— Что для вас значит российский рынок?
— Российский рынок — один из наиболее приоритетных для нас, по объему бизнеса это наш второй рынок в Европе и четвертый в мире. Россия — одна из крупнейших для нас стран мира по объему инвестиций.
Компания Schneider Electric — технологический лидер в сфере управления энергией и промышленной автоматизации. Нашими решениями пользуются клиенты в промышленности, энергетике и инфраструктуре, гражданском и жилищном строительстве, а также строительстве и эксплуатации центров обработки данных. В международном масштабе наша компания обладает одним из наиболее мощных производственных потенциалов и выпускает широкий спектр различной технологической продукции, включая электроустановочные изделия, оборудование низкого и среднего напряжения, промышленные контроллеры, частотные приводы, системы бесперебойного питания и многое другое. Однако в последнее время мы активно внедряем и продвигаем на рынок цифровые технологии и комплексные решения и решаем сложные задачи совсем иного уровня. Мы много инвестируем в НИОКР, соединяя посредством «Интернета вещей» продукты и системы с программным обеспечением, делая энергетику более цифровой и эффективной.
— Сколько вы уже инвестировали в российские проекты?
— За последние пять лет Schneider Electric вложила в российскую экономику более $1 млрд. Эти средства были инвестированы в рамках долгосрочной стратегии развития бизнеса в России, в центре которого — локальное производство. Средства были направлены в первую очередь на приобретение либо строительство производственных мощностей для выпуска продукции мирового качества и переноса наилучших технологий на территорию нашей страны.
Самое крупное приобретение было завершено в 2013 году, когда мы стали владельцами 100% акций ГК «Электрощит — ТМ Самара» (20,4 млрд руб.). Мы уже активно инвестируем в модернизацию этого завода, в том числе в создание новых мощностей, а также в экологические и социальные проекты. Пример создания производства с нуля — завод «Электромоноблок» в Ленинградской области. Производство работает по самым современным технологиям и направлено на создание распределительных устройств среднего напряжения. Это оборудование предназначено в первую очередь для электросетевого хозяйства.
— Как международные санкции повлияли на работу компании в России?
— Schneider Electric занимается бизнесом, а не политикой. Конечно, мы должны учитывать внешнюю среду, в которой работаем. Но на настоящий момент санкции не оказывают влияния на нашу работу в России. Мы продолжаем работать со всеми российскими партнерами и не собираемся из-за санкций замораживать бизнес и сворачивать инвестиции в России. Кроме того, будучи частью сообщества французских компаний, традиционно активно работающих в России, мы активно трудимся над улучшением как имиджа России за рубежом, так и европейского бизнеса в России.
— Как вы оцениваете отношение бизнеса с государственными органами России?
— Schneider Electric активно сотрудничает с государственными структурами, например с Министерством энергетики, по разным направлениям, среди которых технологические вопросы и вопросы энергоэффективности. Форум ENES, который каждый год Минэнерго проводит в Москве, стал традиционной площадкой для совместной работы власти и бизнеса.
Наша компания также входит в Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ). Совет позволяет крупным инвесторам общаться с первыми лицами государства, обмениваться мнениями и принимать более взвешенные решения по развитию бизнеса в России.
— Есть ли планы по созданию новых производственных мощностей на территории России?
— Schneider Electric уже располагает шестью заводами на территории России, тремя логистическими и несколькими инженерными центрами. Поэтому основной фокус стратегии компании направлен на дальнейшее их развитие. Например, самарский «Электрощит» — самая крупная в мире производственная площадка компании. Потенциал промышленного и научно-технологического развития здесь очень высокий.
В то же время Schneider Electric не отказывается от дополнительных приобретений, если это соответствует планам компании по укреплению позиций на рынке России и стран СНГ. Компания на постоянной основе проводит анализ рынка и переговоры с потенциальными крупными заказчиками и партнерами с целью определения перспективных направлений для новой локализации. Schneider Electric собирается производить новую продукцию в России, которая будет востребована рынком. Например, оборудование низкого и среднего напряжения, в том числе распределительные шкафы, устройства релейной защиты, а также системы промышленной автоматизации и др.
— Как вы оцениваете потребности российского рынка электроэнергетики в оборудовании?
— Потребности российского рынка в электрооборудовании — огромные. Российское электросетевое хозяйство — одно из крупнейших в мире, и оно нуждается в серьезной модернизации. В последнее время наблюдается определенное торможение инвестпрограмм в отрасли из-за недостатка финансирования, однако Schneider Electric считает этот рынок для компании по-прежнему крайне перспективным. При этом рынку нужны не отдельные компоненты или оборудование, а более серьезные комплексные решения, включающие программное обеспечение, инжиниринг. Например, мы работаем совместно с сетевыми компаниями над созданием российской концепции активно-адаптивных («умных») сетей. За счет таких сетей повышается надежность энергосистемы, достигается экономия и обеспечивается безопасность обслуживающего сети персонала.
— Каковы, на ваш взгляд, возможности импортозамещения в поставках оборудования?
— Мы рассматриваем импортозамещение как позитивный процесс для российской экономики. По тому же пути идут Китай или Индия, например. Однако для того чтобы заместить существенную долю импортного оборудования, добиться надлежащего качества и создать условия для формирования конкурентной цены, потребуется как минимум десять лет и серьезные инвестиции. Поэтому стимулирование локализации международных поставщиков и трансферт технологий должны стать важной частью процесса импортозамещения. При этом импортозамещение подразумевает не только открытие новых производств. Это и научные исследования, наличие сервиса, отработанная система логистики, подготовка кадров. Schneider Electric оказалась подготовленной к этой ситуации за счет стратегии локализации производства, которую мы как раз и реализуем на практике много лет.
— Кроме производства, какие еще направления бизнеса в России вы считаете перспективными?
— Иметь только заводы недостаточно для полноценного функционирования на рынке. Мы планируем развивать НИОКР. Наша компания недавно открыла инжиниринговый центр в Самаре, который будет заниматься российскими разработками с учетом особенностей рынка. Сейчас заканчиваем строительство крупного инженерного центра в технополисе «Москва». Это будет уникальный для России центр, объединяющий инженерную, учебную и сервисную составляющие нашего бизнеса. Также мы планируем открыть центр по разработке программного обеспечения в «Сколково». Деятельность центра будет направлена на создание усовершенствованных систем управления распределительными сетями, а также разработку систем автоматизации электрических подстанций, трубопроводного транспорта и центров обработки данных.
— Как вы оцениваете перспективы рынка зеленой генерации в России?
— Schneider Electric давно и активно инвестирует в развитие технологий альтернативной энергетики. Особенно большой потенциал компания видит в развитии солнечной энергетики. Мы являемся комплексным поставщиком оборудования и технологий для объектов солнечной генерации и строим солнечные станции под ключ. В России уже несколько крупных проектов реализовано с использованием нашего оборудования и компетенций наших российских инженеров, включая первую в стране Кош-Агачскую солнечную электростанцию. Мы верим в перспективы российской солнечной энергетики, поэтому два года назад было создано подразделение, развивающее этот бизнес в России и странах СНГ, а также было организовано российское производство оборудования для солнечных электростанций.