действиям.

Российское заявление было направлено на рассмотрение Генеральной ассам блеи ВТО. Процедура подачи такого заявления строго регламентирована и весьма бюрократизирована. «В случае если Россия захочет инициировать иск, необходимо проинформировать секретариат и провести консультации в рамках ВТО со странами, которые ввели санкции. Если переговоры не увенчаются успехом, тогда будет организован специальный совет. Эксперты, участники этого совета, должны быть участниками ВТО и должны выяснить, были ли нарушены нормы ВТО в результате санкций», — объясняет посол Швейцарии по особым поручениям, в прошлом председатель и член ряда комиссий ВТО по урегулированию споров Луциус Вазеша. После заседания совета эксперты готовят доклад, который должен быть рассмотрен на основе консенсуса, после этого проигравшая сторона может подать апелляцию. В истории ВТО были случаи, когда страны пытались оспорить санкции; в частности, можно вспомнить иск Никарагуа против США, однако в итоге споры ни к чему не привели. На определенном этапе участники ВТО признали правоту Никарагуа, однако из-за бюрократических проволочек внутри организации дело так и не дошло до своего логического конца.

Ровно через год после заявления Максима Медведкова о подаче иска в ВТО на том же Петербургском международном юридическом форуме уже представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов публично заявил о том, что России ничего не удалось добиться от ВТО в оспаривании санкций. По его словам, в связи с этим санкции будут оспорены в европейских судах при помощи международных юристов. «Подобные меры являются не только противоправными и представляют покушение на национальный суверенитет, а также подтачивают авторитет ООН», — сообщил он. По его словам, об обращении в суд Евросоюза, в частности, уже заявили нефтяная компания «Роснефть», принадлежащие государству Сбербанк России, ВТБ и ВЭБ, оружейный концерн «Алмаз-Антей» и бизнесмен Аркадий Ротенберг. Это не первая наша неудача в рамках ВТО. Стоит отметить, что ранее Россия точно так же не сумела оспорить в ВТО принятый Еврокомиссией так называемый Третий энергопакет, в соответствии с которым поставщик газа европейским потребителям не может одновременно владеть газотранспортной инфраструктурой. Именно из-за этого документа был остановлен проект «Южный поток», предполагавший строительство газопровода по дну Черного моря из России в Болгарию и далее в страны Южной Европы.

Новый союз

Неудачная попытка в рамках ВТО добиться торговой справедливости подтолкнула российские власти к промоутированию альтернативных торговых организаций — в первую очередь Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сегодня это объединение включает пять республик бывшего СССР: Россию, Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизию. В конце мая новый союз как единый агент впервые подписал соглашение о свободной торговле с другой страной — Вьетнамом. Как объясняет министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев, соглашение о свободной торговле закрепляет взаимные обязательства участников упростить доступ на свои рынки и охватывает все направления торгово-экономического сотрудничества. «Помимо классического для подобных соглашений снижения ставок ввозных таможенных пошлин предусмотрены обязательства сторон по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, определены направления сотрудничества в области устойчивого развития, электронной коммерции», — говорит Слепнев. Кроме того, по его словам, новое соглашение обязывает страны заранее уведомлять друг друга об изменениях в торговом регулировании. Сразу после заключения соглашения были обнулены таможенные пошлины на поставки в страны ЕАЭС молочной продукции, мелассы и семян льна. В свою очередь, во Вьетнам беспошлинно пойдут калийные удобрения, а к 2027 году будет обнулена ставка вывозной пошлины на бензин. По словам Андрея Слепнева, создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом может увеличить торговый оборот между партнерами с текущих $4 млрд до $8–10 млрд. До создания зоны свободной торговли с Вьетнамом ЕАЭС как единый субъект международной торговли уже подписал меморандум о намерениях с Китаем. В середине мая стороны начали разработку соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Речь идет о создании полноценного союза, предполагающего совместные инвестиции в развитие инфраструктуры в рамках китайского рамочного проекта «Экономический пояс Шелкового пути»; первые детали договора предполагается согласовать до конца 2015 года. Как объясняют в Евразийской экономической комиссии, от торгового соглашения в рамках ВТО договор будет отличаться отказом от масштабного сокращения импортных пошлин и акцентом на кооперационных инвестпроектах. «Нынешний лидер Китая Си Цзиньпин является одним из идеологов проекта нового Шелкового пути, стратегическую важность которого он подчеркивал еще до назначения на высокий пост», — объясняет начальник аналитического отдела «ИК Русс-Инвест» Дмитрий Беденков. По его словам, проект имеет стратегическое значение прежде всего в политическом плане. Как объясняет Беденков, идея Шелкового пути состоит в том, что регионы, в которых планируется реализация проекта, имеют значительный потенциал для роста вложений в транспортную инфраструктуру — около $7 трлн.

Партнеры навсегда

После охлаждения отношений с западными странами именно сотрудничество с Китаем стало одним из основных векторов российской торговой политики. Отношения эти строятся в том числе в рамках неформального объединения БРИКС: саммит этой организации пройдет в июле текущего года в Уфе. «Страны БРИКС входят и в иные международные организации, принимают участие в других институтах. Но значимость БРИКС как организации для стран-участниц усиливается в условиях нестабильности в мировой экономике и высокой волатильности на финансовых рынках», — говорит Дмитрий Беденков. По его словам, не случайно в 2014 году объем торговли между Россией и Китаем вырос на 6,8%, до $95,28 млрд. При этом товарооборот России и Индии, также входящей в БРИКС, ниже на порядок: по официальным данным, в прошлом году он составил всего $9,5 млрд. С Бразилией Россия торгует примерно на $6 млрд в год, а в торговле с ЮАР оптимистичная планка на 2015 год установлена на уровне $2 млрд. «Для развития торговли страны обычно заключают договоры, в соответствии с которыми стороны предоставляют друг другу преференции по доступу на рынок, чаще всего это означает снижение или обнуление таможенных пошлин. Ничто не мешает заключать подобные соглашения и в рамках БРИКС, но такая работа на уровне организации пока не ведется», — объясняет директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. По его словам, в настоящий момент Россия ведет переговоры о создании зоны свободной торговли с Индией, однако работа над таким соглашением с Китаем даже не начиналась.

Решения Поверх офшоров
Скачать Содержание
Закрыть