Бюджет — главный заказчик
Предполагается, что задачи федеральных программ, в рамках которых российская военная авиация перевооружается и модернизируется, должны быть в целом решены за ближайшие пять лет. Источниками финансового благополучия для отрасли служат сейчас две федеральные программы: «Государственная программа вооружений на период 2011–2020 годов», объем которой оценивается в 19 трлн руб., и «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» общим объемом 991,6 млрд руб. (из которых 72% приходятся на бюджетное финансирование). Объявленная цель первой программы состоит в том, чтобы к 2020 году довести долю современных вооружений в Вооруженных силах России до 70%. Сейчас этот уровень составляет 45% в ВВС и 60% в войсках Воздушно-космической обороны (указом президента от 1 августа 2015 года эти войска вместе с войсками противовоздушной и противоракетной обороны объединены в новый вид ВС России — Воздушно-космические силы, ВКС). В рамках программы вооружений финансируются не только ВКС, но и все остальные виды Вооруженных сил России. Тем не менее нужды ВКС, согласно этому документу, удовлетворяются щедрее, чем запросы сухопутных войск и флота. По данным Центра анализа стратегий и технологий, до объединения ассигнования программы распределялись так: на ВВС — 4,7 трлн руб., на ВКО — 3,4 трлн руб. То есть на объединенные ВКС придется 8,1 трлн руб., или 41% всех затрат программы вооружений. Если, конечно, финансовые параметры самой программы не претерпят изменений.
Финансирование по программе «Развитие авиационной промышленности» также нацелено на достижение основных результатов к концу текущего десятилетия (см. график). Причем рост ассигнований предусмотрен на текущий и 2016 годы, а дальше они должны постепенно снижаться.
Санкции делают свое дело
С появлением масштабного и стабильного гособоронзаказа российские производители военных воздушных судов кардинально переориентировались с зарубежных рынков на внутренний. В 1990-е годы наблюдалась прямо противоположная ситуация: ВВС России новую технику практически не приобретали, единственным платежеспособным заказчиком был иностранный, а выживание отечественных предприятий зависело от их способности найти экспортные заказы. Это, в частности, повлияло на манеру проектирования техники: популярна стала интеграция в отечественный летательный аппарат импортных комплектующих и систем согласно задачам и пожеланиям иностранных заказчиков. В русле этой тенденции в 1996 году с Индией был заключен весьма необычный контракт на разработку специально для этой страны истребителя Су-30МКИ с характеристиками лучшими, чем у серийных истребителей Су-30, состоявших на вооружении России.
Теперь, когда главным заказчиком стали российские ВВС, предъявляющие требование, чтобы воздушные суда для них полностью состояли из отечественных комплектующих, происходит обратный процесс восстановления кооперации с российскими поставщиками. Что само по себе превращается в проблему, поскольку большая часть этих поставщиков за прошедшие годы прекратила выпуск авиационных комплектующих или вовсе перестала существовать.
Кроме того, в условиях экономических трудностей, продиктованных падением цен на энергоносители и обострением отношений с Западом, российский госбюджет оказывается не в состоянии выполнить все взятые на себя обязательства по финансированию авиастроительных программ. В апреле 2015 года президент России Владимир Путин допустил, что «план перевооружения ВС России, возможно, будет несколько сдвинут по срокам, но, безусловно, будет выполнен».
Покупатели превращаются в конкурентов
Поскольку выпуск военной авиационной техники базируется исключительно на отечественных комплектующих и технологиях, западные санкции, наложенные на Россию в прошлом году, теоретически не должны затрагивать производственную деятельность отрасли. Однако они самым непосредственным образом затрудняют исполнение экспортных контрактов.
Традиционно расчеты по международным авиационным контрактам совершаются в долларах. Это означает, что даже в сделках с третьими странами неизбежно использование американских банков-корреспондентов.
По итогам 2014 года «Рособоронэкспорт», через который российские авиастроители продают за рубеж свою продукцию, объявил, что на счетах его западных партнеров «зависли» $2 млрд. При том что сумма исполненных в том году контрактов по экспорту вооружений из России составляла примерно $13,2 млрд. Трудности с расчетами не единственное, что омрачает перспективы российского авиационного экспорта, очень успешного в 90-е годы прошлого века. Примечательно, что программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», предусматривая рост всех основных показателей отрасли, в том числе выпуска самолетов и вертолетов в абсолютных цифрах, тем не менее предполагает, что относительная доля российской военной авиатехники на мировом рынке упадет с 12,5% в 2011 году до 11,9% в 2025-м. Снижение доли на рынке военных воздушных судов обусловлено снижением закупок военной техники в рамках гособоронзаказа после масштабного перевооружения российской армии в 2020 году и аналогичным снижением закупок на внешних рынках, а также вероятным выходом на мировой рынок новых игроков. Прежде всего Индии и Китая, которые в 1990-е и 2000-е были основными покупателями российских самолетов и вертолетов, но сейчас многого добились в развертывании собственного производства.