Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

«Экстремальная шестерка» против «большой четверки»

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Аудитория экстремальных видов спорта давно вышла за пределы узкого круга «адреналиновых наркоманов». Отрасль легализовалась на международном уровне и может стать одним из прорывных направлений развития спортивного рынка. Зарплаты спортсменов, призовые фонды и расходы на организацию мероприятий несопоставимы с издержками лидеров классического спорта, при этом интерес к экстрим-спорту со стороны болельщиков, а значит, и спонсоров все выше

«Каждый сам за себя»

На любом глобальном рынке со временем появляются безоговорочные лидеры. Среди аудиторских компаний это PwC, E&Y, KPMG и Delloitte, в авиастроении — Boeing и Airbus.

В спорте есть своя «большая четверка»: Большая лига бейсбола, Национальная хоккейная лига, Национальная баскетбольная ассоциация и безоговорочный лидер с $5 млрд дохода только от телетрансляций — Национальная футбольная лига США. Игроки этих лиг, как правило, не получают меньше $2 млн в год, не редкость и $5 млн.

Новые или давно известные, но выходящие из тени виды спорта тоже начинают формировать свой рынок. Сейчас отраслевые аналитики уже говорят о «большой шестерке» экстремальных видов — серфинг, сноубординг, экстремальные горные лыжи, суперкросс на мотоциклах, скейтбординг и экстремальный велосипед.

Зарплаты спортсменов-экстремалов из «большой шестерки» пока меньше заработков в классическом спорте в десятки раз. Без учета призовых фондов в случае побед на турнирах фрирайдер, например, получает от $50 тыс. до $200 тыс. в год.

Призовые фонды тоже сравнительно невелики. Всемирная лига серфинга собрала в 2015 году $5,8 млн на 11 соревнований среди мужчин. Еще $2,4 млн дали на девять соревнований среди женщин. Организаторы экстремальных гонок Lucas Oil Pro Motocross Championship сумели собрать на 12 заездов всего $840 тыс. Но победители, как правило, получают еще около $1 млн от спонсоров.

У организаторов суперкросса The Monster Energy есть $2,4 млн на 17 гонок в 2015 году. Еще $1 млн они собрали отдельно для центрального мероприятия — Monster Energy Cup.

Как правило, спортсмены-экстремалы сами тренируются, сами покупают билеты, чтобы доехать до мест, где проводятся турниры, а потом сами платят врачам, чтобы залечить травмы, подтверждает чемпионка по лонгборду Келья Мониц (здесь и далее использованы мнения спортсменов из материалов американского еженедельника Sports Illustrated), которой удалось в итоге подписать рекламный контракт с Quiksilver.

Первая чемпионка по серфингу из Бразилии Габриэль Медина вспоминает, что начинала с нуля. «Надеялась на друзей, на семью, на подработку, а в 2014 году выиграла чемпионат мира», — говорит она.

Келья Мониц согласна: «Каждый сам за себя. Не было никаких гарантий, что эта индустрия проживет еще хотя бы год, так что надо сразу рваться. Это определенно не Национальная баскетбольная ассоциация».

Новый рынок

В начале 1990-х годов похожим образом начиналась история турниров по смешанным единоборствам под эгидой Ultimate Fighting Championship. Первый турнир 1993 года собрал нераскрученных бойцов разных стилей, включая охранника европейских продюсеров порнофильмов Жерара Гордо, не было серьезных спонсоров, возникали проблемы с организацией телетрансляций. За 25 лет соревнования выросли в бизнес стоимостью $1,65 млрд. Бренд этой бойцовской организации Forbes оценил в $440 млн. Сейчас бизнесом управляет компания Zuffa, подконтрольная Фрэнку и Лоренцо Фертитта, владельцам Station Casinos в Лас-Вегасе.

Отношение рынка к экстремалам действительно постепенно меняется, говорит Стив Эстивен, управляющий партнер консалтинговой группы Wasserman Media, которого цитирует Sports Illustrated. «Быстрорастущий сегмент экстремальных мотокроссов уже напоминает историю Национальной футбольной лиги США. Гонщики могут подписать спонсорский контракт с семизначной суммой. Хотя пока это скорее исключение», — сетует он.

Истории сноубордиста Шона Уайта, гонщика Тревиса Пастраны, серферов Келли Слэйтер и Джона Джона Флоренса, скейтбордистов Тони Хоука и Райана Шеклера считаются примерами коммерческого успеха экстремалов. Их контракты — это минимум $5 млн в год, но суммы доходят и до $15 млн.

Интерес к «большой шестерке» растет. «Суперкросс может собирать стадионы, на которых играют команды из Национальной футбольной лиги США. А победитель гонок получает $12 тыс. Это просто смешно», — говорит Эстивен, прогнозируя рост гонораров спортсменов-экстремалов в десятки раз.

На них уже обратили внимание медиакорпорации, сотрудничающие с НФЛ, НБА и НХЛ. Подконтрольная Walt Disney группа ESPN проводит экстремальные X Games, которые в января собрали 115 тыс. зрителей. Чемпионат по экстремальным гонкам на велосипеде с главным призом в $35 тыс., который проводит Red Bull, решили показывать по NBC. На мероприятие продается от 1200 до 1500 билетов по $20.

Но даже в лучшем случае доходы спортсменов-экстремалов не сравнятся с классическим спортом. Журнал Forbes оценивает годовой заработок боксера Флойда Мэйвезера в $108 млн, звезда НБА Леброн Джеймс получает $72,3 млн за год, теннисист Роже Федерер — $56,2 млн, а гольфист Тайгер Вудз — $61,2 млн.

«Пока серьезных цифр в экстремальном спорте нет», — сетует управляющий директор Board-Trac Мэри Кейс, которую цитирует Sports Illustrated.

Но рынок открывается: 18 млн серферов, сноубордистов и скейтбордистов ежегодно тратят около $20 млрд на экипировку и спортивную одежду, подсчитали эксперты Board-Trac.

Скачать Содержание
Закрыть