90 миллиардов на кону
Беспилотная авиация считается ровесником пилотируемой — ее история начинается в 1910-х годах, однако широкое распространение такие аппараты получили лишь в 1960-е годы и, разумеется, в военном контексте. «Беспилотными» лидерами вплоть до 1990-х годов были две страны — США и СССР, однако после распада Советского Союза наша страна из гонки выпала. В XXI веке вектор развития беспилотных технологий несколько изменился: помимо военного применения они стали разрабатываться и использоваться для гражданских нужд. На сегодняшний день доля гражданских разработок составляет лишь 14%, а 86% — это беспилотники военного назначения, по данным авторитетного международного консалтингового агентства Teal Group. «В настоящее время беспилотники — это не только вооружение, средство разведки или игрушка. Они находят все большее применение в специализированных областях: картография и видеосъемка местности, наблюдение за очагами лесных пожаров, измерение состояния лесного фонда, мониторинг дорожной обстановки, оценка состояния систем трубопроводов и линий электропередачи», — рассказывает Игорь Насенков, первый заместитель генерального директора АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). По-реактивному быстрое и широчайшее распространение беспилотных систем в самых разных сферах зеркальным отражением легло на карту мира — в разработке дронов принимают участие индустриальные и развивающиеся страны пяти континентов. Согласно данным Международной ассоциации беспилотных систем (AUVSI), ее участниками являются 7500 организаций из 60 стран мира. Только в США всего за три года, с 2010 по 2013-й благодаря беспилотникам было создано 70 тыс. новых рабочих мест. Эксперты едины во мнении, что ближайшие перспективы рынка беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) будут астрономически привлекательными.
«За последнее десятилетие рынок беспилотников стал самым динамично растущим в мире, — убежден Филип Финнеган, директор Teal Group по корпоративной аналитике. — Мы прогнозируем, что темпы роста рынка увеличатся почти вдвое: с $6,4 млрд ежегодного прироста в настоящее время до $11,5 млрд к 2025 году». Teal Group резюмирует, что к 2025 году рынок БПЛА в денежном выражении достигнет $91 млрд. Основными игроками на нем выступят США, Европа, Южная Америка и Израиль, а в перспективе — Индия, Республика Корея и Китай.
Дроны гнездятся на Западе
Колоссальные возможности молодого беспилотного рынка привлекают не только традиционных авиастроителей, но и неофитов. Например, компания Facebook в 2015 году сообщила об успешном испытании дрона, который заряжается от солнечной энергии и обеспечивает доступ к интернету через лазерный луч. Этот проект был создан совместно с Nokia, Qualcomm и Samsung, заинтересованными в том, чтобы доступ к Сети стал более широким. Размах крыла интернет-дрона от Facebook будет больше, чем у самолета Boeing 737; через три-пять лет эти беспилотники будут летать на высоте до 2,7 км и выполнять главную задачу — обеспечивать доступ в интернет для 10% населения Земли, обитающего в отдаленных регионах. От передовиков Кремниевой долины не отстают и традиционные игроки авиационной отрасли. Так, итальянский вертолетостроитель AgustaWestland тестирует революционную разработку — Project Zero (на фото). Это первый в мире беспилотный конвертоплан с электрическими двигателями. Его создали для отработки сразу нескольких технологий: электрической силовой установки, несущих винтов в кольцевых обтекателях и поворотного механизма для быстрого полета. Электродвигателям в отличие от традиционных двигателей, работающих на топливе и требующих для его сжигания кислород, последний не нужен. Соответственно, на больших высотах, где кислорода мало, Project Zero обходится без компрессоров, которые помогают поршневым, турбовинтовым и реактивным моторам компенсировать нехватку кислорода. Это позволяет снизить вес машины и увеличить ее эффективность на больших высотах. И хотя в серию Project Zero, вероятно, не пойдет, он призван отточить до совершенства те технологии, которые позднее, возможно, будут применены в вертолетах будущего.
Уже существующие области применения БПЛА способны удивить обывателя не меньше футуристических разработок. Например, английский лоукост-перевозчик EasyJet в рамках Всемирной выставки Expo Milano 2015 представил инновационную разработку — программируемый квадрокоптер Riser, который должен к 2020 году радикально решить проблему задержек вылета «по техническим причинам» и существенно сократить оборотное время в аэропорту. С помощью дрона, стоимость которого несопоставима с убытками от задержки рейса, время осмотра самолета сократится до одного-двух часов.
Немецкая почтовая служба DHL, один из лидеров мирового логистического рынка, в 2014 году осуществила первую коммерческую поставку груза клиенту посредством дрона, доставив лекарства на остров Юйст в Северном море. Пилотный проект, в рамках которого «посылкокоптер» (Parcelcopter) вылетал по заранее запрограммированному маршруту протяженностью 12 км, длился один месяц. Теперь DHL намерена продемонстрировать, что технология достаточно отработана, и рассчитывает на разрешение европейских регулирующих органов использовать беспилотники в отдаленных малонаселенных районах с недостаточно развитой инфраструктурой.
Опять пролетаем?
В международных прогнозах, затрагивающих географию стран — разработчиков дронов, Россия, к сожалению, не фигурирует. Руководитель департамента Военно-воздушных сил «Рособоронэкспорта» Сергей Корнев в 2012 году сообщал, что доля российского производства БПЛА к 2022 году составит 5%. Однако речь идет о мировом рынке вооружений, для которого создаются 750-килограммовые и двухтонные БПЛА, находящиеся на различных этапах проектирования и разработки. Согласно планам госкорпорации «Ростех», в 2015–2016 годах в России будет создан пятитонный БПЛА, а в 2018 году, как ожидается, появится новый тяжелый ударный беспилотник массой 20 т. «На сегодняшний день по линии государственного оборонного заказа задан в разработку и находится в различных степенях готовности практически полный комплект БПЛА, — делится Игорь Насенков из КРЭТ. — Часть беспилотных аппаратов проходит наземные и летные испытания, отдельные экземпляры запущены в серийное производство».
Но если в военном секторе российские разработчики еще имеют какие-то традиции и заделы на будущее, то гражданские дроны с маркировкой «Сделано в России» — вопрос куда более отдаленного будущего. Источник, знакомый с ситуацией, объясняет, что большинство работ по беспилотникам ведется по линии и заказу Министерства обороны. Существует ли государственная поддержка гражданских образцов беспилотников и каковы перспективы БПЛА в публичном пространстве, узнать не удалось: разработчики — компании Zala Aero Group и «Транзас», а также Ассоциация беспилотных систем России от комментариев отказались.