Единый номер 112 для вызова экстренных оперативных служб был принят на всей территории России еще в 2004 году. Ожидалось, что это поможет быстрее реагировать на разного рода аварийные ситуации. Число пострадавших в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф ежегодно растет в России в среднем на 8%. Причем в значительной степени это связано с недостаточной эффективностью деятельности министерств и ведомств на начальной стадии развития событий.
По расчетам Минкомсвязи РФ, в результате развертывания «Системы 112» оперативность совместных действий экстренных служб должна возрасти, а время эффективного реагирования снизиться с одного часа до 30–40 минут. Это позволит уменьшить человеческие потери в чрезвычайных ситуациях на 10–15%, что может сохранить жизни 7–8 тыс. человек в год. Кроме того, система поможет не менее чем на 10% сократить материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций. По расчетам, затраченные на создание и развитие «Системы 112» средства должны окупиться менее чем через пять лет.
Однако на пути развертывания «Системы 112» на территории РФ сразу же встал вопрос разделения полномочий между ведомствами, отвечающими за построение системы. Только в декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ, где были четко определены зоны ответственности различных ведомств: МЧС должно координировать действия по созданию системы вызова экстренных оперативных служб, а Минкомсвязи — отвечать за организацию взаимодействия с сетью связи общего пользования. В марте 2013 года была принята федеральная целевая программа создания «Системы 112» на всей территории России к 2017 году. В 2013 году предусматривалось внедрение «Системы 112» в трех регионах, в 2014-м — в шести, в 2015-м — в двух, в 2016-м — в пяти и в 2017-м — в 67 регионах страны.
Однако эти планы осуществить не удалось. Первоначальные объемы финансирования программы из федерального бюджета были изменены. Так, в августе 2015 года правительство сократило ее финансирование на 62%, с 40,4 млрд до 15,3 млрд руб. Одновременно количество субъектов Федерации, в которых «Система 112» должна быть реализована в 2017 году, увеличилось с 67 до 74. Соответственно, запланированные мероприятия не выполнялись своевременно.
Одной из проблем при внедрении «Системы 112» стала ограниченная возможность использования типовых проектов ее создания. Регионы России экономически и географически отличаются друг от друга, поэтому при разработке сегментов «Системы 112» на местах зачастую требуются принципиально разные подходы. Еще одной проблемой стал низкий уровень технического оснащения единых дежурно-диспетчерских служб и слабая подготовка их кадрового состава.
Совокупность этих факторов привела к тому, что в 2015 году в России в режиме постоянной эксплуатации функционировали только две пилотные зоны — Курская область и Республика Татарстан.
Быстрее минуты
На территории Московской области система вызова экстренных служб по единому номеру 112 заработала в тестовом режиме четыре месяца назад. Включение Московской области в число пилотных территорий по внедрению «Системы 112» обусловлено ее особенностями. Московская область — это регион с населением более 7 млн человек. Он занимает большую территорию. Кроме того, в летние месяцы численность жителей возрастает вдвое за счет притока дачников из Москвы. Построение «Системы 112» в таких масштабах на территории РФ проводилось впервые. По оценкам экспертов, объем инвестиций в «Систему 112» составил около 1 млрд руб.
Всего в «Систему 112» Московской области входит 71 единая диспетчерская служба муниципальных образований, почти 400 дежурно-диспетчерских подразделений экстренных оперативных служб (пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь, аварийная служба газовой сети и служба «Антитеррор»). Звонки обслуживают около 3,5 тыс. операторов, диспетчеров, психологов, специалистов информационных систем и других категорий сотрудников.
Но службами, знакомыми по коротким номерам 01–04, функционал «Системы 112» не ограничивается. Периодически на номер 112 звонят люди, которым требуется профессиональная психологическая поддержка, — например, те, кто находится на грани самоубийства или переживает тяжелую семейную ссору. Им помогают психологи, работающие в «Системе 112» круглосуточно. Такая помощь оказывалась с начала июня более 500 раз.
