Дорого строить — дешевле жить
Энергоэффективное строительство начало развиваться в 1970-х годах под влиянием нефтяного кризиса. Цены на энергоресурсы тогда выросли вчетверо, и европейская послевоенная застройка оказалась разорительна в эксплуатации. К девяностым годам прошлого века подход к энергоэффективности в строительстве окончательно сложился. Подсчитано, что за весь цикл жизни здания на стоимость строительства приходится лишь 20% общих затрат, а на последующую эксплуатацию — 80%. Вложение дополнительных средств в энергоэффективные технологии на этапе строительства позволяет серьезно экономить за счет сниженных эксплуатационных затрат.
«Капитальные затраты на строительство энергоэффективного здания на 10–20% выше по сравнению с обычным. Однако за счет экономии в процессе эксплуатации период окупаемости энергоэффективного здания составит 10–20 лет в зависимости от стоимости энергии, строительных материалов и ставки кредитования», — считает руководитель технической группы ассоциации производителей современной минеральной изоляции «Росизол» Станислав Щеглов.
Начиная с девяностых годов энергоэффективное строительство в Европе и США стало активно поддерживаться государством. Появились разнообразные субсидии, льготные кредиты и налоговые вычеты для потребителей, применяющих энергоэффективные технологии. Начали проводиться программы по энергосбережению, выдаваться гранты на исследования. К примеру, в США была реализована программа «1 млн солнечных крыш», в Германии — аналогичный проект «100 тыс. крыш». Сегодня использование солнечной энергетики становится массовым — ветряк или солнечную батарею можно купить в любом европейском гипермаркете. В России энергоэффективные технологии стали развиваться лишь в последние пять—семь лет.
Фактор газа
Основные энергетические затраты здания — горячее водоснабжение, отопление и кондиционирование. Поэтому самой распространенной энергоэффективной технологией является повышенная теплоизоляция зданий. С помощью утепления достигается огромный резерв экономии энергоресурсов. Для России это актуально вдвойне из-за холодного климата. Российские здания в целом нельзя назвать очень экономичными, но в последнее время в этой сфере наметились позитивные изменения.
Например, в начале 2015 года ГК «Мортон» в партнерстве с «Роснано» построили в Подмосковье современный домостроительный комбинат «Град», который выпускает дома с улучшенными показателями энергоэффективности. «Удельный расход тепловой энергии на отопление домов, производимых ДСК «Град», составляет 73,9 кВт∙ч на квадратный метр в год, что вдвое ниже среднероссийских нормативов. В Германии значение этого показателя находится в пределах от 40 до 96 кВт∙ч на квадратный метр в год», — рассказал заместитель генерального директора компании «Мортон-Инвест» Игорь Сибренков.
Улучшение энергоэффективности достигается за счет нескольких технологий. Так, применение базальтопластиковых гибких связей и дюбелей обеспечивает рост теплоэффективности стен до 25%. При производстве окон используется стекло со специальным покрытием, которое пропускает большую часть видимого спектра и отражает свет в инфракрасной области спектра, — потери тепла жилого помещения уменьшаются до 70% по сравнению с обычным остеклением.
Один из символов энергоэффективности — солнечные батареи. За последние несколько лет цены на них снизились более чем в десять раз. Однако в России, стране дешевого газа, они используются редко. «Солнечные батареи пока обходятся дорого, а коэффициент полезного действия у них недостаточный. Так, для обеспечения обычного односемейного дома 15 кВт электроэнергии только за счет солнечных батарей нужно заполнить ими участок примерно с вратарскую площадку футбольного поля. Срок их окупаемости в российских условиях составляет не менее семи лет», — рассказывает председатель правления Совета по экологическому строительству в России, генеральный директор компании «Просперити проджект менеджмент» Алексей Поляков. К недостаткам солнечных батарей относится также то, что они не вырабатывают энергию ночью, а в пасмурную погоду работают на 5% от своей мощности. Аккумуляторы, позволяющие накапливать энергию, слишком дороги.
