Инструменты , Весь мир ,  
0 

«Нельзя делать канал просто о спорте»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
О том, как заработать на околоспортивных передачах и как привлечь женскую аудиторию на спортивный канал, в интервью корреспонденту РБК+ Александру Малахову рассказала креативный продюсер «Матч ТВ» Наталья Билан.

— Какие задачи стоят перед менеджментом канала? «Матч ТВ» — больше бизнес или социальный проект по популяризации спорта?

— Я никогда в жизни не называла себя менеджером и, дай бог, не назову. Я телевизионный продюсер, а у телевизионного продюсера, конечно, первая составляющая — это бизнес. Но в случае федерального спортивного канала не говорить о социальной миссии невозможно. Самое сложное — соединить эти две задачи.

Во всем мире спортивное телевидение очень прибыльное, поскольку рекламоемкое. И там совершенно спокойно относятся к тому, что спортсмены являются лицами крупных рекламных кампаний, участвуют в рекламных акциях, что рекламодатели поддерживают социальные и благотворительные акции с участием спортсменов. Мы пока, к сожалению, отстаем в этом отношении, болезненно на это реагируем.

— Возможен ли такой вариант развития событий, что канал будет субсидируемым и выполнять социальные функции?

— Так никто уже не работает. И никому не дают деньги просто для того, чтобы выполнить какую-либо социальную функцию. Здравомыслящий человек в XXI веке, который умеет считать деньги, понимает, что когда даются средства, то рано или поздно за них надо отчитываться. Для меня очень важно, чтобы канал был востребован рекламодателями. Мы к ним очень уважительно относимся, но не позволяем переступить эту грань, когда рекламодатель первичен, а контент вторичен. Все, что можно интегрировать в канал, мы пытаемся интегрировать. Но очень профессионально и не мешая контенту.

На мой взгляд, нельзя делать канал просто о спорте. Это большая иллюзия, что люди, которые любят спорт, смотрят все время каналы о спорте. Я видела футбол с пустыми трибунами. Где были все эти люди, которые любят футбол? Дома. Почему они не пошли на футбол? Потому что лень. Поэтому люди, которые так ратуют за спортивное телевидение, они достаточно пассивные, критиканы. Это достаточно консервативная часть населения, которая очень болезненно относится к рекламе и неспортивным темам, не понимая, что не каждый человек может профессионально заниматься спортом. Он может просто вести активный образ жизни.

— Сейчас в эфире как раз идет программа, не связанная напрямую со спортом.

— Она про активный образ жизни, там есть мастер-классы по разным видам спорта, о здоровой и полноценной жизни. Если вы не спортсмен, что вы должны делать? Вы должны жить, как кто? Как человек, который не обязан быть здоровым?!

— Почему бы не показывать шоу о спорте, разговорные программы?

— Утром вряд ли это интересно аудитории. Можно показывать повтор американского спорта — НХЛ, НБА, молодежную сборную по хоккею, что мы и будем делать. Если даже два человека из ста поймут, что нужно есть овощи и делать зарядку, то мы чего-то добились. По мне, это тоже спорт. Я бы не стала обманывать себя тем, что сейчас вся страна бегает марафоны и ходит на фитнес.

— Есть ли какая-то задача по пропаганде здорового образа жизни? Например, через три года какой-то процент населения должен бегать марафоны.

— Нет, это не ко мне. Это министру спорта такие задачи надо ставить. Я не отношусь к министерству.

— Вам транслируют эти задачи?

— Нет.

Вы будете транслировать чемпионаты и Олимпиады?

— Да, мы же федеральный спортивный канал. Вопрос в том, что одни мы точно не можем транслировать. Есть все равно уважаемые «Первый канал» и «Россия 1», которые справедливо претендуют на показ главных спортивных событий. Мы не за эксклюзив. Мы за то, чтобы как можно большему числу людей показывали спортивные трансляции. Но все равно это стоит денег. Когда вы говорили про субсидии, вы, наверное, подразумевали, что мы не платим за трансляции. Нет, мы платим.

— Будете ли вы зарабатывать на платной подписке?

— У нас есть федеральный канал и 12 каналов платных, тематических. Естественно, мы очень надеемся на доходы от подписки. Мы понимаем, что не все трансляции пойдут на «Матч ТВ». Соответственно, большая часть трансляций — той же английской премьер-лиги, бундеслиги — уйдет на платные каналы. Явно есть зрители, которые хотят смотреть это, когда им удобно. Они просто хотят смотреть спорт. Большой плюс в том, что у нас есть федеральный канал, который работает как бесплатное промо для платных каналов. Это отличная синергия, которой нет ни в одной стране мира.

— Федеральный канал всегда будет бесплатным?

