Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

$20 млрд в прямом эфире

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Спортивные трансляции в течение десятилетий остаются основной причиной роста расходов глобальных медиакорпораций.

Инфляция в этой отрасли — например, на американском крупнейшем в мире рынке с самыми дорогими контрактами — превышает 10%. За год ассоциации и лиги игровых видов спорта зарабатывают около $20 млрд на продаже ведущим телеканалам прав на трансляции. Цены на контент, не связанный со спортом, растут в два раза медленнее. И это все равно более чем вдвое превышает официальный ориентир финансовых властей США по инфляции. Cпорт стал новым видом сырья на перегретом рынке, сетуют отраслевые аналитики.

Самые дорогие трансляции в корпоративной и спортивной истории — это live с матчей по популярным в Америке игровым видам спорта: хоккею, бейсболу, баскетболу, американскому футболу, а также стремительно набирающему популярность за счет английской премьер-лиги европейскому футболу. Смотреть игры вживую, по статистике исследовательской группы Nielsen, предпочитает 97% аудитории ведущих спортивных каналов.

Хоккей

Трансляции игр Национальной хоккейной лиги (НХЛ) обходятся медиакорпорации Comcast в $200 млн в год. Права на показ перешли к компании после присоединения каналов NBC и NBC Sports Networks, которые транслировали хоккей с 2005 года. Тогда на фоне скандала из-за локаута — профсоюзы спорили с менеджментом из-за условий коллективного договора игроков и отменили игры — менеджерам NBC удалось не только перехватить контракт с НХЛ у корпорации Walt Disney, но и сбить цену почти вдвое. Связанная с Walt Disney компания ESPN платила Национальной хоккейной лиге по $120 млн в год. А переговорщики из NBC согласовали сумму двухлетнего контракта на уровне $70 млн в год. По истечении его срока цену пришлось поднять, и с 2012 года годовой абонемент на трансляции хоккея в сетях NBC Sports Networks обходится компании в $200 млн.

Баскетбол

Первым официальным партнером Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) была корпорация Тurner Broadcasting, которая владеет кабельным телеканалом TNT. Двухлетний контракт, подписанный в 1988 году, предусматривал выплату $25 млн в год. Но уже в 1990 году на фоне популярности звезд НБА цена взлетела до $70 млн, а к 2000 году превысила $400 млн. TNT не выдержал такой нагрузки на бюджет, оставив за собой только трансляции одного из финалов, баскетбольной конференции и фестивалей, сопровождающих матчи всех звезд НБА.

Основной контракт с баскетбольной ассоциацией в 2002 году перехватила корпорация Walt Disney, подписавшая соглашение о трансляции матчей на своих каналах ABC и ESPN. Первая версия договора предусматривала стоимость прав на трансляции на уровне $400 млн в год. Сейчас Walt Disney платит $485 млн, ее контракт истекает в 2016 году.

Продление контрактов с НБА предполагает увеличение выплат с сезона 2016/17 года в 2,5 раза, почти до $2,7 млрд по обоим контрактам.

Трансляции турнира баскетбольных команд американских колледжей, который проводит NCAA — Национальная ассоциация студенческого спорта, обходятся вещателям почти так же дорого, как и игры профессионалов из НБА. Медиакорпорации CBS и Turner платят организаторам соревнований $740 млн в год в рамках четырнадцатилетнего контракта общей стоимостью $10,8 млрд. Молодежный баскетбол показывают на каналах TNT, TBS и truTV. Подписав многомиллиардный контракт, NCAA решила расширить число участников турнира с 64 до 68 команд. По неофициальной информации, в дальнейшем к соревнованиям могут допустить 96 молодежных команд.

Бейсбол

$500 млн в год стоят права на трансляцию популярных бейсбольных матчей в США. Это сумма контракта Главной бейсбольной лиги (MLB) с телеканалом Fox, входящим в News Corp. Руперта Мердока.

Восьмилетний контракт, который заканчивается в 2021 году, обошелся структурам Мердока в $4 млрд. За это Fox получил права на показ почти всех матчей, включая дивизионные игры, матчи Лиги чемпионов и Матч всех звезд. В зависимости от популярности игр трансляции делятся между основным телеканалом Fox и кабельными Fox Sports 1 и Fox Sports 2.

Конкуренты Мердока из принадлежащего Walt Disney медиаконцерна ESPN платят бейсбольной лиге по $700 млн в год.

Трансляции остаются популярными: аудитория каждой игры в последние три сезона составляла в среднем 1,56 млн зрителей. Но коммерческие перспективы контрактов вызывают вопросы у отраслевых экспертов, так как за десять лет аудитория бейсбольных матчей на ТВ сократилась уже на 40% и постарела: среднестатистический поклонник бейсбола перед телевизором — это мужчина в возрасте 56 лет.

Футбол

Телеканал SkySports, также принадлежащий Мердоку, оценил годовые права на показ матчей английской премьер-лиги в $1,22 млрд. Их контракт рассчитан на три года — с 2013 по 2016-й. Соглашение предусматривает трансляцию 116 матчей.

В США европейский футбол — игры английской премьер-лиги — до сезона 2021/22 года будет показывать NBC, который около трех месяцев назад согласился платить за это по $950 млн в год по новому контракту. Прежний контракт от 2013 года предусматривал плату в размере $250 млн за год.

Из-за разницы во времени основные игры в США показывают по утрам субботы и воскресенья. Топ-менеджмент канала после подписания нового контракта признавался, что не рассчитывает на быстрый коммерческий успех с учетом его цены, но вскоре пересмотрел оценки в сторону более оптимистичных.

NBC объявил о росте аудитории прямых трансляций британского футбола в США на 9% по сравнению с прошлым сезоном — теперь такая игра собирает в среднем 479 тыс. телезрителей, удивляя отраслевых аналитиков, которые назвали эти игры «новым видом сырья на перегретом рынке».

Американский футбол

Права на основные трансляции игр Национальной футбольной лиги США (NFL) распределены между крупнейшими медиакорпорациями — Comcast, CBS, Walt Disney и Fox.

CBS показывает американский футбол с 1956 года. В 1994 году компания потеряла контракт — его перекупили конкуренты из Fox. Снова договориться с лигой удалось только в 1998 году, заплатив $500 млн за год. Сейчас контракт CBS на показ американского футбола стоит около $1 млрд в год.

Трансляции основных игр NFL ведет и Comcast. В частности, с 2006 года на двух ее каналах — англоязычном NBC и испанском Telemundo — показывают игры по вечерам в воскресенье, подборки матчей плей-офф и серию игр, приуроченных ко Дню благодарения. Первый контракт предусматривал выплату NFL $650 млн за год. Сейчас годовой абонемент на трансляции стоит для Comcast $950 млн, и этим расходы не ограничиваются. За каждые 30 секунд рекламного времени в ходе трансляции игр воскресным вечером медиаконцерн отчисляет лиге по $500 тыс.

Телеканал Fox Руперта Мердока показывает американский футбол с 1994 года, тогда компания согласилась заплатить NFL $395 млн за трансляции в течение года. Действующий контракт (до 2021 года) предусматривает выплату $1,1 млрд ежегодно.

Самой дорогой телевизионной трансляцией на рынке спортивных мероприятий остается футбольный вечер понедельника в США. Входящие в структуру Walt Disney телеканалы группы ESPN платят $1,9 млрд в год за права на показ. Контракт с истечением срока в 2021 году расcчитан на $14–15 млрд. Вечер американского футбола в понедельник остается одной из самых рейтинговых передач в истории телевидения.

Решения Сыграть «Матч»
Скачать Содержание
Закрыть