С недавнего времени к «Системе 112» подключен и комитет лесного хозяйства Московской области. Подмосковье — это регион, более 40% площади которого занимают леса. В них нередко теряются люди, чаще всего грибники. Теперь заблудившимся в лесу при наличии заряженного мобильного телефона будет значительно легче получить помощь. Достаточно позвонить на номер 112, и операторы смогут определить местонахождение человека с помощью служб геолокации и направить на выручку поисковый отряд из ближайшего лесничества или спасательного подразделения.
«Лишние» звонки
Начало реализации подобных проектов всегда сопровождается большим количеством тестовых и необоснованных звонков — жители «знакомятся» с новым сервисом. Около трети звонков на 112 за минувшие четыре месяца не потребовали подключения служб экстренного реагирования.
Здесь, кстати, проявляется еще одно преимущество «Системы 112». Если раньше все случайные и хулиганские вызовы поступали напрямую в полицию, скорую помощь или к пожарным, отвлекая их от работы, то теперь оператор службы выступает в роли фильтра и не пропускает «лишние» звонки оперативным службам.
Отдельная проблема — звонки на номер 112 с откровенно хулиганскими намерениями. Таких за четыре месяца было 8%. «К борьбе с ложными вызовами на единый номер 112 подключены правоохранительные органы. Так, на действия наиболее злостных телефонных хулиганов специалистами «Системы 112» оформляются официальные заявления в полицию, что служит поводом для возбуждения административных, а в отдельных случаях и уголовных дел», — сообщил заместитель председателя правительства Московской области Дмитрий Пестов.
В настоящее время административный штраф за телефонное хулиганство составляет 1–1,5 тыс. руб. Если же нарушитель сообщил заведомо ложную информацию о поджоге, взрыве и т.д., его ждет штраф до 200 тыс. руб. или лишение свободы до трех лет.
Знакомые цифры
При разработке проекта в Московской области использовался опыт создания «Системы 112» в таких странах, как Испания, Швеция, Финляндия, Словения и Чехия. Российские специалисты посещали центры обработки вызовов этих стран и внедряли накопленный опыт в России.
Сейчас система работает в тестовом режиме. Важно отметить, что это первый в нашей стране пример внедрения подобной службы в таких масштабах. Внедряемая с нуля, система на начальных этапах сталкивается с техническими сложностями, требует доводки. Кроме того, отрабатываются вопросы взаимодействия диспетчерского центра с экстренными оперативными службами. Еще одной задачей тестового этапа стала отработка операторами навыков быстрой и качественной работы с заявителями. За четыре месяца эксплуатации системы операторы обработали почти 3 млн звонков.
Проект «Системы 112» Московской области показал свою эффективность и техническую состоятельность. Но впереди еще много работы. «В ближайшие месяцы «Система 112» будет введена в промышленную эксплуатацию. Далее предстоит работа по расширению ее функционала и удобства для пользователей. Так, планируется организовать прием обращений на номер 112 посредством СМС и интернет-сайта — эти функции особенно актуальны для людей с нарушениями речевого аппарата, которые не в состоянии позвонить. Кроме того, в планах интеграция «Системы 112» со службами ЖКХ. По номеру 112 в обозримом будущем можно будет звонить и в случае перебоев с теплоснабжением или подачей воды», — сообщил Дмитрий Пестов.
От 999 к 112
Впервые единый номер экстренных служб был введен в 1937 году в Лондоне. 10 ноября 1935 года при пожаре в доме по Вимпоул-стрит погибли пять женщин. Их сосед пытался вызвать пожарных, но слишком долго ждал очереди на соединение. В возмущении он написал письмо в «Таймс»; далее последовал запрос в правительство. Для экстренных вызовов был выбран номер 999. В 1968 году в США, а затем в Канаде заработала телефонная служба спасения 911.
Инициатива по введению общего для Европы номера 112 принадлежит Швеции и закреплена решением Европарламента в 1998 году. Во многих странах ЕС номер 112 существует наряду с национальными номерами экстренной помощи. Например, во Франции действуют номера 15 (скорая помощь), 17 (полиция) и 18 (пожарная служба). Однако в Швеции, Дании и Исландии 112 действует как единый номер.