— До той поры, пока все каналы в России будут бесплатными.

— Стоимость подписки на существующие платные каналы не будет меняться в зависимости от суммы затрат на права?

— Нет. Деньги зарабатываются на количестве подписчиков, а не на подъеме абонентской платы. Это возможно в будущем, когда мы увидим интерес подписчиков. Сейчас самое главное — расширить базу подписчиков, чтобы получить охват, аудиторию. Мы планируем зарабатывать в основном на рекламе: на прямой рекламе и на спонсорстве.

У нас уже есть Reebok. Я сейчас говорю про рекламодателей не прямой рекламы, а про спонсорскую рекламу, интеграцию. Мы делаем программу с Reebok и, надеюсь, будем делать с Coca-Cola по Евро-2016. Есть еще партнеры, которые готовы обсуждать сотрудничество. Когда люди в нашей стране презрительно говорят о неспортивном контенте, это абсолютно российская черта. Например, на Западе самые большие деньги зарабатываются на околоспортивных темах: активный образ жизни, фитнес, здоровая еда. Спортсмены являются лицами рекламных кампаний. Но на самих трансляциях заработать очень тяжело — все занято уже. Все крупные трансляции проданы. Как в случае с «Формулой-1»: мы ее показываем, но вы не сможете туда интегрироваться, она не нуждается в рекламодателях.

А околоспортивная жизнь расширяется: становится все больше людей, которых привлекает здоровый образ жизни. Именно эта аудитория привлекательна для рекламодателя.

— Возможна ли интеграция не самых здоровых брендов — алкогольных, табачных?

— Нет, конечно.

— Какая ожидается самая большая статья доходов — прямая реклама?

— Да, самая большая статья доходов на всем телевидении — это прямая реклама.

— Будут ли у вас букмекерские проекты?

— Есть крупные букмекерские конторы, которые исторически работают с крупными спортивными каналами, размещая на них рекламу.

— Было объявлено, что на телеканале будет достаточно много звездных ведущих. Сильно ли это ударит по бюджету?

— Мы стараемся работать с адекватными людьми, будь они звездные или не звездные. Не надо работать с людьми, для которых деньги являются единственной мотивацией для работы на новом канале. Тем более что многие, теперь уже наши ведущие, достаточно успешные и состоявшиеся в своей области люди. У нас не возникло трудностей и разногласий договориться со Шнуром, Татьяной Навкой, Александром Кержаковым…

— Что дадут каналу эти ведущие? Делается ставка на то, что они привлекут аудиторию, которая не смотрит спортивное ТВ?

— Самая большая задача канала «Матч ТВ» — это не потерять людей после окончания трансляции. Мало того что спорт не очень смотрят, а после окончания трансляции аудитория уходит, потому что никого не убили, скандала не было, файер в голову не запустили. Если только это не матч сборной или когда бьются наши с не нашими. Преданных фанатов английского, немецкого, испанского футбола не очень много. Фанатов баскетбола, к сожалению для меня, тоже не так много. Хорошо смотрят единоборства — понятно почему. Большая часть мужчин не способны в принципе подняться с дивана, а так вроде сидишь, смотришь и мужиком себя ощущаешь.

Если говорить о Шнуре, он активный болельщик, у него много фанатов. И если он высказывает свою точку зрения о футболе, то это повод для обсуждения независимо от того, согласны вы с ним или нет. Это повод, чтобы посмотреть, чтобы написать в социальных сетях. Повод для того, чтобы ждать следующей программы и высказать свое мнение. У Александра Пушного другая программа, она называется «Безумный спорт». Это попытка научного подхода к спорту. Можно ли прогнозировать рекорды, можно ли выверить в научных терминах победу. Они абсолютно не претендуют на лавры Василия Уткина, Георгия Черданцева или Дмитрия Губерниева — они о другом. Для меня очень странно, что часть людей, которые считают себя болельщиками, монополизировали спорт как эксклюзивную территорию. В их понимании есть спорт, а есть жизнь. Так не бывает.

— Они имеют в виду спорт высоких достижений.

— В спорте высоких достижений не роботы, а люди. Они лучше шутят, лучше выглядят, лучше разговаривают, чем мы — люди невысоких достижений. Не надо разделять спорт и жизнь. В вашей логике получается, что эта группа людей, которые ведут спортивные программы, они и должны выглядеть практически как спортсмены.

— Кто ваша потенциальная аудитория?

— Конечно, мужская. Чтобы расширить аудиторию и привлечь тех, которые хотят жить по-другому, хотят бегать, правильно питаться и оптимистично смотреть в будущее, мы и делаем эти околоспортивные программы про активный образ жизни. Это делается для того, чтобы привлечь в том числе женскую и, что самое важное, подростковую аудитории.

