Относительно невысокая скорость остается одним из главных недостатков нынешнего поколения винтокрылых машин. Работы по скоростному вертолету нацелены на то, чтобы этот недостаток изжить. Крейсерская скорость современных вертолетов колеблется в пределах 250–270 км/ч. Конструкторы надеются увеличить ее примерно вдвое, до 500 км/ч. Для этого необходимо преодолеть ряд серьезных препятствий, обусловленных аэродинамическими особенностями винтокрылых машин. В этом направлении дальше всего продвинулись две фирмы. Американская компания Sikorsky в 2008 году создала экспериментальный аппарат X2 и достигла на нем скорости 460 км/ч. Затем на базе X2 был спроектирован экспериментальный вертолет Sikorsky S-97 Raider, первый испытательный полет которого состоялся в этом году.
Sikorsky S-97 Raider: американские военные скоро пойдут с ним в разведку ФОТО: пресс-служба
Конкурирующая европейская компания Airbus Helicopters в 2013 году (тогда компания называлась Eurocopter Group) провела испытания своего собственного экспериментального аппарата X3, добившись еще лучшего результата — 472 км/ч.
«Вертолеты России» в 2012 году запустили проект «Перспективный скоростной вертолет» (ПСВ), за рубежом представленный под торговой маркой RACHEL (Russian Advanced Commercial Helicopter). Предполагалось, что ПСВ сможет заменить самый массовый из используемых сейчас в России типов вертолета — Ми-8/17 — для решения всего спектра как военных, так и гражданских задач. Работу над проектом независимо друг от друга поначалу вели оба ведущих конструкторских бюро, входящих в холдинг: «Миль» и «Камов». Однако затем было решено сконцентрироваться на варианте «Миля».
В феврале 2014 года научно-технический совет холдинга «Вертолеты России» пришел к выводу, что при существующем уровне научно-технического задела в этой области невозможно достичь результатов, установленных техническим заданием, в планируемые сроки. Проект решено было свернуть, а имеющиеся научные наработки использовать для создания вертолетов с гораздо меньшими скоростями — до 350 км/ч, в более отдаленной перспективе — до 400 км/ч. На этом тема «Разработка и создание перспективного скоростного вертолета» была закрыта, хотя ранее предполагалось расширение работ. Федеральным бюджетом на 2014 год и на плановый период 2015–2016 годов предусматривалось увеличение их финансирования с 1,5163 млрд руб. в 2014-м до 2,692 млрд руб. в 2015 году.
Как считает главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, отказ от проекта ПСВ продиктован в первую очередь не техническими либо финансовыми трудностями разработки, а пониманием того факта, что ожидаемые в результате технико-экономические характеристики не будут привлекательны для коммерческих заказчиков. «Прирост скорости должен быть оплачен таким увеличением расхода топлива и прочих эксплуатационных издержек, которое при нынешней рыночной конъюнктуре не оправдывает в глазах гражданских потребителей подобного повышения скоростных качеств, — объясняет Пантелеев. — В принципе машина может быть интересна военным, которые менее чувствительны к издержкам, но найти коммерческих заказчиков в нужном количестве ей будет проблематично».
ПСВ (он же RACHEL) пока не нужен России ФОТО: пресс-служба
Эти соображения, видимо, полностью разделяют американские конкуренты из компании Sikorsky, которые представляют свой будущий вертолет S-97 Raider как машину для армии, береговой охраны, чрезвычайных ситуаций, но не для коммерческих перевозок.
Начатую в ходе реализации проекта ПСВ работу «Вертолеты России» продолжают в рамках технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», которая сориентирована на улучшение летно-технических характеристик (включая скорость) существующих вертолетов. На эти цели федеральный бюджет выделил в 2015 году 630 млн руб. Глава холдинга «Вертолеты России» Андрей Шибитов заявил, что до конца текущего года в рамках этой программы будет создана летающая лаборатория на базе военного вертолета Ми-35, которая в 2016 году может приступить к экспериментальным полетам.