Препятствием для развития солнечной энергетики в российских условиях также выступает тот факт, что потребители не могут сдавать излишки энергии в сеть, считает председатель правления ассоциации «GreenСтрой» Дмитрий Березуцкий. «Во многих странах лишнюю энергию, полученную из альтернативных источников, можно сдавать в сеть по специальному «зеленому» тарифу. Это выгодно домохозяйствам и служит стимулом для установки солнечных батарей. Сегодня города являются самыми крупными потребителями энергии, через 50 лет они будут ее поставщиками», — добавляет эксперт.
«В Японии выгоднее сдавать «зеленую» энергию в сеть по высокому тарифу и покупать более дешевую энергию, полученную на угле и газе. Если отдавать энергию в часы пиковой нагрузки, выгода будет еще больше», — объясняет мотивацию потребителей Алексей Поляков.
Из различных видов инженерного оборудования наибольшую эффективность в России показали рекуператоры тепла. Эти устройства подогревают подаваемый в здание воздушный поток за счет тепловой энергии, отбираемой от выводимого (отработанного) воздуха. Причем этот процесс происходит без перемешивания воздушных потоков. Такое решение позволяет существенно повысить энергетическую независимость строений без дополнительных затрат. За счет использования рекуператоров затраты на отопление снижаются вдвое.
На втором месте по эффективности стоят тепловые насосы, которые используют разницу температур в глубине и на поверхности земли. Тепловой насос — это «холодильник наоборот»: он вырабатывает не холод, а тепло — на выходе мы получаем горячую воду. Зимой тепловые насосы используются для отопления, а летом — для охлаждения воздуха. «Тепловой насос — это альтернатива отоплению электричеством: насос превращает один киловатт электрической энергии в три-четыре киловатта тепловой. Установка теплового насоса для коттеджа обойдется примерно в $10 тыс. Период окупаемости составит пять лет. Однако у этих систем есть существенные недостатки: недолговечность и необходимость прокладки подземных трубок», — рассказывает Поляков.
Хороший эффект дают системы автоматизации зданий в части управления ресурсами — они окупаются в срок от трех месяцев до года, считает Дмитрий Березуцкий. Один из примеров — датчики движения: если в помещении нет людей, свет автоматически выключается, а система отопления переключается на более экономичный режим.
Отстаем на 20 лет
В целом энергоэффективное строительство развивается в России очень медленно. «В России имеется огромный потенциал для экономии энергоресурсов. Однако существуют определенные барьеры для его реализации. Основным препятствием является отставание российских нормативных требований к зданиям от европейских», — считает руководитель отдела по связям с общественностью ассоциации «Росизол» Евгения Свиридова. По данным «Росизола», в 2014 году в части норм эффективности отопления жилых многоквартирных домов Россия отставала от передовых европейских стран — Дании, Финляндии, Германии — не менее чем на 20 лет.
Во многих европейских странах после 2010 года в соответствии с требованиями «Директивы об энергетических характеристиках зданий» Евросоюза начался ускоренный переход к строительству зданий с низким потреблением энергии. «Сегодня в европейских странах удельный расход энергии для многоквартирных домов приближается к 50 кВт·ч на квадратный метр в год. У нас в стране этот показатель в среднем составляет 130–150 кВт·ч. Кроме того, в России отсутствует система контроля параметров энергопотребления как в новых, так и в эксплуатируемых зданиях», — поясняет Евгения Свиридова. Еще один барьер на пути развития энергоэффективных технологий в России — низкая стоимость энергоносителей по сравнению с европейскими странами. Важно и то, что в России не производятся многие энергосберегающие материалы и инженерное оборудование. При поставке их из-за рубежа стоимость существенно возрастает. Технологии, которые в Европе окупаются за пять лет, у нас будут окупаться семь—десять лет. Удлинению срока окупаемости способствует и высокая стоимость кредитных ресурсов.