Женщины очень мало смотрят спортивные каналы. Женщинам это неинтересно. Женщина цепляется к истории, к характеру, к обаянию. Женщина, рассуждающая серьезно о голевых передачах, это все равно что женщина, меняющая свечи в автомобиле. На мой взгляд, женщина более эмоциональное создание, чем мужчина. Мужчина оценивает технику, физические качества спортсмена, а женщина эмоционально оценивает. Если нам удастся довести долю женщин в аудитории до 3%, это будет уже успех.

— Трансляции больших спортивных мероприятий вы будете делать только в пуле?

— Есть два крупных федеральных канала, которые исторически показывали и будут показывать крупные спортивные мероприятия. Будет глупо говорить о том, что «Матч ТВ» заберет себе эксклюзивный показ.

— В таком случае почему зритель будет смотреть ваш канал? Чем вы сможете привлечь аудиторию?

— При таком количестве профессиональных комментаторов, экспертов и возможностях телевизионного оборудования на «Матч ТВ» понятно, что мы будем интересны зрителям тем, что будем давать дополнительную информацию до, после и во время трансляции. Я думаю, мы будем конкурентоспособны, но охват аудитории у «Первого канала» и у «Матч ТВ», конечно, несопоставим. Но зритель выбирает канал за интонацию. Если он поймет, что ему о чем-то расскажут другими словами и будут представлены разные точки зрения, то он может нас выбрать. Другой вопрос — мы же говорили уже о социальной миссии — для меня лично, чем больше людей смотрят спорт, а не курят и пьют — это уже хорошо.

— Но в нашей действительности просмотр соревнований и употребление алкоголя — это не противоречащие друг другу занятия.

— Мне кажется, это штамп. Есть такое клише болельщика: пиво и просмотр футбола. Но эти два занятия не надо связывать в голове.

— Какие иностранные каналы для вас являются ориентиром?

— Все спортивные каналы похожи один на другой. Спортивные каналы на Западе живут уже много десятилетий, там культура другая. Для них совершенно нормально весь день показывать спорт, беседовать о спорте, делать интервью со спортсменами. При этом нет бесплатных спортивных каналов в мире, только платные. Мы бесплатный спортивный канал, который стоит в череде с очень сильными конкурентами, которые показывают фильмы и сериалы — их лучше всего смотрят.

У нас этого нет. Мы показываем то, что имеет отношение к спорту и активному и здоровому образу жизни. И поверьте мне, не все люди готовы это смотреть, ведь нет скандалов, разборок, желтых историй. Это тяжело, равно как и заниматься спортом.

— Удастся ли вам достичь примерно таких же финансовых результатов на бесплатной модели, если сравнивать с платными каналами?

— Нет, конечно. На Западе каналы деньги зарабатывают на— Нет, конечно. На Западе каналы деньги зарабатывают на подписке, у них свои лиги. Они вместе организовывают крупные спортивные мероприятия и зарабатывают на этом. Мы просто канал, который покупает права на спортивные трансляции.

— Есть ли планы по покупке активов на рынке? Например, продакшн.

— Пока нет, так как 80–90% вещания состоит из спортивных трансляций. Чтобы создавать программы для оставшихся процентов, покупать никого не нужно.

— Но вы будете заказывать программы у других компаний?

— Да, мы сами делаем те программы, которые вплетены в канву прямого эфира. Например, в эфире был матч «Манчестер Юнайтед» — ЦСКА и перед ним в сетке было отведено полчаса прямого эфира. Мы собрали в студию игроков ЦСКА, которые пять лет назад в тот же день играли с «Манчестер Юнайтед», показали сюжеты о подготовке к матчу. Это прямой эфир, который делает сам канал. И все программы в прямом эфире собственного производства.

А есть программы, которые мы заказываем производителям, потому что это командировки, сценарии, договоренности со звездами, — для канала неприбыльно самому заниматься этим.

А что такое продакшн? Нечто абстрактное, простому зрителю вообще ни о чем не говорит, надо работать с продюсерами и авторами сценариев — они могут собрать команду или предложить идею, которую доведут до ума.

— Возможны ли партнерства с иностранными каналами?

— Мы рассматриваем партнерства с иностранными каналами или продакшн-компаниями, только если мы хотим вместе сделать проект, который подразумевает несколько территорий для создания контента. Если нам нужно показать, как мальчик из Ульяновска попал в немецкую футбольную команду, то, конечно, мы будем просить у иностранных коллег помощи в съемках. Если это большой проект в преддверии крупных мировых событий, то да, партнерства возможны.

Рыночный расклад «Экстремальная шестерка» против «большой четверки»
Скачать Содержание
Закрыть